Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики при формировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся

Некрасова Татьяна Алексеевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №191
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

На сегодняшний день   в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью детей и учащейся молодежи. Поэтому в системе образования проблематика здоровья становится все более актуальной.
Основная цель здоровьесберегающей педагогики -сохранение здоровья детей в процессе их обучения и воспитания, а также формирование у каждого учащегося умений и навыков здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья.
Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения):
на 50% — от образа жизни;
на 25% — от состояния окружающей среды;
а 15% — от наследственной программы;
на 10% — от возможностей медицины.

И хотя традиционно считается, что основная задача школы — дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.

Школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Школьные факторы риска, влияющие на здоровье учащихся:
1. Стрессовая педагогическая тактика;
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;
3. Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
6. Интенсификация учебного процесса;
7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главная цель учителя — научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. Для этого необходимо формировать интерес, мотивацию к познанию, обучению.
В-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Работоспособность школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели, зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний в течение урока такова:
5-25 минута — 80%;
25-35 минута — 60-40%;
35-40 минута — 10%.

Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.

Педагоги могут использовать следующие приемы, помогающие сохранять и укреплять здоровье учащихся:

1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются:
дидактические игры;
включаются в урок физкультминутки;
вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников;
включаются школьники в групповую и парную работу;
используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор;
перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7;
планируется смена вида занятий через 7-10 мин;
выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо:
следить за посадкой учащихся;
проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз;
использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы  школьников, их личного творчества.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся на уроках используются:
видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся;
обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения;
обязательность дифференцированных домашних заданий;
наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями;
учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.

4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью:
создания ситуаций успеха для учащихся (на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради);
корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся;
избегания в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими;
доступности и преемственности информации, использования соответствующих средств  наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий;
установления межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо:
соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа;
обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;
организовать динамическую перемену после третьего урока, использовать подвижные перемены, ввести утреннюю зарядку перед первым уроком.

6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Учитель может оказать существенное влияние на здоровье учащихся, если в его функции будет входить задача стимулировать детей к здоровью, т.е. умение помогать детям его сохранять, поддерживать, укреплять и наращивать.

Joomla SEF URLs by Artio