Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Педагогические условия повышения качества обучения
курсантов военного учебного заведения

 

Ю.А. Панасенко, к.п.н.,

Н.В. Дробышевский

 

 

Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (военный институт)

Общеизвестно, что высокое качество обучения может быть достигнуто тогда, когда курсанты относятся к учёбе с интересом, стремятся расширить свои познания в той или иной области науки и техники. Вместе с тем нужно понимать, что успешное обучение зависит не только от прилежания и рабо­тоспособности обучаемого, но и связано с общей организацией учебного процесса.

Что же могло бы способствовать лучшему усвоению знаний, повышению качества обучения курсантов?

В ходе проведённых тестирований и индивидуальных бесед с курсан­тами нами было выяснено, что одними из главных причин неудовлетворённо­сти в организации учебного процесса курсанты называют большой объём учеб­ного материала, личную неорганизованность, неумение рационального распре­деления времени на изучение дисциплин и на сдачу зачётных и экза­менационных сессий. Кроме того необходимость совмещения учебной деятельности с вы­полнением обязанностей по службе (несение караульной, внутренней и гарни­зонной службы), что создаёт дефицит времени и отвлекает много сил от учебного процесса. В итоге, исполняя свои служебные и учебные обязательства, курсанты ощущают эмоциональную напряжённость, которая переходит в стрессовые состояния (особенно в период сессии), повышается утомляемость, раздражительность, агрессивность, что влияет, как на здоровье отдельного курсанта, так и на психофизический климат всего коллектива. Некоторые курсанты высказывают разочарование в выборе профессии.

Необходимо отметить, что интерес к учёбе существенно повышается при прохождении курсантами лётной практики в учебной авиационной части и стажировки в авиационных строевых частях Военно-воздушных сил. Также способ­ствует повышению успеваемости моральная и материальная стимуляция этого процесса, разнообразие подачи учебного материала, побуждение у курсанта стремления к достижению компетентности.

По нашему мнению, обучение в вузе будет более успешным, если мы уч­тём следующее.

Курсанту важно понимание чёткой перспективы своего становления как авиацион­ного специалиста и уверенность в том, что требования, предъявляемые к нему в процессе обучения в вузе, соответствуют качественному выполнению буду­щим офицером своих функциональных обязанностей. Получив образование и профессию, молодой человек стремится приносить пользу обществу, хочет призна­ния, ищет простора для самовыражения. Препятствиями на пути могут быть как социальные условия, не позволяющие молодому человеку достичь жизненных целей, так и его личностные качества. Это проистекает из-за того, что человек плохо знает себя: осо­бенности интеллектуальных, психических функций, темперамента, характера, склада нервной системы и др. Он не владеет полностью  наукой управления: умением ставить цели, составлять планы, анализировать результаты и т.д., теряется при первых неуда­чах, не владеет умениями самореабилитации и самовосстановления. Поэтому необходимо научить будущих офицеров включать в свою деятельность такой компонент как коррегирование - перестройка собственной деятельности па ос­нове её самооценки и переоценки.

В процессе учёбы курсант познаёт себя. Под самопо­знанием следует понимать изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Человек познает себя как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае самопознание осуществляется методом само­наблюдения. В процессе восприятия, представления, размышления и пережива­ния человек как бы отдаст себе отчет о собственном состоянии и оценивает его. На этом и основан самоконтроль - жизненно важное качество личности, осо­бенно для человека лётной профессии.

Также необходимо и помочь ему в этом, создавая новые гуманно-ориентированные условия обучения, оптимизируя образовательную среду. Например, вводя элементы из дистанционных методов обучения, можно проектировать индивидуально-ориентированные образовательные системы. Применяя современные технологии обучения в организации учебного процесса  повышается разнообразие подачи учебного материала и его наглядность, предоставляется постоянный доступ к литературе и другим методическим материалам, организовываются различные способы тестирования и контроля с выбором времени для этого самим обучаемым, делается более гибким взаимодействие «преподаватель-курсант».

Важное значение в познании себя имеет изучение отношения окружаю­щих к познающему себя человеку. Объективные оценки близких, товарищей но службе позволяют глубже познать себя.

В процессе изучения опыта других, анализа различных точек зрения на решение какой-либо профессиональной проблемы, у курсанта формируется представление о будущей специальности, вырабатываются объективные критерии для самоанализа и самооценки себя как профессионала. И, наконец, лич­ность может себя сравнивать с идеалом человека и при этом отмечать то, чего у неё нет, и что должно быть сформировано. Однако ни что не может заменить практическое познание себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми, в повышении уровня своего самообразования.

Курсант должен обладать чувством собственного достоинства и значимо­сти, так как удовлетворение этих потребностей, основанное на объективной оценке его достижений, едва ли не кратчайший путь к росту знаний обучаемого, его добросовестности. Утвердить себя, добиться признания, найти своё место в обществе - важнейшая потребность личности, мощный стимул повышения активности и, следовательно, источник развития. Объективное основание этого - уникальность, неповторимость личности и, одновременно, её социальный характер. В ходе са­моутверждения происходит осознание самоценности личности, формируется положительный образ - «я», рождается чувство собственного достоинства и чести - внутреннее основание нравственности. В зависимости от самосознания устанавливается уровень притязаний личности. Чем выше самооценка, тем вы­ше притязания, масштабнее жизненная стратегия, следовательно, выше  жиз­ненные достижения человека.

Таким образом, выполняя нашу основную задачу, повышения качества учёбы курсанта, мы считаем, что недостаточно его просто вооружить военно-профессиональными знаниями. Необходимо развить само­сознание будущего офицера, научить контролировать собственную деятельность, что обеспечит осознанность его включения в процесс профессионального ста­новления. Учитывая здоровьесберегающие факторы, возможно уменьшить психофизическую напряженность учащегося и, как следствие, повысить качество усвоения учебного материала при формировании профессиональных компетенций, что скажется и на эффективности учебного процесса в целом.

Joomla SEF URLs by Artio