Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Метод проектов и исследования
в профессиональной деятельности учителя истории

 Месяц Юлия Васильевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №599
Приморского района Санкт-Петербурга

I. Введение

       Согласно Примерной программе основного общего образования историческое образование должно сыграть важную роль в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности. А это подразумевает формирование следующих умений:

  • -  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
  • -  проводить информационно-смысловой анализ текста;
  • - использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • - создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную   информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
  • -  составлять план, тезисы конспекта.

      На мой взгляд, учебно-исследовательская деятельность при оптимальной ее организации на уроке и во внеурочное время позволит сформировать и развить у школьников основы исторического мышления. Ориентация учащихся на учебное исследование будет протекать более успешно при рациональном использовании учителем технологий развивающего обучения, их отдельных элементов и исследовательского метода обучения.

       Роль современного исторического образования учащихся приобретает особое значение в формировании патриотизма и активной гражданской позиции. Особое внимание следует уделить духовной стороне формирования личности учащихся. Считаю, что патриотизму как составляющей духовности нельзя не учить, так как камень за камнем вместе с учениками мы складываем здание, имя которому – любовь к Родине. Одним из камней этого здания является участие в  работе над исследовательской работе и работе над проектами по истории России и обществознанию.

    Цель данной работы:выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности  учащихся в процессе проектной  деятельности.

  Актуальность темы заключается в том, что в условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство. При этом необходимо добиться увеличения числа учащихся:

  • - умеющих применять знания в новых условиях;                                                                               
  • - умеющих устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;
  • - имеющих широкий кругозор;
  • - самостоятельно принимать решения и  осознавать меру ответственности за них.

           Правильная, рациональная организация учебно-проектной деятельности ученика позволяет в значительной степени решить поставленные задачи:

  • - изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике; методику организации проектной деятельности учащихся; определить пути и средства вхождения ученика в эту деятельность;
  • - создать условия для осуществления проектной  деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время;
  • - развивать общеучебные и социальные умения, и навыки, необходимые для организации  проектной деятельности;
  • - способствовать развитию творческого потенциала ученика, его культурному самоопределению, самоидентификации;
  • - определить механизмы развития исторического мышления через учебно-проектную  деятельность учащихся. Решение поставленных задач и достижение необходимых результатов

    Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.

II. Основная часть

   Организуя проектную деятельность, я предлагаю «Правила успешной проектной деятельности», которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнеров.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
  • Выбор темы проекта (исследования).
  • Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  • Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  • Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  • Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  • Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  • Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  • Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  • Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

 

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

    В своей работе часто предлагаю своим ученикам различные темы информационно - исследовательских проектов. К таким можно отнести проект по обществознанию: «Государство, страна, общество», «Межнациональные конфликты», «Россия между Западом и Востоком». Проект или исследование может носить как общешкольный характер, так и реализовываться в рамках одного урока. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и представление итогов в классе.

    Особый интерес для меня представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах на уроках истории. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта «Мой район сквозь призму времени».

        Вид проекта: исследовательский, внутришкольный, групповой, средней продолжительности.

      Основой для деятельности послужил районный конкурс  работ учащихся «Герои среди нас», проводившийся в 2012-2013 учебном году детским творческим форумом КИТИЖ плюс.

     Работа над проектом проводилась в сентябре-ноябре 2012 года. Учащиеся 9а класса исследовали историю названий улиц Приморского района и увлеклись улицами, носящими фамилии известных личностей прошлого. Родилось исследование, посвященное героям Великой отечественной войны, конструкторам и авиаторам, чьи имена носят улицы Савушкина, Уточкина, Покрышева и др. Результатом работы стало участие в конференции и награждение дипломом лауреатов конкурса исследовательских работ.

      На основе данной работы учащиеся 10а класса продолжили изучение своего района, и появилась новая работа «Мой район сквозь призму времени».

Выбор темы определялся следующими факторами:

  • - работа с архивными данными позволяет прикоснуться к исторической эпохе, приближает ее к ребенку, дает прочувствовать ее особенность и уникальность;
  • - исследование истории своего края  способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
  • - возможность соотнести историю района с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
  • - разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
  • -работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.

     Конечным продуктом проекта стало, выступление ребят на общешкольной конференции с презентацией своей проектной деятельности и представлением печатной работы. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

Главная цель учителя истории – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности информационно-коммуникативных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

       Мои уроки, в основном, ориентированы на творческо-поисковую самостоятельность школьников. Дети приобретают опыт ведения диалога, дискуссии, полемизируют. И на уроке и при подготовке к уроку ребята выступают в качестве исследователей.

      Показательной при этом может быть работа учащихся на интегрированном уроке истории и обществознания с элементами исследования и с использованием технологий критического мышления и ИКТ:«Российская цивилизация – вечная тема размышлений».

       Класс делится на учебные группы. Перед каждой из групп ставится задача, которую ребята решают совместно, используя при этом различные источники исторической информации. По истечению условного времени группа сообщают результат работы. Как правило, всю эту информацию группе предлагается свернуть в схему, таблицу, проиллюстрировать в красках. Ребята отвечают на вопросы одноклассников, учителя. Оценивает работу спикер группы, учитель, одноклассники. «Условное время» и задача могут быть даны учителем непосредственно на уроке, а могут быть определены для решения и во внеурочное время (в качестве домашнего задания). Это определяется учителем исходя из особенности класса. В первом случае учитель подбирает исторические источники, во втором, ребята подбирают их самостоятельно.

Схема урока

Этапы

Приемы и средства обучения

I этап

Вводно-мотивационный этап вызова

 

Вводное слово учителя.

Краткая беседа с целью актуализации знаний из курсов истории, обществознания, географии. Постановка проблемы детьми и формулировка темы урока. Построение кластера «Что есть Россия?»


II этап

Осмысление (само исследование)

 

 Практическое занятие по группам (работа с раздаточным материалом: высказываниями философов, поэтов и писателей), работа с музыкальными отрывками; аргументация своей точки зрения.

III этап
Рефлексия

 

Коллективное обсуждение проблемного вопроса. Итоговый вывод.

Синквейны. Заключительное слово учителя.

      Новые приемы, нетрадиционные формы уроков помогают эффективно решать образовательные и воспитательные задачи при сокращении в целом учебного времени на изучение истории.

Защита проекта «Генеалогическое дерево моей семьи»

Участие в районном проекте «Мой выбор»

Игра «Колесо истории»

     Однако, и от традиционного, комбинированного урока не отказываюсь. Стараюсь дифференцировать задания, как по содержанию, так и по форме исполнения - рисунок, схема, тезисы, таблицы, опорные конспекты, составление кластера и т.д.

Результативность использования системы работы:

  1. Наблюдается увеличение количества и качества творческих работ учащихся.

В 2010 году учащиеся 6б класса стали лауреатами районного конкурса исследовательских работ «Герои среди нас». Итоги нашей работы запечатлены в  Сборнике работ учащихся образовательных учреждений участников проекта «Герои среди нас». СПб, 2010

   В 2012-2013г. Учащиеся 9а класса (упоминалось выше) были отмечены памятными дипломами и подарками как лауреаты того же районного конкурса «Герои среди нас» с проектом «Имена в названиях улиц нашего района».

  В 2013 г. В школьном конкурсе проектов учащиеся 10а класса заняли третье место со своей исследовательской работой «Мой район сквозь призму времени».

    Познакомиться с работой можно здесь: Мой район сквозь.....ppt

  В 2012-2013г. Ученица 11а класса Исаева Полина стала победителем районного конкурса исследовательских работ «Война. Блокада. Ленинград» и дипломантом городской конференции с тем же названием, проходившей в Аничковом дворце.

Познакомиться с работой можно здесь: Война,блокада, Ленинград

 

       2.  По результатам психологического исследования

 динамики мотивации обучения можно сделать вывод о ее высоком уровне, который составляет в  2009-2010 уч.году 65%, 2011-2012 уч.году -75%, а в 2012-2013 уч.году- 85%

       3.  Успешная внеурочная деятельность

       4.   Достойный уровень сдачи ЕГЭ (в среднем 70 б)

       5.   Призеры районных туров олимпиад по истории и обществознанию

 

     III. Заключение

     Анализируя данные, полученные в результате работы над методом проекта, я сделала следующий вывод: я стараюсь строить уроки так, что у учащихся происходит постоянное формирование мотивации достижений, стремление к углубленному изучению предмета. Высокий уровень мотивационной  деятельности на уроках говорит о том, что учащиеся легко и с интересом усваивают учебный материал, успешно овладевают программой.

    Применение проективной методики на уроках истории и обществознания  очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

   Несмотря на все вышесказанное, я вновь и вновь задаюсь вопросом:  КАК УЧИТЬ? КАК СДЕЛАТЬ УРОК ЭФФЕКТИВНЫМ? И еще один из вопросов, который я себе задаю. ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ критерием  моей деятельности  помимо того, что уже выше перечислено?  Скорее всего, это:

      - стойкий, постоянный  интерес  ребят к истории и обществознанию, их желание вернуться к изучаемому материалу;

     - стремление ребят к самостоятельной творческой деятельности при осмыслении вопросов истории, обществознания;

      Из всех моих выпускников 2009-2013 года более 60% получают гуманитарное образование. Надеюсь, что моя увлеченность предметами  передалась всем  моим выпускникам и повлияла не только на их профессиональный выбор, но и на формирование их мировоззрения в целом.

     

 

Joomla SEF URLs by Artio