Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическое сопровождение проектной деятельности

на уроках английского языка.

Тюттина Лариса Викторовна

 учитель английского языка высшей квалификационной категории

ГБОУ школа № 580 Приморского района Санкт- Петербурга

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

1.      Проблемно-аналитический раздел.

1.1.            Знакомство с ключевыми понятиями метода проектов

Проект - это деятельность по созданию какого-то ранее не существовавшего продукта  (изделия, услуги, художественного произведения, зрелища, метода, знания).

Проектирование- это комплекс интеллектуальных действий. В результате выполнения, которых, создаётся образ нового продукта и способ его получения.

Проектировочная деятельность- это способ развития практического интеллекта, развития способности быть субъектом решения практических задач своей жизнедеятельности.

Практический интеллект- это особая функция психики, обеспечивающая человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его жизнедеятельности, ставить цели практических действий, планировать их достижения, принимать решения в ходе выполнения действий, прогнозировать и оценивать их возможные последствия.

           1.2       Технология проектирования.

Сегодня мы часто слышим о космических, продюсерских, издательских, музыкальных и других проектах. Необходимость в разработке и реализации проектов возникает там, где люди ставят цели, достижение которых требует учёта множества различных условий.

Проекты бывают крупными и мелкими (группы из нескольких человек).

Чтобы достичь желаемых результатов в своей жизни нужно иметь реальную картину действительности, а главное обладать развитой способностью в этой действительности ориентироваться. Это  и есть практический интеллект. Развить его можно через проектировочную деятельность, которой мы будем заниматься (работа с понятийным аппаратом). Технология проектирования осуществляется пошагово. Вот сейчас мы  и попытаемся определить эти шаги.

1.3      Планирование разработки проекта.

            Задача:     освоение состава и логической последовательности  действий разработки проекта

Вопросы

Ответы

С чего мы начнём разработку проекта?

Определить цель

Определить задачи

Определить желаемый результат

Что мы должны будем сделать после того, как определили цели?

Провести мозговой штурм

Предложить различные идеи проекта

Обсудить предложенные идеи

Выбрать наиболее оптимальный вариант

Что мы должны будем сделать после того, как определили идеи?

Разработать план реализации проекта

Назначить ответственных

Распределить обязанности

Что мы должны будем сделать после того, как определили  планирование реализации проекта, распределили обязанности между его участниками?

Определить необходимые ресурсы

Обдумать источники получения ресурсов

Что мы должны будем сделать после того, как определили  необходимые ресурсы и их источники?

Составить поэтапный план проекта

Определить его перспективность

Провести анализ

Провести экспертизу

Начать реализацию проекта

Что мы должны будем сделать после того, как провели экспертизу проекта и приняли решение о начале его выполнения?

Реализовать проект

Осуществить проект

Что мы должны будем сделать после того, как выполнили проект?

Оценить результаты проекта

Дать оценку итогам проекта

1.4      Пошаговая последовательность действий разработки проекта:

 

1.      Определить цели проекта (желаемый результат).

2.      Определить идеи проекта, сделать оценку и выбор.

3.      Спланировать реализацию проекта, распределить обязанности между его участниками.

4.      Определить  необходимые ресурсы и их  источники.

5.      Провести экспертизу проекта и принять решение о начале его выполнения.

6.      Выполнить проект.

7.      Оценить результаты проекта.

 

2. Реализация информационно - исследовательского проекта «School uniform. Arguments for and against»

2.1     Актуальность темы информационно - исследовательского проекта.

Актуальность выполнения информационно - исследовательского проекта “ Schooluniform: argumentsforandagainst” учениками 8 и 11 классов была вызвана всё вновь появляющейся в СМИ информацией о введении обязательной школьной формы в образовательных учреждениях России. Обучающиеся изучили традиции ношения школьной формы в нашей стране и за рубежом; выяснили мнение учащихся школы, их родителей и учителей о форме; проанализировали статистические данные, полученные в ходе опроса в разных возрастных группах; выделили основные аргументы за ношение школьной формы и против; сравнили их по степени значимости  и частотности повторения.

Итогом проекта было: конструирование одежды для учащихся 5-6 и 7-8  классов; демонстрация её в качестве рекомендуемой школьной формы, удовлетворяющей представления о ней с точки зрения учащихся, родителей и учителей.  

 

2.2     Формирование рабочих групп.

Основная рабочая группа:

Учителя

Обучающиеся

Тюттина Л. В. – учитель английского языка

Власова Кристина- 8а

 Семёнова Лидия-8а

 

Карасёв Антон-8а             

Петрова Мария-8а

 

Борисов Денис-8а           

Быстрова Рита-8а

 

Баскова Ксения-11в    

Филатов Андрей 11в       

 

Агаджанян Гарик-11в      

Бойчук Дарья-11б

 

Русакова Ксения-11в       

 Прокофьева Катя-11б

 

Целивводного урока:

1.      Познакомить учащихся с проектировочной деятельностью:

-        ввести понятия проект, проектирование, проектировочная деятельность, практический интеллект;

-        ознакомить с шагами проектирования;

2.      Освоить технологию проектирования через создание проекта.

Прогнозируемый результат проектировочной деятельности учащихся – развитие практического интеллекта учащегося, как субъекта проектировочной деятельности:

-        умение анализировать проблемные ситуации в жизнедеятельности;

-        умение проектировать цели;

-        умение планировать достижение целей;

-        умение прогнозировать последствия решений;

-        умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;

-        умение эффективно работать в группе и индивидуально.

 

 

2.3     Компоненты и направленности проекта.

 

Вид проекта:    Информационно-исследовательский

Компоненты проекта:

¨  Письменная часть проекта – доклады на тему «Школьная форма в образовательных учреждениях стран мира»

¨  Устная часть проекта – презентация  социологических опросов по теме проекта.

¨  Творческая часть проекта- конструирование школьной формы и её демонстрация.

 

Основные направленности проекта:

Исследовательская направленность:

проект не является научным исследованием, но включает такие исследовательские приёмы как анкетирование и  интервьюирование.

Творческая направленность:

проект предполагает максимально свободный подход к оформлению результатов (демонстрация моделей школьной одежды)

- Ролевая направленность:

- проектанты берут на себя роли докладчиков и демонстраторов одежды

- Информационная направленность:

проект направлен на сбор информации по данной теме с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории

Прикладная направленность:

- результат ориентирован на социальные интересы участников проекта (подготовка справочного материала).

 

 

              2.4.    Определение основной цели проекта и его задач:

- Воспитательный аспект –  воспитывать чувство уважения к людям,  чтить школьные традиции, прививать чувство прекрасного  в поступках и одежде

Обучающий аспект – научить учащихся работать с различными источниками информации, делать выписки из них, перефразировать уже имеющуюся мысль, составлять план, излагать информацию согласно плану.

Развивающий аспект – развитие навыков прогнозирования конечного результата.

 

Цель проекта:

- привлечь внимание обучающихся к такой теме как достойный внешний вид школьника, выяснить мнение родителей, учителей и самих учеников о ношении школьной  формы  с целью выработки практических  рекомендаций  для обучающихся  5-8 классов

Методика определения желаемых результатов (целей проекта):

 

Вопросы учителя

Ответы обучающихся

Предложения  по определению желаемого результата

Изучение  истории ношения школьной формы в дореволюционной и современной России

Знакомство с фактами ношения формы в зарубежных школах

Проведение в школе социологического опроса:

“Is it a good idea to wear a school uniform?”

Определение среднестатистического мнения за ношение школьной формы и против

Проведение конкурса среди обучающихся по теме « Создай свою школьную форму»

Практические рекомендации и советы по дресс-коду в школе (для учеников 5-8 классов)

Демонстрация  школьной одежды, отражающее среднестатистическое мнение о ней со стороны обучающихся

Кто кроме нас будет оценивать наш проект

Одноклассники

Родители

Администрация  школы и учителя

Районный методист

Какие требования  будем предъявлять к проекту

Актуальность проекта

Реалистичность проекта

Время исполнения проекта

Контролируемость реализации

Итак, цели записаны,  составим таблицу их оценки по пятибалльной шкале:

Баллы

Актуальность

Реалистичность

Время исполнения

Контролируемость

5

 

наивысшая

наиболее

реалистичная

наиболее продолжительная

наиболее

4

 

высокая

реалистичная

продолжительная

контролируемая

3

 

средняя

средняя

средняя

средняя

2

 

менее

менее реалистичная

непродолжительная

менее контролируемая

1

 

неактуальная

нереалистичная

не требует затрат времени

неконтролируемая

 

Итоговая таблица оценки целей.

Оцениваемая цель

Актуальность

Реалистичность

Время исполнения

Контролируемость

Итоговая оценка

Изучение  истории ношения школьной формы в дореволюционной и современной России

4

4

2

4

14

Знакомство с фактами ношения формы в зарубежных школах

4

2

2

4

12

Проведение в школе социологического опроса:

“Is it a good idea to wear a school uniform?”

5

5

3

4

17

Определение среднестатистического мнения за ношение школьной формы и против

5

4

4

5

18

Проведение конкурса среди обучающихся по теме « Эскиз моей школьной формы»

5

4

3

4

16

Практические рекомендации и советы по дресс-коду в школе (для учеников 5-8 классов)

4

3

3

2

12

Демонстрация  школьной одежды, отражающей среднестатистическое мнение о ней со стороны обучающихся

5

5

3

5

18

 

Таким образом, анализ полученных результатов выявил

Главную цель проекта – определить наиболее частотно повторяющиеся аргументы за школьную форму и против  и то,  какой её ученики себе представляют.

2.5      Циклограмма действий по реализации проекта.

Необходимо составить циклограмму действий по достижению главной цели – выяснение мнения обучающихся, их родителей и учителей о введении обязательного ношения школьной формы и то, какой они её себе представляют.

 

Циклограмма действий по достижению целей:

Действие 1:

Выбор основных тем и подтем для сбора и изучения информации

Этапы

Сроки

Анализ существующей информации в УМК

Сентябрь 2012

Определение недостающей информации

Сентябрь 2012

Разработка тематики печатных докладов

Сентябрь 2012

Действие 2:

Презентация информации и её обсуждение

Подготовка докладов по выбранной тематике

Октябрь 2012

Отбор докладов для их презентации

Октябрь 2012

Презентация полученной информации

Октябрь 2012

Анализ и обсуждение

Октябрь 2012

Действие 3:

Проведение социологического опроса « Как вы относитесь к   школьной форме»

Формулировка вопросов для проведения социологического исследования

Ноябрь 2012

Выявление возрастных групп для опроса

 Ноябрь  2012

Назначение  интервьюеров  для каждой возрастной группы и ответственных за сбор информации

 Ноябрь 2012

Создание  экспертной группы по анализу и систематизации полученных данных

Ноябрь 2012

Действие 4:

Выявление среднестатистических аргументов « за» и « против» ношения школьной формы

Определить наиболее часто повторяющиеся аргументы « за »

 Декабрь 2012

Определить наиболее часто повторяющиеся аргументы « против »

 Декабрь 2012

Построить  диаграмму аргументации

 Декабрь 2012

Сделать электронную презентацию результатов

Декабрь 2012

Действие 5:

Проведение творческого конкурса

Проведение творческого конкурса в 8а, 11б, 11в классах « Создай свою школьную форму»

Январь 2013

Выявление общей тенденции в создании образа школьной формы

Январь  2013

Проведение  фотосессии

Март  2013

Действие 6:

Продумывание системы практических советов

Разработка рекомендаций по дресс- коду в школе

 Февраль 2013

Проведение демонстрации  моделей школьной одежды для обучающихся 5-6 и 7-8 классов

 Март 2013

 

3.  Подведение итогов проектной работы

Известно, что главной особенностью проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели, т. е. наглядное представление её результата, будь это рисунок, схема, таблица, сочинение, аппликация, поделка. В нашем случае – диаграммы социологического опроса среди учеников, их родителей, учителей; печатные доклады; рисунки-эскизы школьной формы. Конечным продуктом проекта явились презентация итогов социологического опроса и демонстрация коллекции одежды для ношения в школе.

В ходе работы над проектом обучающиеся овладели различными умениями и навыками  коммуникативной деятельности. Одним из самых трудоёмких и продолжительных по времени этапов работы над проектом был накопление и отбор информации. Участники рабочей группы  сами для себя решали ограничиться ли учебником, предусмотренным школьной программой или обращаться к дополнительным источникам информации (специальная литература, энциклопедии, Интернет). Таким образом, занимаясь сбором информации анализируя, сравнивая, оставляя самое важное и существенное, они сформировали собственное мнение и взгляд на предмет исследования, развили свои умения работать с текстом - выделять главную мысль, самостоятельно перефразировать рассматриваемые идеи.

В процессе создания проекта произошёл творческий процесс генерации идей, а также выявился новый стиль общения учеников с учителем и друг с другом на английском языке. Обучающиеся активизировали свои умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Обучающимся была предоставлена возможность использовать английский язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, безусловно, способствовало повышению мотивации в изучении иностранного языка.  

Очень значимым и существенным в процессе выполнения проекта было развитие исследовательских навыков: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации, проводить социологические опросы, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать и делать выводы.  

Работая над технической стороной проекта, обучающиеся совершенствовали свои навыки работы на компьютере: использование текстового и графического редактора.

Важно подчеркнуть, что выполняя проектную деятельность, обучающиеся не только повысили свои общеучебные  умения и навыки, но и осознали значимость коллективной работы для получения конечного результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий. Они не на словах, а на деле почувствовали себя нужными, успешными, способными разрешать различные жизненные проблемы; аргументировано высказывать свою точку зрения, выслушивать и понимать другую, иногда, полностью противоположную своей.

Итак, в заключении можно сказать, что осуществление проектной деятельности обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность.

В обучении иностранному языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым УМК и может быть включена в различные формы учебной деятельности на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке определённого уровня, совершенствованию и углублению всех  видов речевой деятельности. При этом проектное задание  может рассматриваться как определённая форма адаптации материала учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям обучающихся. Таким образом, доказывается основное свойство проектной методики как педагогической технологии, реализующей личностный подход- отношение к ученику как к личности с её потребностями, возможностями, устремлениями.

4.      Список литературы и электронных ресурсов

1.      Пахомова  Н.Ю. Проектное обучение – что это? /Методист, № 1, 2004 г.

2.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

3.      Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам./Иностранные языки в школе-1999,№ 6

4.      Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка./Улан-Удэ,2002

5.      Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий  на уроках английского языка./ ИЯШ,1999,№ 4.

6.      Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной  познавательной деятельности./ Открытая школа, 1998, № 2.

7.      Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ИЯШ,1991,№ 2.

8.      Шаламов В.В. Проект “Ахей”

9.      Чечель И. Метод проектов, или Попытка  избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула./ Директор школы,1998, №3

10.  Сайт    http://mmj.ru

11.  Сайт    http://www.edu.ru

12.  http://therasfashions.blogspot.ru/2012/04/school-uniform-model.html

13.  http://www.tomatalk.com/student-life/2013/02/07/school-uniforms-have-pros-and-cons/

14.  http://en.wikipedia.org/wiki/School_uniforms_in_England

15.  http://resources.woodlands-junior.kent.sch.uk/customs/questions/education/uniform.html

16.  http://dbp.idebate.org/en/index.php/Debate:School_Uniform_%28JUNIOR%29

17.  http://en.rian.ru/russia/20121108/177306287-print.html

http://english.ruvr.ru/photoalbum/70497437/

Joomla SEF URLs by Artio