Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Вечер занимательной физики (сценарий)

Папян Сусанна Вазгеновна, учитель физики ГБОУ СОШ № 270

г. Санкт-Петербург

Живет природа по своим законам.

Мы изучаем их, стремясь понять,

И очень важно знать и понимать основы,

Чтоб эти знанья в жизни применять.

Целевая аудитория: учащиеся 7, 8-х  классов.

Форма проведения: игра-соревнование.

ТСО: мультимедиа проектор, экран, документ-камера.

Цели: стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, привить им интерес и вкус к занятиям физикой; развитие внимания, памяти, логического мышления; повышение  и развитие интереса к изучению физики; воспитание культуры общения друг с другом, ответственность за выполнение своей работы перед товарищами.

Задачи: обобщить, закрепить и углубить знания, полученные при изучении тем  7, 8-го классов; продолжить формирование умений работать с физическими приборами и ставить опыты; умение формулировать свою мысль, правильно ставить вопрос, быстро принимать решения; формирование умения взглянуть на изучаемые явления под другим углом зрения.

Аннотация

Внеклассные занятия приучают к самостоятельной творческой работа, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности. С другой стороны внеклассные мероприятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одарённых учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.

План проведения

Слово учителя

Мы рады приветствовать  гостей на нашем  празднике Физики!  Наше мероприятие сегодня будут проводить ученики нашей школы. Располагайтесь поудобнее, мы начинаем!

Приглашаются главные участники нашего праздника - команды 7, 8-х классов (входят под музыку, садятся)!

Сегодня принимают участие команды 7А, 8А класса – команда « Протон», капитан команды ученик 8А класса Антон Горький, который является призером районных олимпиад по физике и победителем дистанционных туров интернет олимпиады!

Команда 7Б, 8Б класса-команда « Тесла», капитан команды ученик 8Б класса Подьячий Вадим,  который стабильно показывает хороший результат обучения по физике в 7 и 8 классах.

Сегодня мы с вами собрались на праздник ваших знаний по физике, которые вы получили за 7 и 8 классы. Хочется узнать и проверить – кто из собравшихся сильнейший? А для этого вам будет предложено пройти физические испытания.

Оценивать вашу работу сегодня будет жюри (оглашается состав жюри).

«Разбаловка» конкурса лежит на столах у жюри.

Ведущие нашего праздника  ученики 10 класса.

Слова ведущих:

Начинаем наш праздник физики! Это необычное время, когда все присутствующие диссоциируют на болельщиков и игроков.

Игроки выигравшей команды заряжены положительно.

Проигравшей – отрицательно.

Жюри – электронейтрально.

Наш первый закон – закон сохранения успеха!

Полный запас успеха обеих команд постоянен. Он только может переходить от одной команды к другой и обратно.

Наш второй закон – Физика + Юмор = Константа. Чем больше физики, тем меньше юмора и наоборот.

Третий закон – в замкнутой системе кабинета физики, когда игрок тянет время, зрителей тянет к выходу!

И четвёртый закон – силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине. Равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону побеждающей команды.

Сегодня  как и обычно у нас есть правила,  нарушение которых могут принести командам штрафные очки. Правила эти простые:

Правило №1: Отвечать только тогда, когда наступило время ответа своей команды.

Правило №2: Не перебивать выступающего ни  своей, ни чужой команды

Правило №3: Активно участвовать членам всей команды во всех состязаниях

За  нарушения этих правил команда будет лишаться своих заработанных очков!

Итак, начинаем!

 

 Испытание первое:« Разминка»

Сейчас на экране появятся вопросы, каждая команда дает ответы   только на свой вопрос, если ответа в команде нет, то право ответа переходит другой команде. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Презентация «РАЗМИНКА»

Ведущие: Мы немножко «размяли» мозги, а теперь нас ждет  второе испытание «Физическое лото».

 Внимание на экран! После первого слайда комментарий: отвечает  тот, кто первым поднял руку, жюри нам помогает в этом, помним про  наши правила. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Презентация «ФИЗИЧЕСКОЕ ЛОТО»

Ведущие: Подведем первые итоги, слово предоставляется жюри.

Слово жюри.

Ведущие: Какая физика без опытов? Особенно, если  это праздник физики!  Каждая команда подготовила по 3 опыта, сейчас мы все смотрим демонстрацию, а объяснить эти опыты должны команды соперников, если нет объяснения, то объясняет физическую суть сам демонстратор. За демонстрацию – 3 балла, за объяснение –  3 балла. Мы начинаем наше третье испытание.

1.      Опыт №1. Картезианский водолаз. Цилиндрический стеклянный сосуд заполняем водой на 90%. В нём находится стеклянный пузырёк с небольшим объёмом воды, опрокинутый горлышком вниз. Сверху  цилиндрический сосуд плотно затягиваем резиновой плёнкой. Если оказывать давление на резиновую плёнку, то стеклянный пузырёк тонет. Прекращаем воздействие на плёнку – пузырёк всплывает. Объяснение: давление, производимое на плёнку, передаётся воздуху, а через него воде. Она по закону Паскаля передаёт давление во все стороны без изменения. Воздух, имеющийся в пузырьке, сжимается, объём воды в нём увеличивается. Общая сила тяжести пузырька с водой становится больше выталкивающей силы, и пузырёк тонет. [3]

2.      Опыт №2. Свеча-поплавок.К короткому отрезку стеариновой свечи прикрепляем снизу небольшой груз так, чтобы свеча плавала в воде. Зажигаем свечу и задаём вопрос: «Как долго будет гореть свеча?» Объяснение: кажется, что пламя зальётся водой и свеча быстро погаснет. Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и всплывает. [1]

3.      Опыт №3. Конвекция.Вырезаем из алюминиевой фольги спираль, подвешиваем к деревянной спице  и держим над пламенем свечи или спиртовки на высоте 8-10 см. Спираль вращается. [2]

4.      Опыт №4. Сухим из воды.Кладём на дно тарелки или блюдца монету, наливаем немного воды. Как достать монету, не замочив пальцы? Ответ: зажигаем бумагу, вносим её в стакан. Воздух в нём нагревается, давление увеличивается, и часть воздуха выходит. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охлаждается, давление уменьшается. Под действием атмосферного давления вода входит в стакан, освобождая монету. [3]

5.      Опыт №5. Яйцо в графине.Зажигаем бумагу, вносим её в графин. Воздух в нём нагревается, давление увеличивается, и часть воздуха выходит. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охлаждается, давление уменьшается. Кладём сваренное вкрутую и очищенное яйцо на горлышко графина, под действием атмосферного давления яйцо втягивается в графин. [3] (Маленькая хитрость: горлышко графина изнутри смажьте маслом для лучшего скольжения).

6.      Опыт №6. Электрический маятник.Между двумя вертикально установленными металлическими пластинами, которые соединены с кондукторами электрофорной машины, подвешен на шёлковой нити теннисный шарик, покрытый слоем графита. При вращении дисков машины шарик колеблется между пластинами. Объяснение: коснувшись одной из пластин, шарик заряжается одноимённым с ней зарядом и отталкивается от неё, далее он касается другой пластины и, отдав ей свой заряд, разряжается. Поэтому он снова притягивается первой пластине и т. д. [1]

Ведущие: мы посмотрели интересные домашние эксперименты, а теперь хочется проверить умение команд решать задачи, но не простые, а экспериментальные. Сейчас командам дается 30 секунд  для того, чтобы решить кто из их команды будет выполнять самостоятельно экспериментальное задание.

Презентация «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ».

«В вашем распоряжении динамометр, сосуд с водой и … корнеплод. Определите его плотность».

Прочитав  задание, 1 - 2 человека от команды  получают приборы, уходят в специально отведённое для них место - выполнять задание.

Ведущие: пока ребята выполняют свое задание, остальная команда участвует в следующем испытании, которое называется  просто: «Художественный конкурс». За правильный ответ команда получает по 1 баллу!Внимательно рассмотрите картины русских художников. Назовите изображенные на них физические явления.Для раздумий командам дается 2 минуты. (Учитель выставляет песочные часы)

Презентация «Художественный конкурс».

Ведущие: Просим жюри подвести итоги и сообщить результат.

Слово жюри.

Пока говорит жюри, решения экспериментального задания выводятся через  документ-камеру на экран.

Затем участники  экспериментального задания объясняют своё  решение.

Ведущие: настало время конкурса капитанов, просим капитанов  выйти. Для жюри: правильный ответ - 1 балл, внимание на экран!

Презентация «КАПИТАНЫ».

Ведущие: В нашу жизнь прочно вошла реклама, мы предлагаем вам посмотреть сейчас особую рекламу, рекламу физических знаний. Внимание на экран!

 Демонстрация видео-роликов с сайта МИФИ из интернета:

1.      Опыты с жидким азотом

2.      Металл в жидком азоте

3.      Простые физические опыты из книг Я. И. Перельмана

Ведущие: а теперь конкурс-испытание - это особый конкурс -  артистический. Вызываются три человека от каждой команды. Во время конкурса они стоят лицом к команде и спиной к доске, на доске будет появляться слово, которое члены команды показывает жестами и мимикой  участнику своей команды, его задача – угадать это слово. Дается три попытки. Удачи!  

Для жюри: за верное угаданное слово - 1 балл.

Презентация «СЛОВА».

Ведущие: просим жюри подвести итоги и огласить результаты.

Наиболее активные участники получают грамоты и призы.

Рефлексия: уважаемые гости, уважаемые члены команд, уважаемое жюри, ведущие,  просим вас назвать по одному слову или словосочетанию, которым вы можете выразить свое впечатление о нашем таком необычном празднике - празднике физических знаний.

Первое слово хочется дать командам (и т. д. ).

   Спасибо за участие! Будьте здоровы! Учите физику - будете много знать!

Литература и ссылки:

1.      Б. Ф. Билимович. Физические викторины. М., «Просвещение», 1967

2.      И. Я. Ланина. Внеклассная работа по физике. М., «Просвещение», 1977

3.      Л. А. Горев. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985

4.      Видео:

o   Опыты с жидким азотом http://www.youtube.com/watch?v=YODvAljHQHs

o   Металл в жидком азоте http://www.youtube.com/watch?v=kjhNxoMrN7c

o    Простые физические опыты из книг Я. И. Перельмана

http://www.youtube.com/watch?v=81o3fmvHZNs

Joomla SEF URLs by Artio