Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Интердисциплинарный проект как средство подготовки будущих учителей технологий к совместной профориентационной работе с учреждениями профессионально-технического образования

Писклова Мария Сергеевна

Введение. Важность совместной профориентационной работы школы и профессионально-технических учебных заведений в формировании у школьников положительного отношения к рабочим профессиям не вызывает сомнений. В частности об этом говорится в Концепции профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессии, утвержденной Советом по вопросам профессиональной ориентации населения [5]. Профориентационная деятельность  подавляющего большинства учителей в целом направлена на профессии, связанные с высшим образованием. Профориентационные мероприятия педагогов учреждений профтехобразования не находят должного отклика в общеобразовательных школах. Учитель технологии в силу специфики своей деятельности может и должен стать связующим звеном в системе профориентационного взаимодействия профессионально-технического заведения и общеобразовательной школы. Для обеспечения этого взаимодействия нужна специальная подготовка учителей технологий в рамках формирования профориентационной компетентности.

Анализ последних исследований и публикаций. Процесс формирования у педагогов профориентационной компетентности освещен в исследованиях Н.Т. Благинина, М.А. Весны, Г.П. Бондаренко. Л.И. Бондарчука, К.Ж. Жубаева, С.Т. Золотоухиной и других. Проблемы профориентационной подготовки учителей технологий (трудового обучения) рассмотрены в работах А.Н. Коберника,  Х.В. Процко, В.К. Сидоренко, В.Д. Симоненко, В.Б. Харламенко, М.С. Янцура и других.

Но такой аспект, как формирование у будущих учителей технологий готовности к профориентации в совместной работе с профессионально-техническими учебными заведениями, специально не изучался.

В работах Х.В. Процко [11] и А.Н. Уткиной [12] только частично очерчена данная проблема без определения конкретных способов ее решения. Во многих случаях формирование у будущих педагогов какого-либо необходимого качества или компетентности обеспечивается стандартным способом – введением спецкурса. Но количество спецкурсов ограничено и отдельный спецкурс, без сочетания его с другими дисциплинами и видами деятельности не в состоянии обеспечить надежное и успешное формирование любой компетентности.

Таким образом, можно определить основные противоречия, которые сложились в системе профессиональной подготовки будущего учителя технологий с позиции формирования его готовности к совместной профориентационной работе с ПТУ. Противоречия: а) между возможностями по формированию готовности к взаимодействию с ПТУ, объективно заложенными в содержании учебных дисциплин различных циклов и недостаточным использованием этих возможностей преподавателями; б) необходимостью единого подхода к формированию указанной готовности и отсутствием межпредметного взаимодействия; в) теоретическим изучением технологии взаимодействия школы и ПТУ и отсутствием практического применения.

Цель и задачи статьи. Цель статьи заключается в определении возможностей интердисциплинарного подхода, реализованного в проектной технологии в подготовке будущих учителей технологий к профориентационному взаимодействию с учреждениями профтехобразования. Предполагается охарактеризовать метод проектов, как путь интеграции учебных дисциплин для формирования необходимых профессиональных качеств на компетентностной основе; определить сущность и функции междисциплинарности, как базового принципа, на котором строится проектная технология; определить возможности их целесообразного сочетания с подведением итогов за счет итогового портфолио.

Изложение основного материала. Профориентационную компетентность учителя мы рассматриваем как комплекс личностных возможностей педагога, которые позволяют  ему эффективно реализовать цели и задачи профориентационной работы с учетом конкретных динамичных ситуаций и условий.

Готовность будущего учителя технологий в профориентационной работе совместно с ПТУ мы рассматриваем как «проекцию» профориентацийной компетентности на деятельность в конкретных условиях. Она дополнительно предусматривает наличие у студентов: понимания важности и устойчивой мотивации совместной работы с ПТУ по ориентации школьников на рабочие профессии; системы знаний о профориентации совместно с учреждениями профтехобразования и особенностей организации учебно-воспитательного процесса в ПТУ; умений и опыта анализировать, планировать, организовывать совместную профориентационную работу с учреждениями профтехобразования; способности к самоанализу деятельности, определению сильных и слабых сторон своей деятельности и личности, опоры на сильные стороны и корректировки слабых сторон.

В процессе исследования нами было принято использование пяти уровней готовности: исходный, низкий, средний, достаточный и высокий [6]. Как показали наши предыдущие разведки, достичь высокого уровня готовности к совместной профориентационной работе с учреждениями профтехобразования студенту проблематично. О высоком уровне готовности, который связан с педагогическим мастерством, можно говорить уже после завершения обучения в вузе и нескольких лет практической работы в школе.

В качестве критериев оценивания готовности нами были определены мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный и рефлексивный компоненты, которые вытекают из ее структуры.

Вследствие изучения с помощью комплексного теста-опросника и выполнения практических задач-проектов 224-х студентов 3-5-х курсов дневной формы обучения специальности «Технологическое образование» различных специализаций Глуховского национального педагогического университета имени Александра Довженко, Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко, Ровенского государственного гуманитарного университета, установлено наличие у подавляющего большинства студентов низкого и исходного уровней готовности. Особенно низким оказался уровень оценки когнитивного и операционно-деятельностного компонентов. (Исключение составили студенты, поступившие на учебу после окончания ПТУ, но их незначительное количество). Поэтому возникла необходимость обосновать содержание и последовательность подготовки будущих учителей технологий к профориентационной работе во взаимодействии с учреждениями профессионально-технического образования.

Обычно с целью формирования какого-либо аспекта компетентности специалиста разрабатывается и вводится спецкурс соответствующего направления. Но, по нашему мнению, это экстенсивный путь. Более целесообразным мы считаем путь формирования готовности на основе интерпредметности, комплексности и использования инновационных образовательных технологий и возможностей, которые объективно заложены в различных учебных дисциплинах и видах деятельности, а краткий  спецкурс призван систематизировать и конкретизировать полученные знания и умения.

Согласно современной образовательной парадигме, приоритетами образования являются интересы и потребности личности, согласованные с магистральными направлениями развития общества. Изменение бывшей социоцентрической парадигмы образования на антропоцентрическую (Е. Бондаревская) требует пересмотра ряда вопросов педагогики, в частности педагогического образования, с позиции интердисциплинарности [2].

Остановимся на сущности интердисциплинарности как важного принципа современного образования. Задачи традиционной системы образования, которые заключались в формировании у студента знаний, умений и навыков, не соответствуют той реальности, с которой имеет дело современный специалист. В настоящее время применение общеобразовательных и профессиональных знаний является творческим заданием, которое решается каждый раз в неповторимой ситуации. С приходом в педагогическую науку компетентностного подхода вопросам подготовки учителя уделяется значительное внимание. Однако до сих пор не преодолен существенный отрицательный момент в большинстве наук, в том числе и в педагогике – обособленность дисциплин между собой, когда учебный предмет не подкрепляется примерами или ссылками на ранее усвоенные положения других субдисциплин. Слабым местом является разобщенность самих педагогов в том плане, что, имея глубокие знания по своим предметам, они недостаточно осведомлены о других дисциплинах, которые преподают их коллеги.

В отечественной и иностранной литературе существует множество определений «интердисциплинарности». Междисциплинарные программы основываются на понимании того, что отбельные дисциплины без установления между ними связей не способны охватить важные проблемы общества. Интердисциплинарность – это средство противодействия негативным последствиям узкой специализации и основа компетентностного подхода в образовании.

Мы придерживаемся точки зрения, что междисциплинарность – это подход к организации учебного процесса, который синтезирует методологию и терминологию нескольких дисциплин для овладения раскрытия актуальной  проблемы.

В исследовании мы совместили дисциплины циклов общеобразовательной, психолого-педагогической и профессиональной подготовки с педагогической практикой и новейшими информационными и педагогическими технологиями.

Особую роль принцип интердисциплинарности играет в усилении профориентационной направленности всех предметов и видов деятельности в процессе подготовки будущих учителей технологий. Анализ учебных планов  и учебных программ различных циклов позволили установить ряд дисциплин, имеющих объективно заложенные возможности для формирования исследуемой готовности.

Для примера приведен перечень тем по курсу «Педагогика», которые могут быть использованы для формирования готовности к совместной профориентационной работе с учреждениями профтехобразования (см таблицу 1).

Таблица №1  Содержание курса "Педагогика", которое может быть использовано для формирования у будущих учителей технологий готовности к совместной профориентационной работе с учреждениями профтехобразования:

Раздел. Тема

На что обращается внимание

 

Общие основы педагогики

 

1

Роль учителя в общественном развитии

Роль учителя в формировании гражданина. Учитель и его роль в выполнении социального заказа.

2

Функции учителя

Учитель трудового обучения как связующее звено между школой и ПТУ

3

Структура педагогических наук

Профессиональная педагогика и ее функции.

4

Задачи воспитания

Формирование общечеловеческих ценностей и уважения к различным видам трудовой деятельности и профессиям

6

Система образования Украины

Место заведений профессионально-технического образования в системе образования Украины

 

Теория обучения

 

1

Типы обучения

Производственное обучение

2

Принципы обучения. Принцип связи обучения с практической деятельностью

Практическая направленность всех учебных курсов. Использование полученных в школе компетенций в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности

3

Содержание школьного образования

Связь содержания школьного образования с  содержанием профессионально-технического образования

4

Виды образования. Уровни образования

Уровни профессионально-технического образования

 

Теория воспитания

 

1

Методы воспитания. Методы формирования сознания и убеждений

Сравнение методов воспитания в общеобразовательной школе и ПТУ. Методы формирования у школьников уважения к трудовой и профессиональной деятельности

2

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Методы формирования у школьников интереса и направленности на трудовую деятельность

3

Нравственное воспитание

Средства, формы и методы формирования у  школьников основных нравственных качеств, необходимых современному рабочему

4

Трудовое воспитание

Формы, методы и средства воспитания потребности в труде, формирования трудолюбия, ответственности за выполненную работу

5

Работа классного руководителя. Направления работы

Профориентационная работа в деятельности классного руководителя. Дисбаланс в структуре спроса и предложения на рынке труда.

6

Проведение внеклассной воспитательной работы

Совместная работа с учебными заведениями системы профессионально-технического образования.

Аналогичным образом были проанализированы учебные дисциплины «Современные информационные технологии», «Школьный курс информатики с методикой», «Психология труда», «Основы теории технологического образования», «Методика обучения технологий», «Методика обучения черчения», «Методика воспитательной работы», «Теория и методика внешкольного образования» «Основы научных исследований», «Теория и методика профориентационной работы». Анализ учебных пособий и материалов показал, что в подавляющем большинстве из них на взаимодействие с учреждениями ПТО не обращается внимания. Даже одно из лучших, по нашему мнению, учебных пособий по курсу «Профессиональная ориентация и методика профориентационной работы» не использует возможностей, объективно заложенных в программе. Исключение составляет тема 2.10, где в примерном плане беседы с учащимися предлагается беседа о продолжении образования и системе профессионально-технического и высшего образования [13, с.347]. Поэтому, для указанных учебных дисциплин нами была подобранна информация и виды деятельности, которые направлялись на формирование готовности к совместной профориентационной работе с профессионально-техническими учебными заведениями. Они нашли отражение в разработанных нами межпредметных методических рекомендациях, которые могут использоваться преподавателями различных дисциплин, готовящих будущих учителей технологий.

В педагогическом процессе многих учебных заведений достойное место занимает метод проектов. Многочисленными исследованиями установлено, что он выступает важным компонентом системы продуктивного образования за счет нестандартной  организации образовательных процессов посредством применения активных способов действий [3, с.10].  Большое значение метода проектов для развития профессиональной компетентности учителя обусловлено преимуществами, которые предоставляет его применение. Метод проектов предусматривает  решение некоторой учебной проблемы, которая предполагает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект представляет собой комплексный метод, соединяющий в себе элементы обучения, исследования и практической реализации результатов, отражающий содержание будущей профессиональной деятельности.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Е.С. Полат выделяет следующие требования к применению метода проектов: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предусмотренных результатов; самостоятельная деятельность студентов; структурирование содержательной части проекта; применение исследовательских методов [10].

Некоторые аспекты применения метода проектов в подготовке учителей технологий очерчены в исследовании М.Л. Пелагейченко [9], но они касаются формирования готовности к организации проектной деятельности учащихся.  Ценным и продуктивным, по нашему мнению, является подход Б.М. Андриевского к использованию проектно-модульной технологии в формировании у студентов исследовательских компетенций с обоснованием следующего  алгоритма реализации: информационно-диагностический, прогнозно-проектный, конструктивный, исследовательский, презентационный и рефлексивный модули [1].

На основе определенных подходов при изучении курса «Профориентология» (7 семестр), студенты получали дифференцированные задания по выполнению комплексного межпредметного проекта, который интегрировал в себе все изученное ранее.

Проектом предусматривалось: изучение окружающей профессиональной среды, учреждений профессионально-технического образования, анализ их интернет-сайтов; составление программы работы общего с ПТУ кружка, студии; разработку сайта (или интернет-страницы) для представления профессий ПТУ; подготовку исследования.

Результаты выполнения проекта отображались в электронном портфолио, которое в дальнейшем использовалось во время педагогической практики. Портфолио всех студентов группы записывалось на один носитель, который в дальнейшем применялся в качестве методического пособия для педагогической практики. Формирование готовности к совместной профориентационной деятельности с ПТУ как комплекса свойств личности возможно лишь при условии насыщенности процесса профессиональной подготовки активной практической деятельностью, в ходе которой проверяются теоретические знания, совершенствуются умения и навыки будущего учителя. Принцип единства сознания и деятельности плодотворно используется при акмеологическом толковании личностно-деятельностной природы педагогической и, в частности, профориентационной компетентности. Исследования акмеологов свидетельствуют, что готовность выпускников высших учебных заведений к педагогической деятельности следует изучать в деятельностных проявлениях, когда личность развивает свои сложные общие и специальные возможности, усваивает новые способы решения профессиональных задач; расширяется система профессиональных умений и навыков, изменяется система потребностей и ценностей субъекта труда [4, с.307]. В связи с этим педагогическая практика играет важную роль в формировании у будущих учителей профориентационной компетентности и готовности к совместной профориентационной работе с учреждениями профтехобразования в частности. С одной стороны, практика учит студентов применять полученные теоретические знания из дисциплин различных циклов в непосредственной педагогической деятельности и дает простор для проявления индивидуальности каждого студента, формирования элементов собственного педагогического опыта [7]. Поэтому в комплексе средств формирования готовности будущих учителей технологий к совместной профориентационной работе предусмотрены задания на педагогическую практику: составить перечень ПТУ, находящихся в регионе, проанализировать их специальности; разработать план сотрудничества с ПТУ; разработать совместное воспитательное мероприятие; создать компьютерную презентацию к специальностям ПТУ; подобрать диагностические методики самооценки учениками направленности на специальности ПТУ; проанализировать состояние направленности учащихся на рабочие профессии ПТУ и уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Результаты. Эффективность предложенной технологии формирования у будущих учителей готовности к совместной с ПТУ профориентационной работе проверялась экспериментальным путем.

Результаты педагогического эксперимента, которым было охвачено 126 студентов (в экспериментальной совокупности 29 студентов) свидетельствуют, что произошли существенные позитивные сдвиги в уровне готовности.

Обратимся к мотивационному критерию, который рассматривается нами как сформированность совокупности мотивов, соответствующих целям и задачам профессиональной ориентации на рабочие профессии. Показателями выступают: осознание значения профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении молодого человека; устойчивое направление на проведение профориентационной работы в условиях взаимодействия с ПТУ; совокупность мотивов различных групп (социальных, познавательных, профессиональных, личностного развития и самоутверждения, личного благополучия), направленных на проведение эффективной профориентационной работы.

Необходимым и важным сотрудничество школы и профессионально-технических учебных заведений считали  51% студентов контрольных групп и 48% студентов экспериментальной группы на начало эксперимента (3-й курс). После завершения эксперимента (4-й курс) мотивация повысилась до 65% у студентов контрольных групп и до 93%  у студентов экспериментальных. Прирост для контрольных групп составляет 14% (t=1,98, при критическом значении 2) для экспериментальных – 45%. (t=4,1). На основании этого можно констатировать, что по мотивационному критерию различия между контрольной и экспериментальной выборками, выраженные в процентах безусловно достоверны [8, С.282].

В когнитивном критерии отражается знание: сущности и методов профессиональной ориентации и их специфики применительно к совместной работе школы и ПТУ; особенностей организации учебно-воспитательного процесса в ПТУ; прав, социальных льгот и материального обеспечения учащихся ПТУ; профессионального окружения и учреждений профессионального образования региона, специальностей, которые они предлагают; понимание специфики работы по ориентации на рабочие профессии.

По выраженности показателей когнитивного критерия готовности также отмечаются существенные положительные сдвиги. В таблице 2 приведены некоторые показатели, свидетельствующие о позитивной динамике.

Таблица 2. Динамика знания студентами экспериментальной группы профессионального окружения региона (количество – 29 лиц)

 

 

Информированность студентов о профессиональном окружении региона

Этап эксперимента

Количество названных

0-3

4-6

7-9

>9

Знание учреждений профтехобразования региона

Нач. эксп.

45

38

17

0

Конец эксп.

3

14

66

17

Знание специальностей в учреждениях профтехобразования региона

Нач. эксп.

31

52

14

3

Конец эксп.

0

10

62

27

Операционно-деятельностный критерий характеризует прочность и действенность усвоенных знаний и опыта, наличие умений выполнения конкретных профессиональных действий при проведении совместной профориентационной работы в квазипрофессиональных видах деятельности и во время прохождения педагогической практики. (Анализировать, проектировать, конструировать, реализовать совместные профориентационные мероприятия и деятельность).

Оценивалось качество выполнения комплексных проектов, отраженных в индивидуальном портфолио и степень выполнения специальных профориентационных заданий на педагогической  практике. Оценка за проекты выставлялась по 100 балльной шкале. В этом этапе эксперимента было задействовано 29 студентов экспериментальных групп и 58 студентов контрольных. В конце эксперимента в экспериментальной группе  среднее арифметическое оценок составило 69,7 при стандартном отклонении σ = 16,6, в контрольной группе среднее составило 47,3 при стандартном отклонении σ = 12.  По критерию Стьюдента экспериментальная и контрольная совокупности достоверно различаются по средним арифметическим (t= 7,1 при табличном значении t = 2,02).

На основе вышеизложенного мы можем констатировать, что целевой комплексный межпредметный проект является действенным средством повышения эффективности формирования готовности будущих учителей технологий к совместной профориентационной работе с учреждениями профтехобразования. В результате применения этой технологии существенно повысился уровень мотивационного, когнитивного и оперционно-деятельностного компонентов.

Хотя следует отметить, что когнитивный компонент готовности требует более целенаправленного формирования у студентов знаний особенностей организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионально-технического образования, льгот и прав учащихся, стипендиального обеспечения, что требует включения этого материала в различные учебные дисциплины.

Выводы. 1. Направленность учебного процесса на подготовку студентов к решению актуальных проблем – важный аспект современного компетентностного подхода в образовании и способствует усилению  практической направленности обучения.

2. Готовность будущих учителей технологий к проведению профориентационной работы совместно с ПТУ мы рассматриваем как прикладную  «проекцию» профориентационной компетентности на реализацию важной социальной задачи, которая требует от учителей ряда специальных знаний и умений, связанных со спецификой профессионально-технического образования.

3. Комплексный интердисциплинарный проект в сочетании с  педагогической практикой имеет значительные возможности в формировании у будущих учителей технологий готовности к профориентационной работе в условиях взаимодействия школы и учреждений профтехобразования.

Применение указанного проекта обеспечивает эффективное формирование необходимых качеств.

Заключение. В дальнейшем следует определить комплексные проекты, направленные на подготовку будущих учителей к выполнению наиболее актуальных функций.

Особенно следует уделить внимание изучению организации совместной педагогической практики студентов специальности «Технологическое образование» совместно со студентами специальности «Профессиональное образование» с целью обеспечения их взаимодействия в дальнейшем.

Библиографический список:

1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 4. – с. 11-17.
2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1. Методолого–прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. – М., 2000.
- 391 с.
3. Зинченко А.В. Оценка готовности будущих учителей технологии к совместной профориентационной работе в учреждениях профтехобразования / А. В. Зинченко // Психолого-педагогические основы проектирования инновационной образовательной среды: Сборник научных работ студентов, аспирантов, молодых ученых. - Брянск: РИО, БГУ, 2012. – С. 178 – 183.
4. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг . – Таллинн: Валгус, 1980. – 334 с.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е.Петров [под ред. Е.С.Полат] — М.: Академия. – 2009. – 272 с.
6. Уткина О. Н. Технология определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии : автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.01 / Уткина Оксана Николаевна.
- Ижевск, 2006. - 19 с. 


 

 

Joomla SEF URLs by Artio