Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Ильичева Галина Александровна

Учитель музыки, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 546 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

(ГБОУ СОШ № 546), Санкт-Петербург

 

Мониторинг качества образования активно развивается сегодня под влиянием концептуальных установок модернизации системы российского образования - ориентацией на обеспечение ее качества, доступности и эффективности. Квалиметрия качества образования в качестве измерительной базы все чаще избирает антропологические характеристики человека образующегося. В свою очередь, управление образованием имеет конечной целью саморазвитие всех участников педагогического процесса. Мониторинг имеет место везде, где фактическое сравнивается с намеченным, и главная его задача сводится к уменьшению разницы между ними. Основными проблемами мониторинга как научного метода изучения состояния наблюдаемых объектов являются: выбор параметров и критерии их отбора; способы осуществления непрерывного слежения и его периодичность; способ использования полученных данных, их анализ для предупреждения нежелательных отклонений, принятия решений по ликвидации затруднений в учебном процессе и другие [1].

Важнейшей функцией мониторинга в педагогическом процессе является систематическое обеспечение обратной связи. В соответствии с этим контроль учебной деятельности учащихся становится неотъемлемым элементом мониторинга. С точки зрения кибернетики, контроль призван обеспечить как внешнюю обратную связь (контроль учителя), так и внутреннюю (самоконтроль).

Практический опыт показывает, что, обучаясь по одной и той же программе, не все школьники усваивают материал одинаково. Более того, современная парадигма образования предполагает, что школьник имеет право выбрать для себя желаемый уровень усвоения предмета. Таким образом, школьник получает полную систему ориентиров для осознанного выбора индивидуальной траектории усвоения предмета. Необходимо также заранее спроектировать все этапы промежуточной и итоговой диагностики с тем, чтобы школьник самостоятельно смог определить тот минимум знаний, который необходим лично ему для получения той или иной итоговой оценки.

Поскольку контроль должен быть всесторонним, то, планируя проведение контрольных мероприятий, следует охватить не только содержание предмета, но и различные виды учебной деятельности. Очевидно, что разным видам деятельности школьников должны отвечать разные формы контроля.

Учебный процесс считается оптимальным, если позволяет достичь максимально возможной успешности обучения с учетом условий его протекания.  Моделирование оптимального учебного процесса осуществляется по следующим структурным компонентам:

·               Нормирование учебной деятельности по уровню усвоения учебного материала. Эти показатели классифицируют глубину проникновения и качество владения школьниками учебным материалом.

·               Разработка заданий контроля, позволяющих отслеживать уровень усвоения изучаемого материала. Контрольно-измерительные материалы должны соответствовать форме проведения итогового контроля, т.к. их задачами являются проверка успешности обучения и формирование готовности к итоговому контролю.

·               Организация педагогической и учебной деятельностей, которые в режиме мониторинга имеют специфические особенности. Выполнение «деятельности в режиме мониторинга» понимается как «деятельность в точно установленном распорядке действий». Педагогическая и учебная деятельности в режиме мониторинга имеют циклический характер, выполняются на нормативной основе с регулярным отслеживанием выполненных заданий и видов деятельности в баллах; наличием жестких условий допуска к следующему этапу учебной деятельности. Педагогическая деятельность в режиме мониторинга не заканчивается проведением итогового контроля, она имеет дополнительный этап - прогнозирование успешности обучения в последующих циклах, обработка информации для моделирования оптимального учебного процесса в следующей учебной группе.

Сейчас весьма актуальной становится тема разработки инструмента эффективного мониторинга индивидуальных достижений школьника. Такой технологией может стать портфолио. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания».  Аутентичное оценивание - это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании, и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни - повседневной или профессиональной. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетентностей [4].

Таким образом, портфолио позволяет:

·               поддерживать индивидуальные учебные цели и индивидуальные траектории обучения;

·               фиксировать изменения и развитие школьников за определенный период времени;

·               демонстрировать результаты школьников не только учителю, а всему образовательному сообществу;

·               обеспечивать непрерывность процесса обучения от года в год («на протяжении всей жизни»).

К настоящему времени в зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио [2]. Как показал проведенный анализ, в их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания:

·               Изменение целеполагания обучения и оценивания, которые становятся ориентированными на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится «обучить учащихся умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность и толерантное отношение к ситуации неопределенности.

·               В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием для введения портфолио в учебный процесс становится создание особой учебной среды, которая позволяет учащимся конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления и действия, формировать особенности («привычки») мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами.

·               Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает компоненты исследования и планирования, от обучаемых требуются умения организовывать свое время, свои мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критики и рефлексии относительно целого спектра тем и собственной деятельности; принятие и участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.

Процедура разработки электронного портфолио школьника осуществляется по следующему алгоритму:

 На первом этапе происходит сбор артефактов, которые формируются школьником самостоятельно и могут включать в себя текст, аудио, видео, анимацию, изображения и т.д. Подобный сбор документации имеет смысл, когда отобраны определенные пункты, сосредоточенные на специфических образовательных опытах или целях. Все отобранные материалы, включенные в собрание должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания.

На втором этапе портфолио демонстрирует процесс обучения. Оценивание данной части портфолио осуществляется по критериям и фиксируется в  образовательном рейтинге школьника, который служит основанием для готовности к итоговому контролю. Дополнительно, портфолио процесса неизбежно позволяет школьникам рефлексировать процесс обучения, включая использование блогов, фиксирующих эти результаты.

На третьем этапе портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства школьников, полученного по определенным пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы, отобранные как самими школьниками, так и учителями. Только законченная работа должна быть включена. Показательный портфолио должен также включить письменный анализ и реакцию школьников на законченный процесс, определяющий включенные работы. Достижения школьников могут быть перенесены в базу данных школы для дальнейшей оценки качества образования.

При этом следует отметить, что цель создания портфолио школьника может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Таким образом, акцент смещается с того, что школьник не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку [3].

Зарубежной педагогической практикой установлено, что для оценивания портфолио необходимо использовать восемь критериев для оценки любого типа портфолио. К ним относят:

·               необычная презентация идеи;

·               выполнение работы свыше возраста или ступени обучения;

·               комплексная или усложненная презентация идеи;

·               глубинное понимание проблемы или идеи;

·               хорошее обеспечение ресурсами и вдумчивое использование материалов;

·               наличие элементов исследования идеи;

·               хорошая коммуникативная организация материала для презентации;

·               наличие высокой степени интереса и настойчивости.

Портфолио действительно становится аутентичным инструментом оценивания, если включает в себя способы фиксации компетентностей и умений школьников в модельных кейс-ситуациях профессиональной деятельности.

Технология электронного портфолио может использоваться в образовании для различных целей: оценивания, развития, презентации и обучения. Целью внедрения технологии портфолио является совершенствование подготовки школьников за счет вовлечения в профессиональное самоопределение и развитие рефлексивных навыков самооценки собственных достижений и индивидуального прогресса в процессе обучения в школе на основе метода портфолио.

Портфолио способствует развитию мышления и формированию критического отношения к учебной деятельности, расширяет возможности обучения и исследования, позволяет наглядно демонстрировать развитие по отношению к прежним результатам, включает школьников в понимание процесса внешней оценки и развивает их заинтересованность во внутренней самооценке, позволяет анализировать, актуализировать индивидуальные затруднения и найти пути их преодоления, мотивирует на рефлексию профессиональной деятельности и планирование.

Таким образом, учителя, администрация школы и образовательное сообщество получают обширный материал, который можно использовать для наблюдения за индивидуальным прогрессом самих школьников и адекватности разворачиваемых учебных программ. Электронные портфолио школьников дадут бесценную обратную связь между заказчиками образовательных услуг и учителями, а также позволят оценить учебную программу. Интерпретация материалов, представленных в портфолио, позволит администрации и учителям откорректировать программы подготовки, понять какие проблемы существуют на уровне индивидуумов и на системном уровне реализации образовательных программ.

 

Литература

1.            Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 150 с.

2.            Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики: Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. - Самара: Изд-во «Профи», 2004. - 62 с.

3.            Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 174 с.

4.            Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. -М.: , 2008. -114 с.

Joomla SEF URLs by Artio