Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 Средняя общеобразовательная школа
 №253 г. Санкт-Петербурга
 
 
 
 
Дата: 20.03.2008г.
Класс: 5
Время: 60 минут
Место проведения: школа №253
Преподаватель: Трофимова А.Г.
 
Образовательные цели: дать более полное представление о русском народе и его жизни в прошлом, познакомить  учащихся с праздничной и обрядовой жизнью русских крестьян. Увидеть праздник «Святки» во всем его многообразии и красоте (песни, колядки, загадки, хороводы, игры и пр.). Продолжить формирование навыков творческой и поисковой деятельности.
Воспитательные цели: понять и полюбить мир своих предков, почувствовать себя частью своего народа, ощутить под ногами родную почву; содействовать развитию творческой составляющей личности учащихся; прививать чувства любви к своему народу, Родине.
Развивающие цели: способствовать и стимулировать творческое саморазвитие личности; развивать познавательный интерес к историческому прошлому своего народа.
Коммуникативные цели: обучение учащихся работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем.
Оборудование: скамьи- «лавки», стол, покрытый белой скатертью. На нем зеркало, свечи в подсвечниках, блюдо. На втором столе самовар, старинная посуда, бублики, пряники. На стендах вышитые полотенца, русские национальные костюмы, платки и прочее.
Все участники одеты в русские национальные костюмы.
Технические средства: компьютер, интерактивная доска.
 
 
 
Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки».
 
Первая часть праздника - Славление Христа.
 
Звучит музыка П. Чайковского «Времена года». На экране высвечена картина, изображающая Рождество Христово.
Преподаватель: Кто из вас, мальчиков и девочек, не любит дни, когда на елках, украшенных игрушками, зажигаются гирлянды огней? Вас ждут тогда подарки, песни и игры под зеленым новогодним деревом. Новый год- это начало первого месяца января. Елки зажигались в России именно в честь Рождества.
Старинное слово «Рождество» означает рождение. Кто же родился в этот день? Имя новорожденного - Иисус, а потом Его стали называть Христом. Христос - значит царь, но и Иисус был царем необыкновенным: у него не было ни короны, ни дворца, ни трона, ни войска. Для людей Его рождество так важно, что почти все народы договорились вести счет годам, начиная с этого события.
Первый ведущий: Прошло более двух тысяч лет после Рождества Христова. Когда наступает праздник Рождества, на всей Земле, в домах и церквах, в особых красивых зданиях, построенных в честь Иисуса Христа, зажигают свечи, поют песни о родившемся Младенце.
Второй ведущий: В ночь на 24-25 декабря - Рождественский сочельник; начинались двухнедельные новогодние праздники- Святки. Праздник  «Святки»- один из главных общеславянских праздников. Мы будем «играть в Святки» так, как в далеком прошлом играли в них русские девушки и парни.
Девочки и мальчики, сидящие на скамьях-лавках, тихо разговаривают. В зал входит толпа ребят, впереди идет мальчик со звездой, которая взошла над Вифлеемом в момент рождения Иисуса Христа. (На экране изображение рождественской звезды - символ славления Христа; рождественского фонаря -  атрибут крестного хода вокруг церкви, в ночь на Рождество Христово; окно и рождественское печенье – предметы, связанные со святочным обрядом колядования).
Все кланяются, и начинают петь краткую молитву в честь Иисуса:
Рождество Твое, Христе боже наш,
Воссия мирови свет разума,
В нем бо звездам служащии
Звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды
И тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебя!
Чтение рождественских стихотворений (звучит музыка).
Вошедшие ребята хором читают рождественский стих:
Достойно есть удивления
Всей земле веселия:
Христос родился
Весь мир возобновился.
Ангелы славят,
Младенца хвалят,
Небо ликует,
Земля торжествует.
Сей день светлейший,
А тебе, хозяин честнейший,
От Христа Света
Многие лета!
Первый ведущий: В дни торжества во многих странах принято устраивать вертепы. На разных языках звучит история о рождении Христа, о злом и жестоком царе Ироде, который хотел уничтожить добро и свет. Мы покажем вертепное представление «Смерть царя Ирода» (показ вертепного представления).
Преподаватель: Святки были праздником для всех, но главными действующими лицами были дети и молодежь. Во время Святок происходил целый комплекс особых обрядов: славление Христа, колядования, игры ряженых, гадания, игрища - молодежные празднества.
По всей Руси был распространен обычай обихода домов с пением песен, колядок, в которых желали всем, живущим в доме, здоровья, богатства, счастья. За эти добрые пожелания хозяева дарили колядовщикам особые угощения (показ отрывков из кинофильма «Святки»).
 
Вторая часть праздника – Колядование
 
Мальчики и девочки, сидевшие на скамьях-лавках, превращаются в колядующих. Они повязывают головы шерстяными платками, надевают зимние шапки, давая понять, что приходят с улицы, берут мешки и выходят из зала. Звучит веселая музыка. Возвращаются колядовщики и начинают петь колядки.
Все:
Здравствуйте! С Новым годом!
Со всем родом!
Чтобы здоровы были,
Много лет жили
Коляда, коляда!
Дай краюху пирога
Не дадите пирога-
Мы корову за рога,
Не дадите ножку-
Мы свинью об сошку!
Ребята протягивают мешки, ожидая подарков. Присутствующие подают конфеты, печенье, пряники.
Некоторые колядовщики исполняют песни под окном дома:
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок,
Или вилы вбок.
Тут ходили,
Тут гуляли
Колядовщики,-
Искали коляду
По всем дворам,
По всем улочкам,
Переулочкам.
Выходит девушка в русском национальном костюме, изображавшая хозяйку дома, подает колядовщику пирог.
Колядовщики поют песню- похвалу хозяйке:
Виноградье красно, зеленое!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зеленое.
…А вокруг двора стоит железный тын,
А на каждой тыненке по маковке.
Как у кочета головушка краснехонька,
Таусень!
У Степана-то жена хорошохонька.
Она по двору идет, ровно пава плывет.
Она в избушку идет, ровно буря валит,
Впереди-то сидит, ровно свечка горит.
В пологу она лежит, ровно зайка дышит.
Первый ведущий: Колядование проводилось трижды: в рождественский сочельник, накануне Васильева дня, в крещенский сочельник.
Второй ведущий: Принято считать, что колядование- это магический акт, направленный на установление благополучие, как в природе, так и крестьянской семье. Заканчивалось колядование песнями-заклинаниями.
Первый ведущий: Колядовавшие обещали семье в новом году «рожь ужинисту, умолотисту, уколотисту, девяносто быков, сто десять коров»- все то, что нужно для счастливой жизни земледельца.
Второй ведущий: А рождественское печенье в старину выпекалось из ржаного теста в виде коровок, лошадок, овечек и называлось козульками. Печенье раздавалось колядующим, как ответный дар за пожелания благополучия.
Часть третья - Игрища в святочные вечера
 
Девочки, сидящие на скамьях, ожидают появления ребят и стараются развлечь себя страшными историями.
Первая девочка: Я слышала, что надо найти муравейник, от которого отходят двенадцать дорог, облить его кипятком, потом разгрести муравейник, в земле окажется большая дыра, а на дне ее камень синий, а на камне- царь муравьев. Отгони царя муравьев, а камень подними платком красным и копай под ним яму. Царь муравьев спросит: «Нашел ли?» Отвечать ему нельзя. Нужно камень синий положить в рот, платком вытереться, и сразу станешь невидимым.
Вторая девочка: А я вам скажу, что человек может стать невидимым. В ночь на Иванов праздник надо пойти в лес и поискать цветок «адамова голова». Он расцветает только в эту ночь. Сорвать его и положить в церковь под престол. Он должен лежать там сорок дней. После этого он приобретает чудодейственную силу: можно увидеть дьявола, лешего, водяного и всех бесов. Как только увидели лешего, надо сорвать с него шапку и надеть на себя - сразу станешь невидимой.
Потом девочки загадывают друг другу загадки:
Синенька, маленька,
По городу скачет,
Всех людей красит (Иголка).
Под ярусом, под ярусом
Вышит зипун с красным гарусом (Рябина).
Девочки забавляются скороговорками:
«Хохлатые хохотушки хохотом хохотали ха-ха, ха-ха».
«Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом».
«Шли сорок мышей, несли сорок грошей: две мыши по плоше несли по два гроша».
Звук гармони. Девочки вскрикивают, прячутся, затем все быстро садятся на скамейки.
Мальчики обращаются к девочкам: «Посиделки вашей, лебеди белые». Девочки кланяются, отвечают: «Здравствуйте, молодцы хорошие». Мальчики садятся на противоположную скамью и молчат. Бойкая девочка: «Да что вы и в правду дремлете? Играй, гармонист!».
Девочки начинают петь:
Расступись-ко народ,
Заведем мы хоровод,
Заведем мы хоровод
Парень девицу берет.
Гармонист подходит к девочке и поклоном приглашает выйти на середину зала. Потом девочка выбирает себе мальчика. Все это происходит под пение.
Все становятся в круг, держась за руки. Гармонист в середине круга . Все поют, двигаясь по кругу:
Выйду ль я на реченьку
Посмотрю на быструю…
Затем начинаются игры.
Игра «стул».
Мальчик или девочка по очереди садятся на стул.
Все поют:
Я горю, горю, горю
На калиновом мосту.
Ах, кто меня любит,
Тот и выкупит!
К девочке подходит мальчик, дарит ей что-нибудь и садится на стул. К нему подходит девочка, игра продолжается под ту же песню.
Игра «в набор».
Девочки сидят в ряд. Мальчики ходят по залу. Одна девочка подходит по очереди к каждой девочке и шепчет ей на ухо имя того мальчика, которому она должна подарить платок. Ребята по очереди подходят к девочкам, чтобы получить подарок. Если мальчик правильно угадал предназначенную ему девочку, то он получает от нее платок. Если не угадал, то девочка хлопает в ладоши и требует, чтобы он сплясал или спел. После этого мальчики и девочки обмениваются ролями.
Первый ведущий: А как же игры ряженых? Это имитация прихода нечистой и неведомой силы из иного мира в наш мир. Игры ряженых- это игры, которые должны обеспечить воскресение солнца, природы, продемонстрировать торжество жизни над смертью.
В зал с шумом, с криком врывается толпа ряженых. Лица закрыты масками, тряпками, замазаны сажей. Многие замаскировались под старика, старуху, цыгана. Впереди мальчик, одетый в рваную шубу, на голове шапка, в руках он держит веревку, второй конец которой привязан к «медведю». (Мальчик в меховом полушубке, шапке, рукавицах идет за вожаком на четвереньках). Все кланяются. Вожак обращается к медведю и просит, чтобы тот изобразил ленивого ученика, как красные девицы румянятся, в зеркало смотрят; как бабка Ерофеевна блины печь собралась. Медведь все это изображает. Вожак при каждом поклоне медведя говорит: «С праздником, добрые люди, поздравляем!» При этом также все низко кланяются.
Рядом с ними «коза»- девочка высокого роста, одетая в юбку, толстую кофту, с платком на голове. Из-под платка торчат деревянные рога; борода из мочалки. Парень начинает громко барабанить, а коза и медведь пляшут. Коза старается уколоть медведя рогами, а тот рычит. После пляски происходит шуточная борьба вожака с медведем (все хлопают в ладони). Медведь стаскивает с вожака шапку и обходит с нею зрителей, те бросают ему конфеты, пряники и прочее. Звучит гармонь. Мальчики провожают девочек из зала и поют:
Ты играй, моя тальяночка,
Идем с тобой домой…
Звучит музыка Чайковского «Времена года».
Преподаватель:Дорогие ребята, вы познакомились с праздничной и обрядовой жизнью русских крестьян. Она отличается от того мира, в котором мы живем, особенно от мира горожан. Все, о чем было рассказано, и все, что вы увидели, ушло в прошлое. Это прошлое вряд ли можно возродить, да и вряд ли стоит возрождать. Появление нового образа жизни, новых взглядов на жизнь и его устройства, новых вещей и новых праздников - естественный исторический процесс. Он не позволяет нам вернуться к прошедшим временам.
Мы всегда должны помнить о прошлом, так как оно не исчезает бесследно, а остается в нас и наших детях. Каждый человек несет в себе образ ушедшей жизни- жизни предков своей семьи.
Мы должны всегда помнить, что путь к процветанию лежит через крепкую, вечную связь предков и потомков.

Joomla SEF URLs by Artio