Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Программа кружка по литературе

Литературный Петербург

Пояснительная записка

В России есть много мест, тем или иным образом связанных с жизнью и творчеством писателей: Михайловское и Тригорское, Ясная Поляна и Мелихово, Пятигорск и Тарханы… Вся русская земля – вечный образ нашей литературы со времен старинных летописей до произведений нашей эпохи.

Санкт-Петербург неотделим от русской литературы, играет в ней чуть ли не главенствующую роль.

Программа «Литературный Петербург» призвана расширить знания учащихся о родном городе, о поэтах и писателях, создавших на страницах книг свой Петербург, незабываемый и многоликий.

Программа ставит цель: знакомство учащихся с произведениями о Петербурге, их авторами, а также теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг.

Программа призвана решить следующие задачи:

  1. Образовательные:
  2. расширение знаний обучающихся в области литературы, истории, краеведения;
  3. знакомство детей с петербургским периодом творчества русских писателей и поэтов, а также фрагментами их произведений о городе;
  4. формирование у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности;
  5. формирование у учащихся умений и навыков работы с различной литературой (энциклопедиями, справочниками, публицистикой).

 

  1. Развивающие:
  2. развитие памяти, наблюдательности, интереса к истории своего города;
  3. развитие личностного самообразования (активности, самостоятельности, навыков общения).

 

  1. Воспитательные:
  2. формирование инициативности, самостоятельности, ответственности, культуры поведения;
  3. воспитание чувства патриотизма, любви к своему городу – Санкт-Петербургу и осознание своей роли в нём.

 

Программа «Литературный Петербург» рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа с добровольным и постоянным составом его участников. Программа рассчитана на учащихся 12-15 лет, всего за год – 72 часа. Целесообразность данного количества времени, отведенное программой, связано с большой учебной нагрузкой и с тем, что часть заданий школьники выполняют дома

(творческие работы и т.п.). Таким образом, именно двухчасовое занятие один раз в неделю является наиболее оптимальным для учащихся этого возраста.

 

Форма проведения занятий и итогов работы по образовательной программе

Деятельность детского коллектива строится на сочетании коллективной, групповой и индивидуальной форм работы. Обучение осуществляется в виде теоретических, практических занятий, а также в виде экскурсий. Кроме того, проводятся викторины, конкурсы.

Теоретические и практические занятия чередуются в определенной последовательности, что способствует лучшему усвоению учебного материала. В качестве наглядности используется большое количество иллюстраций, картин, портретов. На занятиях, посвященных поэзии, продолжается обучение элементам анализа стихотворений и их выразительному чтению. Впоследствии эти навыки используются при подготовке к конкурсам чтецов, проводимым в школе, а также на районном уровне. Большое значение в обучении школьников играют экскурсии по литературным местам, проводимые по заранее составленному плану, с определенной целью. Итогами экскурсий являются письменные работы,  детские рисунки и фотографии.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

            Закончив обучение по программе «Литературный Петербург», учащиеся:

  • расширят знания о литературном Петербурге;
  • познакомятся с творчеством новых для них писателей и поэтов;
  • познакомятся с памятными местами Санкт-Петербурга, связанными с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов;
  • овладеют навыками выразительного чтения, анализа поэтических текстов, написания отзыва о произведении и т.п.;
  • овладеют навыками самостоятельной работы.

 

Способами проверки освоения программы детьми может служить участие в  конкурсах чтецов, сочинений, рисунков и фотографий о Петербурге. Результатами работы можно считать различные творческие работы учащихся по этой теме.

 

Учебно-тематический план

 

Тема

Теория

Практика

Экскурсии

Всего

1

Вводное занятие

1

 

 

1

2

Имя нашего города

2

 

 

2

3

О Петре Первом и не только...

2

 

 

2

4

"Люблю тебя, Петра творенье!"

10

4

21

35

5

"Давно стихами говорит Нева…"

15

8

4

27

6

Круглый стол

1

2

 

3

7

Заключительное занятие

2

 

 

2

Всего:

33

14

25

72

 

 

Содержание программы

 

  1. Вводное занятие

Задачи и содержание творческого объединения на учебный год. План работы. Правила дорожного движения во время проведения экскурсий.

 

  1. Имя нашего города

Имя как предзнаменование. История названия города и его переименований. Святые покровители Санкт-Петербурга: Андрей, Петр, Павел.

 

  1. О Петре Первом и не только…

Город, воплотивший личность, деяния, судьбу первостроителя. Соотношение образа Петербурга в русской литературе с XIII века и по сей день с образом Петра.

 

  1. «Люблю тебя, Петра творенье!»

Поэты и прозаики XIX века о Петербурге.

 

  • И.А.Крылов. Два суждения в литературоведении: темы Петербурга в творчестве Крылова вовсе нет; она присутствует везде.

Экскурсия в Летний сад.

Практическая работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии.

 

  • Петербург на страницах пушкинских произведений. («Пир Петра Первого», «Медный всадник», фрагмент)

Экскурсия  на Мойку, 12 (музей-квартира А.С. Пушкина.

Практическая работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии, сочинение на тему «Мой Пушкин».

 

  • Места города, связанные с именем Гоголя, и страницы его произведений о Петербурге (фрагменты повести «Невский проспект»)

 

  • «Увы! как скучен этот город своим туманом и водой!» Лермонтов о Петербурге (фрагмент произведения«Маскарад», лирика)

 

  • Ф.И. Тютчев: «Опять стою я над Невой…» (стихотворения поэта о Петербурге)

 

  • Н.А. Некрасов: «О город, город роковой!» (Некрасов о Петербурге)

Экскурсия в музей-квартиру Н.А. Некрасова.

 

  • Петербург в жизни и творчестве И.С. Тургенева (фрагменты произведения «Литературный вечер у Плетнева»)

 

  • Образ северной столицы у Я.П. Полонского («Белая ночь» и др.)

 

  • Н.С. Лесков: «Петербургское» произведение «Привидение в инженерном замке»

Практическая работа: Выразительное чтение стихотворений о Петербурге поэтов XIX века. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения.

 

  1. «Давно стихами говорит Нева…»

Поэты и прозаики XX века о Петербурге.

 

  • «В Петербург Блока мы входим вместе с первыми его стихотворениями…» (А. Блок: «Белой ночью месяц красный…», «Статуя», «Город спит, окутан мглою…» и др.
  • «Разный» Петербург в творчестве Зинаиды Гиппиус («Петербург», «Петроград» и др.)

 

  • Петербург Анны Ахматовой («Стихи о Петербурге», «Ленинград в марте 1941 года», «Статуя», «Ночь в Летнем саду» и др.)

Практическая работа: Обучение анализу стихотворения на примере произведений А.Ахматовой.

 

  • А. Грин. Петербургские мотивы в рассказе «Крысолов»

 

  • Петроград-Ленинград в творчестве Михаила Зощенко («Нервные люди» и др.)

 

  • «Веселые чижы»: К.И.Чуковский, С.Я. Маршак, Д. Хармс. Стихотворения о городе.

 

  • Крещение блокадой: творчество Ольги Берггольц («Февральский дневник»), А. Адамовича, Д. Гранина («Блокадная книга»), М. Дудина («Вдогонку уплывающей по реке льдине»).

Экскурсия по местам боевой славы.

Практическая работа: Сочинение о Великой Отечественной войне, о блокаде.

 

  • Поэт, «взращенный и выученный» городом, - А.С. Кушнер («Два наводнения», «Еще люблю лепной карниз», «Свежеет к вечеру Нева» и др.)

 

  • И. Бродский. Город как состояние души («Да не будет дано…», «С февраля по апрель» и др.)

Практическая работа: Конкурс стихотворений о Петербурге поэтов XX века. Оформление сборника творческих работ учащихся.

 

  1. Круглый стол.

Проведение круглого стола. Отчет творческих работ учащихся.

 

  1. Заключительное занятие.

 Подведение итогов работы творческого объединения за год.

 

 

 

Литература

 

Для детей:

  1. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы – СПБ.: Издательство «Паритет» 2000.
  2. Энциклопедия для детей  т.9. Русская литература ч.1. Глав. ред. М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта +, 1998.
  3. Энциклопедия для детей  т.9. Русская литература ч.2. Глав. ред. М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта +, 1999.

 

Для педагога:

  1. Качурин М.Г., Кудырская Г.А., Мурин Д.Н., Санкт-Петербург в русской литературе. В двух томах. 2-е изд. – СПБ.: «Свет», 1996.
  2. Воспоминание об Анне Ахматовой, М.: 1991.
  3. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей М.: 1994.
  4. Анцифиров Н.П. Душа Петербурга. Л.: 1990.
  5. Мурин Д.Н. Русская литература XIXвека. Петербургский комментарий. СПБ.: «Союз», 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio