Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 

Конспект открытого урока по обучению грамоте

Хлеб - всему голова

Астровская Светлана Ивановна, учитель

 

Урок.

 Обучения грамоте

Тема: Буква « X »

«хлеб всему голова»

 

Цели:

 

1.    совершенствовать навыки правильного слогового чтения. Формировать понятие о родственных словах,

2.    воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев.

3.    развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать; обогащать словарный запас.

Оборудование урока. «Азбука» О. В. Джежелей. Рисунок царя каравая, девочки Гали, серия рисунков хлебобулочных изделий, злаков, хлебного поля, сельскохозяйственных машин и агрегатов, компьютер мультимедиа, каравай на вышитом рушнике.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный звонок— начинается урок.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все в порядке:

Книжка ручка и тетрадка.

П.Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем учиться читать, а также наблюдать над словами. Сегодня я расскажу вам сказку.

Жила была девочка. Она была маленькая и в школу не ходила. И больше всего она любила.. ., а что она любила, прочитайте.

 

ГРУША

АПЕЛЬСИН

ЛИМОН

ЯБЛОКО

 

•       Назовите, одним словом?

(фрукты)

•       А как зовут девочку, узнайте по первым буквам каждого слова.

ГАЛЯ

Однажды мама посадила ее обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась (ведь она была маленькая и в школу не ходила)

- не буду, есть этот невкусный хлеб, я не люблю хлеб: и только она это сказала, как очутилась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Разгадайте ребус и узнайте, как его зовут.

КАРАВАЙ

Рассердился царь Каравай на Галю и сказал: « не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания»

•                   Поможем Гале вернуться домой?

•                   Тогда настройтесь на серьезную работу.

III. Чтение, наблюдение над словами.

1.3адание царя Каравая

•       Отгадать загадки и шарады.

Мнут и катают

В печах запекают

А потом для бутербродов нам нарезают.

(батон)

 

 

 

 

 

кольцо не простое- кольцо золотое, блестящее хрустящее, всем на загляденье ну и объеденье.

(бублик)

из писка птиц мой первый слог возьмите второй с бараньей головы откройте печь, и там найдите, то, что не раз едали вы.

(пирог)

•       А еще, каких жителей моего царства можете назвать?

 

       
 

Булки

лепешки

пироги

калачи

 

пряники

батоны

сухари

баранки

 

 

 


 

•        Назовите, одним словом,

(хлеб)

2задание иаря Каравая.

•        Назовите однокоренные слова к слову хлеб.

Хлеб. Хлебный. Хлебушек. Хлебороб. Хлебница. Нахлебник. Хлебцы. Хлебоуборка Хлебопекарня. Хлебозавод. Хлебосольный.

•        Можно ли эти слова назвать однокоренными?

•        Что означает слово « хлебосольный»?

•        А какое слово вы не хотели бы услышать по отношению к себе?

(НАХЛЕБНИК)

 

Что оно означает?

 

Игра «Наборщик»

из слова хлебосольный составить как можно больше слов.

Хлеб завод обоз хлев лев вода зоб беда езда доза блоха ход доха вход лоб бал воз ода обед зов дева хлебовоз дело

 

Физкультминутка.

 

 

 

Выросли колосья в поле Хорошо расти на воле!

(потягивание, - руки в стороны)

каждый колосок старается к небу к солнцу тянется (потягивание,- руки вверх)

вот подул веселый ветер закачались колоски.

(машут руками) даже толстые стебли наклонились до земли.

( наклоны вниз)

Вправо влево взад - вперед- так пшеницу ветер гнет, (вращение туловища)

Он ее вертит, он ее крутит Да кода же отдых будет? Ветер стих взошла луна Наступила тишина.

(сели за парты)

 

 

 

 

 

 

3 задание царя Каравая.

 Разгадывание головоломки.

ОЛРНЕНЕНОММ

ПЕЕОЧЫЧЫННО

ВДЗМОСОХУА Т

сомслтлодсо

ОМОТОАОДОТЛ РПДЕЗВКИХОО

ЫОННОНАТМЛ3 ВЛОЫПИЗДОБЕ

 

 

 

 

 

 

I столбец слева следует читать снизу вверх; второй сверху вниз и

т.д.

 

 

Вырос в поле дом полон дом зерном.

Стены позолочены Ставни заколочены Ходит дом ходуном На столбе золотом.

(колос)

•        Назовите, какого растения эти колоски?

( пшеница, рожь, овес)

•        Как можно назвать эти растения?

(хлебные, зерновые, злаки)

•        Плодами этих растений являются зерна.

Загадки.

В долг возьмет каравай вернет.

(поле хлебное)

•        Как еще называют хлебное поле?

( нива)

Две недели колосится Две недели зеленится Две отцветает.

Две наливает.

Две подсыхает.

(рожь)

с « К» в полях меня найдете с « Г» романсы запоете с « В» косички заплетете.

Какой цветок всегда во ржи найдешь?

(василек)

 

4задание иаря Каравая

 

Прочитать сказку

 «Волк лентяй»

 

Беседа по вопросам

 

•                  Понравилась ли сказка?

•                  Почему волк не стал выращивать хлеб?

•                  Что узнали нового из сказки?

•                  Чтение сказки про себя

•                  Выборочное чтение

•                  Прочитать слова автора.

•                  Прочитать слова мужика.

•                  Прочитать слова волка.

•                  Чтение сказки в лицах.

•                  Инсценирование сказки « волк лентяй»

5 задание царя Каравая.

•      Назвать пословицы о хлебе.

 

 

 

Без труда хлеб не родится никогда.

Хлебушек от земли силушка от хлеба.

Кто за плуг берется холодным не остается.

И обед не в обед, коли хлеба нет.

 

 

 

Хлеб на пашни зарабатывают.

 

Каравай хлеба не свалится с неба.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

 

Ребус

ЧИ ЧЕШЬ КА ПЕ ЧИЖИ ЕСТЬ ЛА ХОЛЕ НЕ НА

Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

 

•        Как вы понимаете смысл пословицы?

6» Чтение рассказа «хлеборобы»

•        Как называют крестьянина, который растит именно

хлеб?

Профессия хлебороба очень нужная и почетная. Она не отомрет, никогда не устареет.

Для выпечки батона требуется 10.000 зерен. Сколько же надо таких зернышек чтобы накормить народ! Кто растит хлеб, тот знает ему цену. Смолоду надо научиться ценить не только хлеб, но и труд тех, кто его растит.

•        С помощью, каких сельскохозяйственных машин выращивается хлеб?

•        Назовите их.

 

       
 

Трактор

Комбайн

Грузовик

Плуг

 

Борона

Культиватор

Сеялка

 

 

 

 


 

•        Назовите профессии людей, которые выращивают и производят хлеб?

Тракторист, пекарь, хлебороб, агроном, комбайнер, шофер, мукомол, покупатель.

•        Какое слово здесь лишнее?

•        Почему?

 

 

                   7задание царя Каравая

 

•        А знаете ли вы стихи о хлебе?

 

 

 

2.

 

Берегите каждый колос Наших радостных полей Словно песен тихий голос Громкой Родины твоей.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь: «Берегите хлеб, вы, люди» научитесь хлеб беречь

 

 

 

В музее истории Ленинграда (ныне Санкт- Петербурга) хранится кусочек хлеба весом в 125 граммов. Таким был паек в трудные и голодные дни в блокадном Ленинграде.

Поэтому у ленинградцев свое особое отношение к хлебу. Вот как писала о хлебе ленинградская поэтесса О.Бергольц:

3.

О, мы познали в декабре-

 Не зря « священным даром»

 назван Обычный хлеб, и тяжкий грех-

Хотя бы крошку бросить наземь: таким людским страданьем он,

Такой большой любовью братской

Для нас отныне освещен,

Наш хлеб насущный, ленинградский.

 

 

 

4.Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил

Не жалел трудов и сил.

 

5.Пройдет пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастишь и через много лет

Сюда вернешься на рассвете

И скажешь: « ничего дороже нет

Чем теплый хлеб на этом  белом свете

 

 

(дети преподносят хлеб соль гостям)

 

6.

Подпись: 7.С караваем соль подносим, Поклоняясь, отведать просим: «Дорогой наш гость и друг, Принимай  хлеб - соль из рук».Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом

С уважением большим,

То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

 С белоснежным рушником.

 

Отпустил царь Каравай Галю.

•         Как вы думаете, что он ей сказал на прощанье?

( бережно относиться к хлебу)

Хлеб не только ценнейший продукт питания. Это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

Итог урока.

•         Урок подошел к концу.

•         Что запомнили?

•         Что узнали нового?

•         Что особенно понравилось?

(После урока все ребята и гости пьют чай с пирогами.)

Joomla SEF URLs by Artio