Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

История песни «Прощание славянки»

(разработка выступления на конкурсе исторической песни)

Агапкин Василий Иванович (22.01 (3.02)/1884-29.10/1964)

 

1. В фильме "Летят журавли" есть замечательная сцена: проводы добровольцев. Она вошла в историю мирово­го кино, как одесская лестница из "Потемкина", как психическая атака из "Чапаева". Помните? Многолюдье провожающих у двора школы, где собираются добровольцы. Вдоль решетки мечется Вероника. Ведь где-то здесь, в колонне, ее Борис. Напряжение последних секунд. Отчаяние. И в это мгновение оркестр грянул марш "Прощание славянки". Ворота распахнулись. И под звуки старого военного марша по обеим сторонам улицы вместе с движущейся колонной добровольцев с криком, плачем, махая шапками, платками, бегут провожаю­щие... Музыка в этом месте фильма не просто дополняет зрительный ряд, но и психологически обогащает действие, придает всей сцене необычайно острый, эмоциональный настрой. Все в этом марше - и торжест­венность, и печаль, и чувство просветленности, оптимизма.

Вы, конечно же, слышали не однажды и знаете этот марш. Стоит грянуть первым аккордам "Славянки", как ветераны Великой Отечественной вспоминают вокзал, оркестр на перроне, эшелон, идущий на фронт,  а воины, ушедшие в запас совсем недавно, - день строевого смотра или полкового праздника, когда из медных жерл инструментов лились звуки знакомой мелодии.

1. В основу этого марша положена мелодия уже практически забытой песни времен Русско-японской" войны 1904-1905. Начиналась она словами:

Ах, зачем нас забрили в солдаты,

Угоняют на Дальний Восток?

Неужели я в том виноватый,

Что я вырос на лишний вершок?

 Оторвет мне иль ноги, иль руки,

На носилках меня унесут.

И за все эти страшные муки

Крест Георгия мне поднесут

Официально эта песня была запрещена и распевалась солдатами "подпольно". Но благодаря "жалостливому", легко запоминающемуся напеву она быстро распространилась.

 

2. А во время Первой мировой войны на музыку марша была сочинена добровольческая песня:

По неровным дорогам Галиции,

Поднимая июньскую пыль,

Эскадроны идут вереницею,

Приминая дорожный ковыль ...

 

3. Эта песня дошла до нас также и в двух переделках времен Гражданской войны: песня студенческого батальона в Добровольческой армии и «Сибирский марш» армии Колчака.

***

Вскормили вы нас и вспоили,

России родные поля,

И мы беззаветно любили

Тебя, наша матерь-земля...

***

Разбирая поблекшие карточки

Окроплю запоздалой слезой.

Гимназисточку в беленьком фартучке.

Гимназисточку с русой косой.

С колокольным торжественным звоном,

С высоко поднятой головой

По России пройдут батальоны,

И трубач нам сыграет отбой!

 

4. ...В годы Великой Отечественной ее тоже пели, начиналось такими словами:

Этот марш не смолкал на перроне,

Когда враг застилал горизонт,

И отцов наших в дымных вагонах

Поезда увозили на фронт.

А в Польше «Прощание Славянки» стало гимном главного партизанского течения — Армии Крайовой. Текст «Расшумелись плакучие ивы» написал Роман Шлезак

 

5. И в наше время эта мелодия вдохновляет поэтов!

Михаил Щербаков, Александр Галич, Владимир Лаза рев, и многие, многие другие на этот мотив написали новые прекрасные стихи.

6. А сочинил ее в далеком 1912 году Василий Иванович Агапкин.

Судьба этого человека удивительна и похожа на сказку.

Василий Иванович Агапкин родился 3 февраля 1884 года в селе Михайловское Рязанской губернии  в семье крестьянина-батрака. Рано потеряв мать и отца, семилетний мальчик вместе с братьями и сестрами вынужден был просить подаяние. Случайная встреча резко изменила его жизнь и деся­тилетний мальчик становится учеником духового оркестра Астраханского пехотного полка.

7. Уже через пять лет Вася Агапкин стал лучшим солистом-корнетистом полка.  А к окончанию срока действительной службы в декабре 1909 года Агапкин освоил новый инструмент - трубу и стал штаб-трубачом  квартировавшего в Тамбове седьмого запасного кавалерийского полка. Как одержимый готовился Василий Иванович к поступлению в Тамбовское музыкальное училище, и судьба была к нему благосклонна  - осенью 1911 года его приняли в класс медных духовых инструментов.

8. Шел 1912 год. Осенью газеты заполнились сообщениями о войне, начавшейся на Балканах. Пять ве­ков султанская Турция угнетала южнославянские государства, жестоко подавляя любую попытку сопро­тивления. Не раз на помощь братьям-славянам приходили русские. Так и осенью 1912 года из Петербур­га, Москвы, других городов уезжали добровольцы - солдаты, офицеры, сестры милосердия. Серые грубые шинели, бесконечные перроны, паровозные гудки.

Агапкин в эти дни не находил себе места, как и его сослуживцы, он буквально бредил Балканами, героиз­мом "братушек-болгар". Однажды вечером, едва придя из полка домой, Василий Иванович сразу же бро­сился к роялю. Он взмахнул руками, и квартира наполнилась мелодией. Ему виделось, как балканские славянки провожают на битву с турками отцов и сыновей, братьев и женихов. Свой марш, родившийся на тихой Гимназической улочке в Тамбове осенью 1912 года, штаб-трубач Агап­кин так и назвал - "Прощание славянки". На обложке первого издания рисунок: молодая женщина проща­ется с воином, вдали видны Балканские горы, отряд солдат.

И надпись: "Прощание славянки" - новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина".  Вскоре мелодия летела уже над всей Россией:

Нет, не будет душа безучастна,

За любовь, за великое братство

Справедливости светят огни...

Отдавали мы жизни свои.

 

9.  Два года спустя грянула первая мировая война. "Прощание славянки" захватило всю Россию: "На перро­не бледные, заплаканные жены благословляют офицеров, вешают на шеи ладанки. И гром оркестров, за­мечательная русская военная музыка, не имеющая равной в мире, за счет которой еще Наполеон относил многое в победах российского оружия".

 

10. Во время гражданской войны Василий Иванович Агапкин воевал в составе 1-го Красного гусарского полка Западной дивизии и организовал духовой оркестр. Под марши его оркестра красные гусары прошли сот­ни огненных верст.

 

11. В конце лета 1922 года Агапкин переехал из Тамбова в Москву. В столице Василий Иванович продол­жал сочинять музыку. Его вальсы "Волшебный сон", "Любовь музыканта", "Голубая ночь", "Сиротка" лю­били слушать москвичи с эстрады сада "Эрмитаж". В 1924 году он со своим оркестром провожал в по­следний путь В.И. Ленина. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников. В 1938 году его пригласили участвовать в работе по усовершенствованию боя часов на Спасской башне Кремля.

12. Когда началась Великая Отечественная война, именно В.И. Агапкин руководил сводным оркестром во время военного парада 7 ноября 1941 года, когда немцы стояли под самой Москвой, В ночь накануне па­рада Москву накрыла пурга с обильным снегопадом. Басы пришлось укрывать полами шинелей, а венти­ли отогревать руками. Василию Ивановичу казалось, что сердце у него вот-вот остановится. Началось торжественное шествие войск.

13. Оркестр играл неумолчно. Агапкин уверенно дирижировал. Он недвижимо стоял на деревянной подставке "ноги не переставлял", и это чуть было не закончилось большой неприятностью.

Об этом случае он сам рассказал в своих воспоминаниях так: "...Пора мне сходить с подставки. Хотел бы­ло сделать первый шаг, а ноги не идут. Сапоги примерзли к помосту. Я попытался шагнуть более реши­тельно, но подставка затряслась и пошатнулась. Ну, думаю, беда - сейчас упаду! Что делать? Я не могу даже выговорить слова, так как губы мои замерзли, не шевелятся..." Подбежавшие помощники с трудом сняли смертельно замерзшего дирижера с подставки. Идти было близко, каких-то несколько десятков ша­гов, но они дались Агапкину мучительно: прихрамывая, он шел на окоченевших ногах, будто на деревяш­ках. Многое повидала за пять веков своего существования Красная площадь. Но не было и, вероятно, не будет в ее истории события, подобного этому параду.

14.. Вскоре после парада Агапкин получил назначение в Новосибирск, а в 1943 году снова вернулся в столицу.  Его оркестр участвовал в параде Победы в 1945 году.

Восемьдесят лет прожил автор бессмертного марша, отдав более шестидесяти из них военной музыке. Умер он в 1964 году, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Он оставил нам десятки замеча­тельных мелодий, которые и сегодня в чести у любителей духовой музыки. Но марш "Прощание славян­ки", которому исполнилось в 2007 году 95 лет, является самым знаменитым в творчестве композитора.

Joomla SEF URLs by Artio