Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

«Живые» квесты

(из опыта применения во внеурочной деятельности преподавателя русского языка и литературы)

Трифонова Наталья Васильевна

Многие знают, что такое квест, - это приключенческая игра с особым сюжетом, где каждый игрок выполняет отведенные ему задачи. Квесты - любимый жанр компьютерных игр для многих людей и один из самых популярных на сегодняшний день. Вот и мы, преподаватели, используем в своей практике квест.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная урочная и внеурочная деятельность.

Одним из способов решения данных задач является использование образовательных квестов. (Квест от английского «quest» — поиск). Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа квестов:

-кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно — три занятия);

-длительный (используется для углубления и преобразования знаний обучающихся, рассчитан на длительный срок – месяц, семестр, год).

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся многими. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? «Живой» квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Обучающиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих ребят. С использованием квестов удалось уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства. Педагоги научились применять активно – деятельностный подход к обучению.

Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты помогают обучающимся отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.

Основные цели квеста:

Воспитательные:

- вызывать интерес к предмету;

-развивать чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска.

Образовательные:

-обобщить знания по теме квеста;

-формировать ключевые понятия: (дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, честность, порядочность)

- обучать ребят самостоятельному приобретению новых знаний,

- побуждать  к исследовательской деятельности с использованием, в том числе и различных информационных ресурсов;

- развивать познавательный интерес к предмету;

-развивать у обучающихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать;

- мыслить абстрактно;

- стимулировать обучающихся на совместное творчество через работу в команде, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение доказывать правильность принятого решения.

Здоровьесберегающие:

-учитывать возрастные особенности обучающихся;

- выстраивать модель здоровьесберегающего урока;

-избегать перегрузок.

В каждом квесте для ребят обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.   К примеру, вариант городского квеста может идеально сочетаться с возможностью ознакомиться с достопримечательностями того или иного города, открыть для себя какие-то факты, интересные места, как-то иначе посмотреть на уже знакомые вещи. Впрочем, каждый сможет попробовать проявить себя с разных сторон. Как уже говорилось, квесты – это настоящие командные игры, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. А это может сплотить обучающихся, позволит ребятам совершенно по-новому взглянуть друг на друга.

В настоящее время широко известен и активно применяется во многих учебных заведениях метод проектов. Web-квесты – это один из видов проектной деятельности. Образовательный web-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы Интернета. Разрабатываются web-квесты для максимальной интеграции всевозможных Интернет-ресурсов в различные учебные предметы и программы.

«Живой» квест способствует развитию множества качеств и умений:

• Тренировка в импровизации, умении ориентироваться в меняющейся ситуации и адаптироваться к ситуации, быстро принимать решение, просчитывая варианты исходов.

• Расширение ролевого репертуара, раскрытие внутренних ресурсов, большая свобода самовыражения, но в то же время обретение большего контроля за своим поведением – различения «я» и «роли».

• Повышение коммуникативной компетентности (тренировка навыков общения), умение «читать» поведение другого и выражать мысли и эмоции, то есть быть в контакте с другими людьми.

• Тренировка навыка достигать цель - умения последовательно, поэтапно идти к цели разными методами и способами и использовать ресурс и подсказки, подбрасываемые самим ходом жизни.

Преимуществом квест-проектов является использование активных методов обучения.

Квест-проект может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Это действительно удобно и с точки зрения организации разноуровневой работы детей с разными стартовыми возможностями.

Обучающиеся самостоятельно определяя проблему, над которой будут работать, определяют для себя психологически оптимальный индивидуальный темп, направление и объём работы.

Для организации эффективной работы обучающихся необходимо прописать алгоритм (фрагмент памятки по созданию квест-проекта).

Образовательный этап проводится с опорой на разработанную систему учебных элементов, проверка осуществляется с помощью системы трехуровневых компетентностно – ориентированных заданий.

Применение образовательных квестов позволяет формировать предметные и межпредметные компетентности, положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повышает мотивацию обучения, а формулировка и разрешение противоречий дает навыки решения конкретных проблем.

Квест-уроки способствуют формированию у обучающихся информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества.

Я впервые применила квест-технологию на своих уроках, когда столкнулась с проблемой нежелания моих обучающихся участвовать в творческих мероприятиях. Требовался способ заинтересовать их работой по предмету, стимулировать не только получением оценки, но и найти способ вспомнить о любви к  языку, носителями которого они являются.

Ещё не  зная о технологии применения квестов на уроках или во внеурочной деятельности, я придумала простейшую игру, о  которой объявила заранее. Договорившись с преподавателями на всей территории колледжа, а также с библиотекарем и мастерами производственного обучения о том, что ребята смогут к ним заходить во время перемены за заданиями, я раздала напечатанные и пронумерованные фразеологизмы всем вышеперечисленным примерно по 30-35 фраз, таким образом, получилось впечатляющее количество фразеологизмов. И в назначенный день ещё раз  сделала объявление о начале игры-квеста «Найди фразеологизм». Задача обучающегося была не более одного раза и только на перемене ( в правилах, которые были вывешены на территории колледжа,  это четко оговаривалось) подойти к одному преподавателю, мастеру производственного обучения, библиотекарю или  руководителю учебной площадки, чтобы взять фразеологизм и написать его значение, затем его уже со значением принести мне. Я  складывала подписанные фразеологизмы по группам и записывала номера по фамилиям, чтобы не ошибиться при подсчете правильно данных значений. На следующий день объявляла победителей, они получали по 5 баллов за урок по теме «Использование фразеологизмов» (нужно было правильно дать значение не менее 5 фразеологизмам). Всем тем, кто участвовал и принес  хотя бы 1 фразеологизм с правильным значением,  ставила оценку «хорошо» по той же самой теме (условия так же оговаривались в правилах проведения квеста).

 Могу сказать, что даже такая простая игра принесла свои плоды, ребята с большим удовольствием и интересом участвовали в дальнейших мероприятиях по русскому языку, заинтересовались историей некоторых фразеологизмов и мы даже провели небольшой семинар по теме «История фразеологизмов», попросив поучаствовать и преподавателя истории, а также стали более тесно сотрудничать друг с другом (те, кто уже набрал 5 фразеологизмов и был уверен, что они  правильные, так как значение проверял по словарям  фразеологических оборотов, отдавал взятые  фразы тем, кто ещё не успел собрать нужное количество для оценки «отлично»), особенно это было актуально для обучающихся  на 1 курсе. Именно эти ребята в результате игры познакомились друг с другом поближе и смогли оценить качества своих однокурсников.

Это был мой первый опыт в использовании квест-технологии. В следующие квесты я уже включала не только поиск и правильную подачу значения, но и давала следующее задание – классифицировать найденные фразеологизмы по происхождению (заимствованные или исконно-русские. А на следующем этапе – если заимствованные, то из какого языка, если исконно-русские, то откуда происходят («крылатые выражения» из произведений русских писателей, поэтов или  драматургов, из фильмов и т.д.). Так квест постепенно усложнялся.

Таким образом,  квест-технология не только помогла мне найти подход к своим обучающимся, но и вызвать их интерес к преподаваемому мной предмету, что, как мне кажется, является самым важным, так как нет ничего важнее для педагога, чем любовь и интерес к преподаваемому им предмету не только его собственная, но и тех, кого он обучает.

 

Источники:

1.      Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2.      Малыгина Алла Валентиновна "Живые" квесты в образовании. http://wallit.ru/shkolniku/9-klass/zhivye-kvesty-v-obrazovanii/

3.       Международный вебинар "Живые" квесты в образовании" (современные образовательные технологии)"  http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013---qq---q---q.html  

4.      Живой  квест https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82

5.      Игра - живой квест  http://masterfuns.com/igra-zhivoy-kvest

 

Joomla SEF URLs by Artio