Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 
УДК 378.147

Организация смешанной модели обучения
средствами электронной информационной образовательной среды

А.В. Аграновский
кандидат технических наук, доцент
Е.Л. Турнецкая,
читель информатики ГБОУ СОШ № 298
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
 
В статье рассмотрены практические вопросы применения методов и технологий модели электронного обучения в учебном процессе современного вуза. Предложены технологии объединения дистанционной и традиционной форм обучения в преподавании дисциплин базового цикла подготовки бакалавров по направлению «Прикладная информатика».  Описана возможность организации смешанного обучения с использованием системы дистанционного обучения Moodle. Рассмотрены преимущества использования смешанного обучения в учебном процессе университета. Представлен опыт  внедрения среды  Moodle при обучении бакалавров в дисциплину «Программная инженерия».  Показано, что высокая эффективность образовательного процесса и повышение качества знаний у студентов достигается за счет использования модели смешанного обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, смешанное обучение, технологии дистанционного обучения, система дистанционного обучения Moodle.
 
В соответствие с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением принято понимать организацию образовательной деятельности с применением  содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].
 В настоящее время накопленный опыт применения технологий электронной формы обучения систематизирован и проанализирован в научных публикациях, посвященных проблемам современной педагогики.  Авторы изучили материалы, изложенные в статьях по этой проблематики, и могут  констатировать, что этой модели  присущи следующие недостатки: большинство слушателей дистанционных курсов не обладают высоким уровнем самообучаемости, технология организация учебного процесса плохо отработана, также у студентов отсутствует социальный контакт с другими участниками процесса обучения [2, 3]. Отсутствие  «живого общения» с преподавателями и консультантами по  изучаемому материалу может привести к неправильному или неоднозначному пониманию теоретического материала, неправильному толкованию  предлагаемой для решения задачи при выполнении практических заданий и, как следствие, выбираемых методов и средств ее решения.
Эти недостатки можно скомпенсировать, если учебный процесс построить, применяя модель смешанного обучения. Его концепция предполагает, что обучающийся для получения качественного образования может одновременно использовать возможности, предоставляемые как традиционным обучением, так и современными образовательными технологиями. Особый интерес реализации модели смешанного обучения представляют вопросы его организации в рамках технического университета с традиционной моделью обучения студентов. В этом случае сочетание традиционных, хорошо отлаженных принципов  построения учебного процесса с новейшими технологиями электронного обучения позволит создать инновационную базу для  реализации учебной деятельности вуза. Следует учесть, что реализация концепции смешанного обучения потребует реорганизацию многих аспектов образовательного процесса университета.
В Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения в качестве оптимальной технологической платформы реализации дистанционного обучения  выбрана система Moodle [4].
В целях выявления эффективности использования модели смешанного обучения на сайте дистанционного образования ГУАП (http://lms.guap.ru) для бакалавров, обучающихся по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика», создан электронный учебный курс по дисциплине «Программная инженерия». Перед изучением дисциплины среди студентов был проведен опрос, который показал заинтересованность обучающихся в такой форме обучения.
Полученные данные опроса и личный опыт преподавания позволяет утверждать, что наиболее эффективной формой для обучения студентов является смешанное обучение. В этом случае очное занятие проводится в традиционной форме с использованием интерактивных методов обучения.  Для закрепления изучаемой темы организуется свободный доступ к материалам курса в системе дистанционного обучения на странице курса. Созданный электронный курс содержит следующие ресурсы: лекции (режим предъявления материала), практические и лабораторные работы (режим обучения), тестовые задания (режим контроля). Внедрение технологий дистанционного обучения создает условия для профессионально-ориентированного и личностно-ценностного  роста обучающихся. Применение технологий смешанного обучения позволяет более полно раскрыть когнитивные способности студентов  [3].
Смешанная форма обучения дисциплине «Программная инженерия» позволяет нивелировать проблему пропуска занятий, так как кроме материалов лекционных занятий на странице курса находятся методические пособия для выполнения практических заданий. Студенты, имея доступ к ним в любое время, могут выполнить задания, опираясь на теоретический материал и примеры выполнения в предусмотренные учебным планом часы самостоятельной работы, и защитить их на очных занятиях.
Опыт работы со студентами показывает, что бакалавры имеют разный уровень подготовки и  знаний. Дистанционная составляющая учебного процесса позволяет познакомиться с материалами курса до очных занятий, разобраться с изучаемой темой. После очного общения с преподавателем выполнить предлагаемые задания и повторить материал.
Особый интерес авторов вызывают вопросы рубежного контроля знаний и тестирования. В системе дистанционного обучения Moodle предусмотрено несколько вариантов тестовых заданий: множественный выбор, на соответствие, короткий ответ, вычисляемый и т.д. 
Эффективность применения смешанной формы обучения подтвердил итоговый контроль, проводимый у фокус-группы. Контроль качества знаний у студентов включал две составляющие: зачет по курсу в очной форме и итоговый  тест. Затем результаты оценивания знаний сравнивались.
Эксперимент показал, что при прохождении теста в электронном виде количество отличных оценок увеличилось на 25% по сравнению с отметками, выставленными по классическим критериям оценивания при очной беседе.   Полученный результат подтверждает, что экзаменатор  при общении со студентами не может в достаточной степени выявить их латентные способности. На наш взгляд, это связано с тем, что обучающиеся хорошо справляются со своим волнением и  лучше сосредотачиваются при ответе на вопросы, заданные в тестовой форме. В этом случае они не отвлекаются на личность преподавателя и на происходящее в аудитории.
Сочетание методов очного и дистанционного обучения позволяет построить интерактивный процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов. Построение образовательного процесса на основе модели смешанного  обучения и системы дистанционного обучения Moodle способствует повышению качества подготовки бакалавров по направлению «Прикладная информатика».
 
Библиографический список
  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Российская газета. – 2012 - 31 дек.
  2. Лаврентье Г.В. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2012. – Вып. 2 (25).
  3. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного обучения : автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2007.
  4. URL:https://moodle.org (дата посещения 18.06.2015)
 

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio