Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

«Использование мнемотехнических приемов при работе с текстом» « Эрудиция – это память, а память – это воображение.» Жаков Память- явление странное. Так трудно бывает что-то запомнить и так легко забыть. И, кажется, что все, что было сделано – бесполезно и опускаются руки. Как уберечь наших детей от такого разочарования? Ведь они постоянно сталкиваются с огромными объемами информации и не всегда могут с ними справиться. А то, с чем сложно справиться, становиться постепенно неинтересным. Моей задачей стало создание на уроках ситуаций, позволяющих, даже ученикам со слабо развитой памятью, легко запоминать необходимый объем новых лексических и грамматических единиц. Работая в пятых классах, я поняла, что мои ученики, перейдя в среднюю школу, сталкиваются с очень большим объемом новой информации и не всегда могут с ним справиться. Каждый урок учебника, с которым мы работаем, содержит, как минимум, десять новых слов и новые грамматические конструкции. Передо мной встала задача, как помочь моим ученикам запомнить необходимый запас слов и грамматики во время урока и научиться использовать его в ходе урока и, впоследствии, в повседневном общении, снизить затраты времени и сил на усвоение материала во время выполнения домашних заданий. Таким образом, моей целью стал подбор и использование в ходе уроков методов, позволяющих сделать процесс запоминания более эффективным и интересным. Я использую мнемонические приемы в ходе урока для того, чтобы ученики, даже с очень слабо развитой памятью, могли свободнее ориентироваться в большом количестве уже изученных и новых слов. Мнемонические приемы, которые, я использую на уроках, позволяют повысить эффективность запоминания через превращение многократного повторения и прописывания в увлекательный процесс, основанный на непосредственном опыте учащихся. Снижение затрат времени и сведение к минимуму неприятных ощущений, связанных с «зубрежкой», позволяет избежать негативного отношения не только к предмету, но и к людям, говорящим на английском языке. Ситуации, когда ученики говорят: «Ох, уж эти англичане! Не могли они придумать что-нибудь попроще! »все еще случаются. Позитивное отношение, формируемое в ходе ознакомления с историей и культурой англоязычных стран, способствует развитию толерантности к людям, живущим по другим обычаям и воспитанию мировоззрения, основанного на позитивном отношении к объектам окружающего мира. Известно, что процесс забывания связан с неумением подобрать нужный стимул-«раздражитель», возвращающий информацию из глубин памяти. Такими раздражителями и являются искусственные ассоциации, лежащие в основе мнемонических приемов. Психолингвисты предлагают различные классификации ассоциаций: по контрасту (“beautiful – ugly” - красивый – безобразный) , по корню слова ( “discuss – discussion” обсуждать-обсуждение), по звучанию ( ” table –fable” ) и т.д. Самое главное - ассоциации должны быть яркими и необычными. Наш мозг легко усваивает нестандартные и даже абсурдные образы, поэтому процесс запоминания тем легче, чем более необычен создаваемый зрительный образ нового слова. Основная цель методики - образование связи между образом-значением слова и его произношением. Наиболее эффективными методами для реализации данной цели являются: - метод ключевых слов (мкс); - метод взаимодействия всех ощущений (мвво); - метод Цицерона ( выделение объектов в хорошо знакомом месте и использование их в качестве опор для новой информации). Хотелось бы отметить, что те ассоциации, которые будут приведены ниже в качестве примеров, составлены самими учащимися. В самом начале, для того, чтобы показать процесс формирования ассоциаций, я использовала свои примеры и примеры из книг, посвященных техникам запоминания. Через несколько уроков учащиеся пятого класса уже сами составляли образы-ассоциации и моей задачей было только следить за тем, чтобы они были составлены верно с точки зрения фонетики нового слова. Проведя несколько уроков с использованием мнемонических приемов я попросила ребят ответить понравилось ли им работать таким образом, почувствовали ли они, что такие способы работы помогают им при изучении и какие из них были самыми интересными для них и самыми полезными. Наиболее интересным для них оказался метод ключевых слов, в основе которого лежит подбор фонетической ассоциации из слов родного языка. Подобрав созвучное слово мы составляем сюжет из слова –созвучия( иногда необходимо использовать два и даже три слова-созвучия) и перевода слова. Например, для запоминания слова “kitchen” за основу взяли два русских слова – кит и чеснок. Затем создали образ: кит ест чеснок на кухне. Практически сразу же ученики столкнулись с проблемой недостатка подходящих по звучанию русских слов. И сами, без моей помощи, пришли к выводу, что можно использовать при создании образов уже хорошо известные английские слова. Так, английское слово ”carpet” – ковер, было разделено на две части: ” car ” – машина и ” pet ” – домашнее животное. В сюжете к этому слову участвует собака за рулем машины, из окна которой торчит ковер. Ошибок в использовании и написании этих слов не было. Однако, для меня самой важной проблемой стала разница в произношении русских и английских звуков. Есть слова, которые похожи по произношению, но есть звуки, которых просто в русском нет. Проблему помог решить основной принцип запоминания системы « Джордано »: информация- это связь нескольких элементов, которые могут повторяться в различных сочетаниях в разных информационных блоках. Английских слов очень много, все они разные, но все это многообразие , с точки зрения фонетики, можно отобразить 48 транскрипционными знаками. Используя образы –заменители транскрипционных знаков можно достаточно четко зафиксировать произношение, дополняя сюжет фонетическими кодами. Для английских дифтонгов /EI/ и /AU/ фонетическими кодами будут соответственно лЕЙка и пАУк; гласному звуку / / соответствует слово мЕд, /i:/ -Ива; согласным / d / и / s / -ДЖем и Спичка. Начиная с четвертого года обучения, уроки строятся на основе учебных текстов включающих в себя новые грамматические конструкции и лексические единицы, а также модельные предложения, которые должны быть запомнены слово в слово. Запоминание текстов является основой для развития навыков устной речи и последующего использования новых грамматических правил и слов в ней. Для большинства учащихся запоминание текста превращается в заучивание, подобное заучиванию стихов. Выучил, рассказал и «благополучно» забыл. Требуется много времени и сил, чтобы выучить текст, а в результате оказывается, что впоследствии ученик не может использовать отдельные фразы и предложения из текста в устной речи, для него этот текст существует в памяти, как единое целое. И как результат, не может воспользоваться своими знаниями при дальнейшей работе по данной теме. Те учащиеся, которые чувствуют себя увереннее в английском, стремятся воспользоваться смысловым пересказом ( ведь куда удобнее и легче пользоваться уже известными и отработанными структурами), искажая при этом четко построенные составителями учебника предложения. Мне необходимо, чтобы мои ученики запомнили текст так, чтобы в любой момент они могли воспользоваться его модельными предложениями в устной речи. Мы превращаем запоминание текста в запоминание отдельных предложений, создаем последовательность образов стимулов, которые подсказывают, какую фразу нужно переводить. По сути, мы запоминаем смысл фразы, ее образ. Каждое предложения текста обозначается зрительным образом. Первый этап - внимательно читаем предложение. Затем создаем образ, обозначающий фразу. Удерживая в памяти картинку, произносим вслух предложение. В качестве примера подбора образов воспользуюсь текстом из учебника английского языка для 4 классов школ с углубленным изучением английского языка И.Н.Верещагиной. In Great Britain school begins at the age of four or five. Many boys and girls usually leave school at the age of sixteen. In England the school year begins in September, but not always on the first day of the month, as school rarely begins on Monday. The English think that Monday is not a good day to start school. Опорные образы учащиеся подобрали следующие: 1. Нарядный мальчик с английским флагом в руке и цифрой 5 на портфеле идет к школе. 2. Мальчик и девочка с цифрой 16 на футболках под дождем машут школе рукой( ассоциация глагола LEAVE- покидать, с русским словом ЛИВень). 3. Лист календаря с надписью сентябрь на котором зачеркнуто 1 число, понедельник. 4. Англичанин рисует смайл «грусть» в дневнике, где первое сентября понедельник. Составив образы для первого абзаца, стараемся проговорить текст опираясь на них, затем переходим к следующему абзацу. Наиболее важный положительный эффект в том, что учащиеся могут опираясь на образы воспроизвести, например, 2 и 4 предложения текста не проговаривая 1 и 3, а затем использовать фразы из текста в составлении диалогов и описаний. Для учащихся младшей школы, где развитие коммуникативной функции идет с сильным опережением и основными направлениями являются развитие навыков аудирования и говорения я часто использую метод «крокирования» -схематичного зарисовывания текста. Опираясь на такой рисунок –схему ученикам легче отвечать на вопросы о прослушанном тексте, а так же воспроизводить текст используя слова и грамматику. Первый этап работы- введение новых слов, которые встретятся в тексте. Для этого используются графические изображения и параллельно происходит проработка фонетических особенностей, так же с использованием мнемотехнических методов. Для звуков, которые не имеют аналогов в русском языке используются ассоциации действия, например для звука [w] –позиция губ при тушении свечи. Второй этап работы- первичное прослушивание текста и ответы на вопросы к нему. Затем еще одно прослушивание и схематичное зарисовывание основного смысла каждого предложения. Поскольку детям сложно удержать в памяти все предложения, рисунок помогает восстановить в памяти последовательность предложений и восстановить текст полностью с использованием уже изученных грамматических структур, а не запоминая отдельные предложения. Последний этап- восстановление текста по графическому плану. Проведя сравнительный анализ результатов письменных работ, я пришла к выводу, что диктанты, написанные учащимися после уроков с применением мнемонических методов, содержат меньшее число ошибок, как в написании слов, так и в их использовании в предложениях. Кроме того, в ходе уроков, я все чаще слышу, как используются в устной речи структуры и предложения их запомненных нами текстов. Это позволило мне сделать вывод, что применяемые методы являются эффективными и позволяют повысить успеваемость учащихся. Кроме того, они способствуют повышению мотивации к изучению английского языка и всестороннему развитию учащихся.

Joomla SEF URLs by Artio