Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида)

№ 561 Калининского района Санкт-Петербурга

 

ПРЯНЯТО                                        СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО                           Зам. директора по УВР                             Директор школы

Протокол № 4                                __________Е. В. Блохина                         ________Е. И. Карьянова

от «25» декабря 2013 г.               «  » декабря 2013 г.                                       «____» ______ 2013 г.

Председатель МО

_______ А. О. Лисицына

 

 

 

 

 

 

 

Игра по станциям «Ты ученик»

для учащихся 1 классов

(методическая разработка)

 

 

 

Авторы – составители

Сотрудники службы сопровождения:

Коровина Л.А.

Котельникова В.И.

Кунинская М.О.

Кустова Ю.А.

Лисицына А.О.

Сергеева Ю.Г.

Смирнова Е.О.

Чупахина О.В.

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2013

 

Методическая разработка игры по станциям

«Ты ученик»

Игра разработана и реализована сотрудниками службы сопровождения для школьников

1-х классов, обучающихся по программе VII вида, и создаёт благоприятные условия для  возможной частичной социализации.

У детей с ЗПР процесс социализации затруднён и замедлен особенностями психологического, интеллектуального,  речевого развития, также снижена способность к социальной адаптации.

Затруднено усвоение школьниками конкретного социального опыта, установление ими социальных связей; недостаточно адекватно восприятие окружающей действительности, ограничено речевое общение с другими людьми; снижена способность самостоятельных активных действий в конкретной социальной ситуации. Трудно формируются универсальные учебные действия (УУД)

Цель: создать условия для формирования и применения  УУД  в актуализации социального опыта учащихся с ЗПР.

Задачи:

Обучающие:

· способствовать применению УУД в самостоятельной практической деятельности учащихся;

· способствовать обучению динамичного позитивного взаимодействия в малых одновозрастных и разновозрастных группах;

· способствовать формированию умения принимать единое согласованное решение малой группой.

Развивающие:

· способствовать развитию произвольного внимания, концентрации, устойчивости и распределения;

· способствовать развитию  логического  мышления  (мыслительных операций сравнения: умение сопоставлять и находить соответствия, анализировать, устанавливать логические связи);

· способствовать  развитию умений работать по образцу, правильно выполнять инструкции;

· способствовать развитию  волевых качеств, самоконтроля поведения;

· способствовать развитию мелкой моторики;

· способствовать развитию  коммуникативных качеств;

· развитие словарного запаса, его расширение и  актуализация

Воспитательные:

  • способствовать повышению учебной мотивации, развитию познавательного интереса;
  • способствовать  формированию сознательной потребности в здоровом образе жизни;

· способствовать укреплению командного духа и физических возможностей учащихся;

· способствовать воспитанию стойкого интереса к речевому общению;

· способствовать воспитанию уважения к мнению одноклассников.

Оборудование:  перечень заданий познавательных,  наглядных, психологических,  спортивных, речевых для игры по станциям, маршрутные листы для каждого класса, лист подведения итогов, наградные листы.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, работа в малых группах.

Содержание и структура игры по станциям позволяет за относительно короткое время соединить несколько детских коллективов в совместной деятельности для достижения общей цели. Школьники работают как целым классом, так и  в группе по 4-5 человек.  Дети прислушиваться к мнению друг друга, вместе выполнять задания, учитывая короткий временной интервал, и подчиниться общему решению.

Описание игры: «Ты ученик».

Общий сбор. Организационный момент –  10 минут (ведущие – учащиеся 6 класса)

Вступление:

На сцену выходит ведущий и обращается к первоклассникам:

«Здравствуйте ребята, как Вы думаете, где мы сейчас находимся?»

Дети: «В школе», «в актовом зале»

Ведущий: «Наша школа ребята, волшебная! В ней есть страна книг Читалия.

Всё больше прочитанных книжек семья,

Всё больше хороших друзей у тебя!

В каникулы летом и в школьные дни

С тобою повсюду они!

Живет в каждой книжке какой-то герой,

Мечтает герой подружиться с тобой.

Итак, начинаем.

(за сценой шумит затем выглядывает из-за занавеса Незнайка.

Ведущий видит его)

Ведущий: «Кто первый? Незнайка?

Ты прячешься, что ли? А ну, выходи!

(Вразвалочку на сцену выходит Незнайка)

Ведущий: «Ты книжек – то сам не читаешь, поди?»

Незнайка: «Кто сказал такую бяку:

«не читал Незнайка книг?!»

Это враки. Просто враки! –

Заявляю напрямик.

Я читаю без запинки

Десять тысяч книжек в год –

От картинки до картинки,

А потом наоборот!»

Ведущий: «Вы верите ему, ребята?»

Дети: «Нет, не верим!»

Незнайка: «А я вам докажу!»

Ведущий: «Хорошо»

(ведущий выносит текст загадки, «Сама мала, а ума придала»).

Незнайка читает: «с-с-с-с-е-е-е-с-с-с-о-о, н-н-н-я-я-я,  Соня!!!»

Ведущий: «Не правильно»

Незнайка: «Ну, как же не правильно? (злится). Ах, так! Тогда пусть ребята прочитают хором!»

(ведущий  вместе с детьми читает загадку)

Ведущий: «Что это такое?» (ведущий переворачивает стенд, там нарисована книга)

Дети: «Это книга!»

Незнайка: «Эко важность прочитать и отгадать загадку, это еще не значит, что вы стали учениками!»

(за сценой слышится стук)

Ведущий: «К нам еще кто-то пожаловал, выходи!»

(выходит дядя Степа)

Ведущий: «Это ты, дядя Степа?»

Дядя Степа: «Не люблю речей я длинных,

Буду очень краток.

Но замечу: все должны мы

Соблюдать порядок!

Нам порядок всюду нужен.

Без него никак нельзя.

Кто у нас с порядком дружен?

Ну-ка, думайте, друзья!

Ученики дружат с порядком, соблюдают правила?»

Дети: «Да»

Дядя Степа: «Я помогу вам доказать Незнайке, что вы стали учениками».

Незнайка: «Я не верю» (корчит рожи)

Дядя Степа: «Я главный полицейский в стране Читалия. Я раздам вам карты страны Читалия, по которым вы будете путешествовать, но знайте, путь ваш будет трудным, если вы справитесь со всеми заданиями, то станете настоящими учениками!»

(дядя Степа отдает карты ведущему)

Ведущий: «Команда 1а класса!»

(дети встают и  произносят название команды: «1а», капитан получает карту. Первоклассники согласно маршрутным листам идут играть.)

Все персонажи со сцены говорят: «Желаем вам удачи!»

(Команды получают маршрутные листы и уходят на маршрут.)

 

«Лукошко сказок» - станция библиотечная (командная игра) – 10 минут.

Лукошко сказок

Сказочная викторина для игры по станциям для первоклассников «Ты – ученик»

1. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)

2. Какими словами обычно начинаются сказки? (жили-были…)

3. Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка - Ряба)

4. Кого величают по отчеству Патрикеевна? (лиса)

5. По какой особой примете можно узнать Бабу-Ягу? (костяная нога)

6. Во что превратилась Снегурочка? (в облачко)

7. В какой сказке ведра сами ходили, дрова сами в избу летели, сани без лошади ездили? («Про Емелю – дурака»)

8. В какой сказке красна девица коровушке в одно ушко влезала, а в другое вылезала? («Крошечка – Хаврошечка»)

9. Огнедышащий дракон из русских народных сказок? (Змей Горыныч)

10. Кого первым встречает героиня сказки «Гуси – лебеди», отправившаяся на поиски брата? (печь)

11. Назовите главную особенность известной сказочной избушки? (курьи ножки)

12. Чем потчевала лиса журавля? (манной кашей, размазанной по тарелке)

13. Летательный аппарат Бабы – Яги? (метла и ступа)

14. Кто выгнал зайца из лубяной избушки? (лиса)

15. Из чего варил солдат кашу? (из топора)

16. Сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека (Жар – птица)

17. Как звали медвежонка из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Мишутка)

18. Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? (Кот в сапогах из сказки Ш.Перро)

19. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое имя благодаря головному убору (Красная Шапочка)

20. Что потерял ослик Иа? (хвост)

21. Кто помог Золушке попасть на бал? (фея)

22. Кого фея превратила в кучера для Золушки? (крысу)

Черный ящик

(по наводящей подсказке отгадать, какой волшебный предмет лежит в черном ящике)

1. Фантастическое средство передвижения по воздуху (ковер – самолет)

2. Волшебная скатерть, способная сама себя сервировать (скатерть – самобранка)

3. Надевший эту обувь получает способность передвигаться с большой скоростью, по некоторым данным, каждый сделанный шаг переносит владельца обуви на значительное расстояние (сапоги – скороходы)

4. Небольшой предмет из металла, дерева или другого материала, при взмахе которым происходят чудеса (волшебная палочка)

5. Шапка, обладающая волшебным свойством делать невидимым того, кто ее надевает (шапка – невидимка)

 

«Соображай –ка!» - стация психологическая (командная игра) – 10 минут

Задание 1. «Деревья и ветки».

Детям предлагается рисунок, на котором изображены три дерева: береза, ель и сосна, а рядом – ветки от этих деревьев. Необходимо правильно соотнести ветки с деревьями.

Инструкция: «С какого дерева ветка? Проведи стрелки».

 

Задание 2. «Лук».

Детям предлагается картинка, на которой изображен посаженный лук разного размера. Необходимо определить, какой лук был посажен раньше всего.

Инструкция: «Подумай, какой лук был посажен раньше других, обведи его кружком.

Задание 3. «Скопируй фигуру».

Детям предлагается нарисованная по точкам фигура. Рядом необходимо нарисовать точно такую же фигуру.

Инструкция: «Скопируй фигуру».

 

Задание 4. «Флажки»

Детям предлагается рисунок, на котором изображены разной формы флажки, три ряда, в каждом – по три флажка. Один флажок не дорисован. Необходимо догадаться, какого флажка не хватает в пустом квадрате и дорисовать его.

Инструкция: «Рассмотри флажки. Подумай, флажок какой формы надо нарисовать в пустом квадрате. Нарисуй».

 

Задание 5. «Знаки»

Детям предлагается правильно сравнить числа и рисунки и расставить математические знаки «больше», «меньше», равно» («, = »)

Инструкция: «Расставь знаки  «больше», «меньше», «равно»  («, = »)

 

Задание 6. «Задачка про собачек».

Детям предлагается рисунок с изображением двух девочек и двух собачек. Зачитывается вслух текст задачи:

«У Маши и Тана по одной собачке: Жучка и Тобик. Какая собака у Тани, если у Маши – Жучка? Подпиши собакам их клички».

 

Подсчет результатов.

За каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов одного ребенка за все задания – 6 баллов.

 

«Словечкино» - станция логопедическая (работа в малых группах) – 10 минут.

(Класс делится ведущими станции на три группы, и все  группы играют одновременно.)

Задание 1. Логоритмика. Речь с движением. Дети стоят полукругом, логопед демонстрирует образец выполнения движений и произносит текст.  Первоклассники произносят стихотворение и повторяют движения сначала вместе с логопедом, потом самостоятельно.

«Пробуждение Зайки».

Серый зайка просыпается,

В гости к другу собирается.

Дети, сидя, «потягиваются», стопы — параллельно друг другу стоят на полу.

Вымыл ножки,

застегнул сапожки

Круговые движения вокруг щиколоток.

И коленочки потер,

как учил его бобер.

Массируют колени.

Вымыл носик,

Массируют указательными пальцами точки в области гайморовых пазух.

Глазки,

Проводят указательными пальцами по линии бровей от переносицы к вискам.

Правое ухо, левое ухо,

Указательным и большим пальцами растирают мочку правого уха, затем левого.

Вытерся, и стало сухо!

Встают на ноги, руки — скрещены, проглаживают два раза ладонями от плечей до локтей. Разводят обе руки в стороны.

 

Задание 2. Придумать слова на предложенные слоги. Слоги: КА, СА, МО, ЛУ, НА, РО.

Дети придумывают, как можно больше слов на данные слоги.

 

Задание3.Определи живые и неживые предметы. Разложи предложенные картинки соответственно вопросам: КТО?  ЧТО? Детям предлагается разложить до 20 картинок и объяснить свой выбор.

Подсчёт баллов.

Задание 1:максимум 10 баллов, каждое неточное движение – минус 1 балл.

Задание  2: каждое правильно придуманное слово – 1 балл.

Задание 3: каждый правильно определённый предмет – 1 балл.

 

«Быстрее, выше, сильнее» - спортивная станция (командная игра) – 10 минут

Задание. Игра в боулинг. Дети по очереди выбивают кегли.

Каждый  точный удар – 1 балл.

 

Подведение итогов проводят ведущие, ученики  6 класса.

Заключительная сцена

Ведущий: «Ну что ребята, справились с заданиями?»

Дети: «да»

Ведущий: «Трудно было?»

Дети: «Нет!»

Ведущий: «Сейчас дядя Степа и Незнайка соберут у вас карты, и будут считать результаты, а вы в это время отдохнете и потанцуете вместе с Олесей Викторовной»

(после танцев сидя идет награждение).

Награждение

Незнайка: «Мы подвели итоги, и я понял, что был не прав, вы настоящие ученики!».

Дядя Стёпа: Вы ученики и счастливые читатели нашей волшебной страны.

(дядя Степа и ведущий награждают первоклассников  грамотами за участие в игре и грамотами счастливых читателей).

 

Список литературы

1. Залесская О.В. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М.: Школьная пресса, 2005, 26 с.

2. Козырева О.А., Дубешко Н.Б. Лексика, грамматика, связная речь : учебное пособие для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. -  М.: Владос, 2009, 119 с.

3. Поповичев А.В. Формирование навыков общения дошкольников с задержкой психического развития в процессе театрализованных игр. – Тамбов.: Б.и., 2003, 24 с.

4. Салихова Н.В. Психологические аспекты социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников. – Самара.: Б.и., 2003, 28 с

5. Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога.

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio