Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 
Методическая разработка образовательного путешествия

"Зелёные легкие" школьного квартала

Тукиянен Ирина Александровна
 
Тема образовательного путешествия/
музейно-педагогического занятия

 
Адресная
 группа
Форма занятия
(урок, классный час, вне-
классное  мероприятие)
и продолжи-
тельность

 
Место проведения занятия Основная идея (проблемный вопрос), которая структурирует логику деятельности детей и диктует отбор содержания Цели и задачи занятия
 

 
Вопросы и задания маршрутного листа, на основе которого ученики будут осуществлять  исследовательскую деятельность Форма подведения итогов
 
 

 
Прогнозируемые результаты
«Зелёные лёгкие школьного квартала»
(На примере 3-х объектов: ЦЭО, Комсомольской площади, бульвара вдоль улицы Новостроек)[1]
 
 
 
[2]   [3] [4][5]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Учащиеся
1-7
классов
Внеклассное мероприятие (прогулка по микрорайону в рамках режима работы ГПД во второй половине учебного дня, с 16.30 до 18.30[6]) продолжительность: 2 часа Прогулка по прилегающему к школе микрорайону  территории Кировского района Санкт-Петербурга
 
Зеленые зоны микрорайона и их рекреационный потенциал. (Изучение возможностей встречи с природой в привычной городской среде.)
 
1)расширение опыта проживания в мегаполисе,
приобретение умений и навыков, необходимых для комфортного существования в городской среде.
2) бережное отношение к окружающей городской среде;
3) открывание для себя потенциальных эколого-культурных возможностей пространства города посредством обращения к близлежащим объектам городской среды своего микрорайона;
4) ознакомление учащихся с географией города;
5) приобретение навыков визуальной культуры;
6)осмысление петербургских традиций отраженных в памятных знаках, присутствующих в городском пространстве;
7)приобретение и накопление опыта самостоятельной исследовательской деятельности в городском пространстве;
 
 
 
 
 

 
Вступительная беседа учителя, освещающая проблематику и очерчивающая круг задач  предстоящего образовательного путешествия:
- Где и как можно хорошо отдохнуть, отвлечься от городской суеты, снять усталость?  (ответы детей)
- Ну конечно, лучше всего поехать на природу! А всегда ли это возможно? (ответы детей) 
- Как мы видим, к сожалению, это можно полноценно осуществить только на каникулах или, на крайний случай, в выходной день, отправившись на дачу или просто выехав за город.  Но как отдохнуть на природе, например, после уроков или работы, в самом городе, в нашем микрорайоне, чтобы не нужно было далеко ехать и напрасно тратить время? Или придется отказывать себе в подобном отдыхе?
(детские ответы о том, что отказывать не хочется, но и как осуществить не слишком понятно)
- Есть ли такие оазисы природы рядом с нами, о которых мы не знаем или не задумываемся? (следуют робкие невразумительные реплики с явным сомнением и недоумением)
Так  как же быть? Как нам максимально и с пользой провести время на природе …в городе, в самом сердце микрорайона, когда других возможностей нет?  Можем ли мы  встретиться с природой, почти что не отходя от дома или школы? При всей нашей суете, загрязненном воздухе и отсутствии тишины это возможно или всё-таки нет?
(Дети пожимают плечами и бросают осторожные реплики, типа: посидеть на лавочке у дома, покормить птиц… Или вообще говорят, что такое общение в рамках города невозможно…)
 - Так вот,  возможно  всё же непосредственное общение с природой в рамках нашего микрорайона или нет, а если да, то как и где, - это и станет объектом нашего исследования во время прогулки. Нам предстоит выяснить, умеем ли  мы использовать по-настоящему природу своего промышленного микрорайона… Владеем ли  в полной мере информацией о зеленых лёгких микрорайона и их возможностях?  …Да и вообще для начала нужно узнать,  есть ли они!
Если вдруг мы выясним, что да, нам предстоит разобраться, что же  еще, кроме природы, может привлекать нас в эти открытые нами заново уголки микрорайона?
  Какие новые возможности для отдыха появляются для вас и членов вашей семьи в этом случае?
  Мы с вами распределимся на три группы, каждая получит свой маршрутный лист с вопросами и заданиями, выполнение которые поможет вам разобраться в поставленной проблеме. Каждую группу будет сопровождать 1из ваших учителей-воспитателей ГПД.[7] Через час пятнадцать встречаемся в школе и подводим в течение 45 минут итоги исследования. (Далее с помощью простой считалочки о городе, которую вспоминаем тут же с ребятами вместе, распределяемся, включая учителей, на группы, затем детям вручаются маршрутные листы[8], а  учителя выводят своих подопечных на пришкольную территорию, сверяя время и начиная путешествие.)

 
ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ НА ТЕМУ С ЭЛЕМЕНТАМИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И  ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА. Сначала ребята и учителя рассаживаются по своим группам и обсуждают в свободной форме  итоги своих открытий, намечают план ответа.  (На всё это дается 15минут.)  Затем приглашается один представитель от каждой группы (обязательно ученик),  который сообщает, что посчитала нужным сказать об итогах своего исследования группа. Ему (и (или) всей группе)  задаются уточняющие вопросы, его дополняют ребята как из своей, так  и,  из других групп. Все имеют равные права на реплики и мнения, поэтому и учителя, и ребята живо участвуют в разговоре, НО(!) соблюдают элементарную и естественную  коммуникативную культуру. Учитель (я) направляет ход беседы, следит за соблюдением правил коммуникативной вежливости, уточняет и резюмирует определенные положения, наряду с детьми, однако основные организационные функции несёт всё же он,  руководящий взрослый, преподаватель истории города. (На обсуждение отводится 25 минут)
Подытоживается работа выполнением коллективного творческого дела (КТД). Оно заключается в составлении мини-путеводителя по рассмотренным объектам. В подготовленную учителем заранее  «рыбу» (3 одинаковых файла в программе Word, тексты с пропусками) дети формулируют и вписывают определённые сведения и факты об исследованных объектах, причем одна из групп пишет о своем объекте, в то время как другие две занимаются соответственно оформлением обложки и вставками иллюстративного (фотографического) и картографического материала[9]. (Эта работа осуществляется на ноутбуках.) Затем группы меняются заданиями, и в итоге все три файла с текстами и фото сводятся воедино с файлом обложки, на которой значатся «выходные данные» и ФИО авторов «продукта», и с картографическим файлом. Заключительный этап осуществляет учитель, сводя все файлы (1-2 минуты); он же демонстрирует  участникам образовательного путешествия получившийся «Путеводитель». В процессе демонстрации звучат реплики участников относительно того, хорошо ли получилось, было ли интересно, надо ли что-нибудь уточнить или изменить. Но это уже становится заделом на будущие размышления каждого отдельно взятого ребенка, поскольку все дальнейшие отношения с рекреационным пространством микрорайона города уже личные. Что касается оценок учителя (учителей), то они присутствуют и, безусловно, носят положительный, одобрительный, индивидуальный и стимулирующий, вербальный характер, не обязательно выраженный учебным баллом; однако, тем не менее, оценки могут быть выставлены в журнал каждого класса по предмету «История и культура Санкт-Петербурга» на ближайшем по расписанию уроке.
1)Проектирование модели использования  потенциала природного и культурного наследия микрорайона как инструмента развития исследовательских способностей младших школьников
2)Выявление и развитие психологической готовности учащихся к исследованию: рост познавательного интереса, стремление к раскрытию неизвестного, готовность искать ответ на вопрос самостоятельно или в группе сверстников-единомышленников, отсутствие боязни совершить ошибку, способность действовать в новой незнакомой ситуации и т.п.;
3) Освоение ряда поисковых и исследовательских умений:
·наблюдать за происходящим вокруг;
·рассматривать объекты природного и культурного наследия, используя стратегию визуального исследования;
·использовать наряду с визуальным исследованием приемы комплексного изучения объектов природной и культурной среды города, опираясь на различные способы получения информации (тактильное, моторное, коммуникативное, визуальное и пр.);
·планировать и проводить простейший эксперимент под руководством педагога;
·сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты окружающего мира;
· давать собственные определения понятиям, работать с различными источниками информации, вычленить отдельные признаки изучаемых объектов природной и культурной среды города;
· структурировать полученный в ходе наблюдения, исследования, эксперимента материал;
·выдвигать собственные гипотезы и версии, осуществлять их аргументацию;
.творчески проецировать и моделировать свое жизненное пространство и жизненную идею, осознавая себя петербуржцами, активными горожанами, от которых многое зависит и которые в состоянии многое изменить и решить.
4.Развитие творческих, аналитических и жизненных навыков существования внутри культуры, внутри городской среды.
5.Широкие потенциальные возможности для дальнейшей и разнообразной проектной деятельности детей, их индивидуально-личностного развития.
6.Развитие потенциала и сплоченности детского коллектива, формирование позитивной мотивации к процессу обучения, образования, понимаемому интуитивно детьми как исследование мира, имеющее интерес, практическую ценность и существенную значимость в шкале ценностных ориентиров учащихся.
 

 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Вопросы и задания маршрутных листов команд-участниц образовательного путешествия.
Группа №1.
  1. Наша школа расположена по адресу: ул. Новостроек, д.9. Подумайте, почему эта улица  так называется? Дом нашей школы и другие дома, расположенные вдоль улицы, действительно новые? (На торцевом участке крыши  одного из соседних домов есть дата… Сориентируйтесь по ней, в какое время построены дома по улице.) Что же отличает эти дома? Как они расположены вдоль улицы с четной и нечетной стороны?  Рассмотрите внимательно, какие дома населяют улицу, из чего они сделаны, сколько этажей в высоту, чем украшены фасады? Сделайте вывод о том, какая АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА нас окружает, каково архитектурное мини-пространство города вокруг нас.
  2. Обратите внимание на саму улицу Новостроек. Похожа ли она на обычные улицы, по которым мы привыкли ходить? Что необычного в ней? Из чего она состоит? Как организовано движение автомобилей и пешеходов? Каков её ЛАНДШАФТ? Прочитайте определения существующих типов улиц, приведенные ниже, [10] и аргументировано поясните, какое из них в большей степени подходит улице Новостроек.
Типы улиц:
А) Собственно улица.
У́лица — элемент дорожно-транспортной градостроительной планировки. Обычно два ряда домов и пространство между ними для передвижения. Улица может не иметь специального покрытия (пространство между зданиями представляет собой просто участок земли), а может быть покрыта каким-либо прочным материалом. В разные времена для этого использовали дерево, кирпич, камень, щебень. В современном мире самым популярным покрытием является асфальт.
 
Б) Бульва́р (фр. boulevard, от нем. bollwerk — укреплённый земляной вал) — аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычно посреди) улицы (первоначально — на месте прежних городских валов), вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок. Бульвары также служат для пешеходного движения, кратковременного отдыха, защищают тротуары и здания от пыли и шума. На бульварах размещают памятники и скульптуры, фонтаны, детские и спортивные площадки, кафе и торговые киоски.
 
  В) Магистраль  — главная широкая улица с интенсивным транспортным движением.
 
  Г) Набережная— улица вдоль реки или другого крупного водоёма.
 
  Д)Переулок — небольшая улица между двумя крупными улицами.

 
  • Проспект - прямая, длинная и широкая улица в городе, обычно осаженная зеленью.
 
  • Шоссе - магистральная улица, направленная на выезд из города, либо сохранившийся в городской черте    участок старинной внегородской дороги. В начале XX века — любая асфальтированная дорога.
 
3.Посмотрите вверх. Что вы видите такого, что мешает вам рассмотреть небо,  его цвет, облака, птиц? Как называются замеченные вами сооружения? Зачем они нужны? Прочитайте небольшую выдержку из статьи[11] и определите, могут ли представленная в ней информация и ваши наблюдения подтвердить или опровергнуть то, что вы решили  относительно типа, к которому относится улица Новостроек.
Улица Новостроек находится в Кировском районе и проходит от Кронштадской до Автовской улицы.
С 1933 года ее срединный участок, от улицы (ныне  проспекта) Стачек до Суворовской улицы (улица Зайцева), стал неофициально называться Суворовской дорогой. С 1939 года проезд называли Новой улицей, хотя в проектной документации 1940-х она обозначалась как Бульварная, поскольку посредине проезда был предусмотрен бульвар для установки на нем высоковольтной линии. В середине 1950-х годов Новую улицу продлили на восток до Автовской улицы.
Современное имя дано улице 14 августа 1958 года. В постановлении сказано: «…Предполагаемое наименование отвечает большому жилищному строительству в кварталахОграниченная с четырех сторон улицами часть застроенной территории населенного пункта, предполагающая целостность архитектурного замысла и соблюдение экономических противопожарных и санитарно-гигиенических требований., пересекаемых данной улицей».
В начале 1960-х годов, после ликвидации находившейся западнее проспекта Стачек деревни Алексеевки, улицу продлили на запад и соединили с Кронштадтской улицей.
4.Что вы видите прямо посередине улицы, как раз под высоковольтной линией? Можно ли этот зеленый участок считать уголком природы? Почему? Он искусственный, созданный человеком или естественный, дикий? Назовите признаки, подтверждающие ваше мнение.
5. На объекте есть растительность? Рассмотрите её внимательно и назовите, если знаете, виды деревьев, цветов, кустарников, которые растут здесь.
6.Прислушайтесь, пожалуйста, к тем звукам, которые вас окружают здесь. Перечислите, что и (или) кого вы слышите. Все ли звуковые ощущения вам приятны? Какое настроение они вызывают? Можно ли отключиться от городских звуков и представить, что ты на природе? Что этому помогает из того, что вы видите вокруг?
7.Кого вы можете встретить здесь? Чем заняты люди, идущие по зеленому участку улицы? Правильно ли, с вашей точки зрения, они себя ведут? Уместны ли их действия? Можно ли наблюдать тут домашних животных, а диких? Хорошо ли это? Чем?
8.Измерьте с помощью шагов (2средних шага=1метр) ширину зеленого участка улицы. Вы пойдете по траве или по дорожке? Почему? Кстати, а какие дорожки вы видите, они все одинаковые? Зачем они, как служат и как их можно назвать? (Слова для справок: тротуар, тропинка, шоссе, аллея, дорога, колея)
9.Разбейтесь на 2 команды и, начиная от того места, где вы сейчас находитесь,  разойдитесь (по дорожкам или по траве?) в разные стороны по длине до пересечения с перпендикулярными улицами (Как они, кстати, называются?) Уже известным вам способом измерьте длину зеленого участка между двумя этими улицами. Вычислите ПЕРИМЕТР (длина + ширина + длина + ширина) и ПЛОШАДЬ (длина × ширина) зеленой зоны. Это много или мало, по-вашему?
10. Подумайте, чем еще можно здесь заняться, с вашей точки зрения? Вам нравится это место? Можно ли тут отдохнуть? Как это лучше сделать в каждое время года?  Всякий ли отдых будет здесь хорош, уместен и безопасен? Что может ему мешать? Чего для него не хватает?
11. Пофантазируйте, пожалуйста, какие предметы или сооружения украсят облик этой зеленой зоны и сделают её более привлекательной для разнообразного отдыха людей и их общения с природой? Можно, чтобы каждый по очереди загадал какой-либо предмет или сооружение и на счет: «Раз, два, три!» - изобразил его. Остальные попробуют отгадать и заодно подумают, нужен ли этот объект городской среды здесь.
12.Подумайте, пожалуйста, какие экологические проблемы угрожают нашему зеленому объекту. Кто и почему должен заниматься его экологической безопасностью и благоустройством? Что из этого можно и нужно делать самим горожанам? Какова может быть наша с вами посильная роль?
13. Сделайте выводы из ваших сегодняшних наблюдений и исследований и оцените, пожалуйста, АРГУМЕНТИРОВАННО привлекательность данной зеленой зоны как места отдыха петербуржцев и их возможности здесь для непосредственного общения с природой.
14. (ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ОБСУЖДЕНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.)
Как по-новому и в чем для себя вы открыли свой маленький мир города? Поразмышляйте над этим, потому что вам предстоит составить небольшой путеводитель по сегодняшним объектам городской среды для жителей микрорайона и всех петербуржцев и гостей города и включить туда карту рекреационных (зеленых) зон. Как бы вы обозначили свою зону на этой карте с помощью следующих условных обозначений?
 
ЦВЕТОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
                
- идеальный уголок природы посреди города, где есть всё необходимое для нашего живого и разнообразного общения с природой
 
                
- в целом неплохо можно отдохнуть, пообщаться с природой; есть большой потенциал к развитию, но не вполне воплощенный, потому что существуют определенные  проблемы (Например: экология, неудобство, однообразие возможностей для отдыха, небезопасность, неуместность, затрудненность некоторых видов отдыха и их несовместимость с городской средой, неправильное людское восприятие)

 
 
 
 

- нужно приложить много усилий и напрячь воображение, чтобы данная зона воспринималась, как оазис природы, однако некоторые возможности для общения с природой здесь все же есть, как и потенциал для их развития, если все постараются и всё сделают правильно

 
 
 
 

-живое общение с природой? Это вы о чём?.. Зона категорически не подходит под такое определение…  Но, наверняка, можно это изменить, если очень захотеть!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОМЕТКИ:
 
 
 

-эта зеленая зона включает в себя объекты историко-культурного городского наследия (памятники, храмы, интересные архитектурные объекты и т.п.)
 
 
 

-зона включает в себя социально значимые объекты городской среды (учебное заведение, учреждение здравоохранения, музейный комплекс, библиотеку, кафе, парковку автомобилей и т.п.)
 
 
 
 

-зона находится рядом с остановками общественного транспорта и дорожными развязками
    !
 
-зона находится рядом с промышленными объектами или   экологически проблемными участками
Что вы хотели бы отразить в статье составляемого путеводителя о вашей зеленой зоне?
Группа №2.
  1. Пройдите по улице Говорова до светофора на Краснопутиловской. Что вы видите справа? Как называется такой объект городской среды? Прочитайте определения и  подберите, аргументируя, то, которое относится, на ваш взгляд, к рассматриваемому объекту.
Сквер (англ. Square - площадь) — благоустроенная и озелененная территория внутри жилой или промышленной застройки. Сквер – объект озеленения города размещается обычно на площади, перекрестке улиц, либо на примыкающем к улице участке квартала. Планировка сквера включает дорожки, площадки, газоны, цветники, отдельные группы деревьев, кустарников. Предназначается для кратковременного отдыха пешеходов; художественного оформления архитектурного ансамбля (Словарь ландшафтного дизайна).
В большинстве случаев площадь сквера не превышает 2 гектара, но встречаются скверы и довольно значительных размеров.
  • [12] — В архитектуре - открытое пространство в городской застройке.
  • — Участок земли, засаженный разного рода растениями (деревьями, кустами, цветами), обычно с проложенными дорожками.
  • — (англ., от тевтонск. parch загородка).  Род большого сада или рощи для гулянья пешком и в экипажах.
        Лес—  Пространство покрытое, растущими и рослыми деревьями.
         Роща —  небольшой лесной массив.
2.Назовите городские магистрали, вдоль которых расположен интересующий нас объект. Как, не нарушая Правил дорожного движения, пройти к нему?
3.Как данный объект  называется? Если не знаете, поинтересуйтесь у прохожих, не забывая о Правилах вежливости. Спросите также и о том, кто такие комсомольцы. Может быть, кто-то из вас знает ответ на этот вопрос? Сопоставьте все ответы и подготовьтесь объяснить, как вы поняли это слово.
4. Почему объект всё-таки называется «площадь»? Правильно ли это, исходя из определений? Похож ли он на  те площади, которые вы видели в нашем городе? Чем, если «да» и если «нет»?  Может, здесь вообще скрыта какая-то ошибка, и люди неправильно, просто по привычке, называют данную территорию?.. Разрешить эту проблему, быть может,  вам помогут следующие задания…
5.Подойдите, пожалуйста, к памятнику. (Кстати, как следует идти к нему? Вы пойдете по траве или по дорожке? Почему? Какие дорожки вы видите, они все одинаковые? Зачем они, как служат и как их можно назвать? (Слова для справок: тротуар, тропинка, шоссе, аллея, дорога, колея)
  6.Рассмотрите внимательно, кто на нём изображен? Что надето на  юноше? Как называется головной убор? Где-нибудь ещё вы с таким сталкивались?  О чем, как вам кажется, говорит его поза, фигура, выражение лица? Как вы думаете, это памятник живому человеку или просто символ чего-то? Если живому человеку, то когда он жил, чем занимался, по-вашему? Разрешите свой спор, обратясь за разъяснением к прохожим или сопровождающему учителю.
7. Рассказывают, что с этим памятником связана легенда о каком-то особом кладе. Никто никогда не слышал? Есть ли на пьедестале памятника какое-то указание к разгадкам ваших вопросов?
8. Прочитайте 2 небольших текста и сопоставьте их информацию с теми проблемами, которые вы пытались разрешить в предыдущих заданиях маршрутного листа, и попробуйте все-таки ответить, площадь или сквер перед нами, кому или чему это памятник? Что за клад, возможно, еще лежит в основании монумента? Как вы думаете, что было написано в послании? А что бы и кому написали вы на месте тех комсомольцев?
Открыт
27 октября
1968
Адрес: Комсомольская пл.
В канун 50летия ВЛКСМ на Комсомольской площади сооружен памятник, посвященный героизму комсомольцев. Он изображает юношу в буденовке и шинели, устремленного вперед с высоко поднятой рукой. Он весь — порыв, призыв к подвигу, устремленность в будущее. Два разновеликих гранитных монолита, служащие пьедесталом скульптуре, отлитой из бронзы, установлены на земляном холме. В основание памятника заложена капсула с письмом к комсомольцам 2018 года. Высота памятника — 12,5 метра.
Авторы монумента — скульпторы В. И. Гордон, В. Г. Тимошенко, художник О. И. Кузнецов, архитекторы Б. Б. Фабрицкий и И. П. Шмелёв[13]
Он должен был стоять на Комсомольской площади, но, по неизвестному стечению обстоятельств, его перенесли в сквер, расположенный южнее площади, на стыке проспекта Стачек и Краснопутиловской улицы.Памятник,  открытый 27 октября 1968 г. по проекту архитекторов Б.Б.Фаьрицкого и И.П.Шмелева, скульпторов В.И.Гордона, В.Г.Тимошенко и О.И.Кузнецова к 50-летию ВЛКСМ, был назван памятником «Героическому комсомолу».[14]
 
 
9.Обойдите объект со всех сторон. Форму какой геометрической фигуры он имеет? Измерьте с помощью шагов  (2средних шага=1метр) длину каждой стороны объекта и вычислите его ПЕРИМЕТР (сумму длин всех сторон). А теперь разбейтесь на 2 группы, и пусть одна измерит только длину стороны объекта, которая проходит вдоль улицы Зенитчиков, а другая, встав возле памятника, пройдет по дорожке от него так, чтобы оказаться на вершине самой узкой части объекта, и вычислит длину этого пути. (В точке пересечения каких улиц и перед каким объектом вы окажетесь? Какой формы данный объект? Исходя из неё, предположите, какое название он мог носить раньше. Как подчеркивают эту форму здания, его обрамляющие? Какие магистрали здесь пересекаются и расходятся? Эти здания вам нравятся? Сравните их с теми домами, которые стоят по улице Новостроек, и с теми зданиями, которые вы могли видеть в центре Петербурга.  Отметьте, как украшены здания, из чего они сделаны. Сделайте на основании сравнения, наблюдений и логики нашего исследования предположение о том, в какой период времени могли быть сооружены эти здания. Можно ли считать этот объект вместе со зданиями, дорогами и прилегающим объектом нашего основного исследования (зеленой зоной) АНСАМБЛЕМ? Объектом историко-культурного наследия города? Может быть, вы сможете сравнить его с каким-то другим ансамблем в центре города, который он вам напомнил?)
10. Вам необходимо вычислить, какую ПЛОЩАДЬ занимает исследуемый объект. Для этого нужно умножить длину его стороны, проходящей вдоль улицы Зенитчиков, на длину отрезка, который мысленно следует провести из верхней точки самой узкой части объекта через его середину (что находится как раз посередине?) до пересечения с улицей Зенитчиков. (Есть ли дорожка от памятника к улице Зенитчиков? Уместно ли в данном случае идти по газону? Почему? Как можно вычислить длину указанного отрезка?) Если вы справились с заданием, разделите получившееся число на два. Такое приблизительно количество квадратных метров и занимает наш объект. Много это или мало, с вашей точки зрения?
11. Можно ли здесь увидеть каких-либо животных или птиц? Хорошо ли это? Почему?
12. На объекте есть растительность? Рассмотрите её внимательно и назовите, если знаете, виды деревьев, цветов, кустарников, которые растут здесь. Растительность естественного или искусственного происхождения можно тут наблюдать?
13. Прислушайтесь, пожалуйста, к тем звукам, которые вас окружают здесь. Перечислите, что и (или) кого вы слышите. Все ли звуковые ощущения вам приятны? Какое настроение они вызывают? Можно ли отключиться от городских звуков и представить, что ты на природе? Что этому помогает из того, что вы видите вокруг?
14. Понаблюдайте за людьми, находящимися здесь. Что они делают? Как себя ведут? Уместно ли их поведение в данном случае? Почему? Чем ещё, по-вашему, могли бы здесь заняться люди разного возраста? А вы? Чего, на ваш взгляд, делать всё-таки не стоит и почему?
15. Можно ли назвать данный объект зелёной зоной отдыха? Приведите аргументы «за» и (или) «против». Как можно здесь отдохнуть в каждое время года? Чего здесь, по-вашему, не хватает? Можно и нужно ли это изменить? Всякий ли отдых будет здесь хорош, уместен и безопасен? Что может ему мешать? Как вы воспринимаете уместность соседства зеленой зоны и памятников историко-культурного наследия?
16. Пофантазируйте, пожалуйста, какие предметы или сооружения украсят облик этой зеленой зоны и сделают её более привлекательной для разнообразного отдыха людей и их общения с природой? Можно, чтобы каждый по очереди загадал какой-либо предмет или сооружение и на счет: «Раз, два, три!» - изобразил его. Остальные попробуют отгадать и заодно подумают, нужен ли этот объект городской среды здесь.
17. Подумайте, пожалуйста, какие экологические проблемы угрожают нашему зеленому объекту. Кто и почему должен заниматься его экологической безопасностью и благоустройством? Что из этого можно и нужно делать самим горожанам? Какова может быть наша с вами посильная роль?
18. Сделайте выводы из ваших сегодняшних наблюдений и исследований и оцените, пожалуйста, АРГУМЕНТИРОВАННО привлекательность данной зеленой зоны как места отдыха петербуржцев и их возможности здесь для непосредственного общения с природой.
19. (ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ОБСУЖДЕНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.)
Как по-новому и в чем для себя вы открыли свой маленький мир города? Поразмышляйте над этим, потому что вам предстоит составить небольшой путеводитель по сегодняшним объектам городской среды для жителей микрорайона и всех петербуржцев и гостей города и включить туда карту рекреационных (зеленых) зон. Как бы вы обозначили свою зону на этой карте с помощью следующих условных обозначений?
ЦВЕТОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
                
 
- идеальный уголок природы посреди города, где есть всё необходимое для нашего живого и разнообразного общения с природой
 
                
- в целом неплохо можно отдохнуть, пообщаться с природой; есть большой потенциал к развитию, но не вполне воплощенный, потому что существуют определенные  проблемы (Например: экология, неудобство, однообразие возможностей для отдыха, небезопасность, неуместность, затрудненность некоторых видов отдыха и их несовместимость с городской средой, неправильное людское восприятие)

 
 
 
 

- нужно приложить много усилий и напрячь воображение, чтобы данная зона воспринималась, как оазис природы, однако некоторые возможности для общения с природой здесь все же есть, как и потенциал для их развития, если все постараются и всё сделают правильно

 
 
 
 

-живое общение с природой? Это вы о чём?.. Зона категорически не подходит под такое определение…  Но, наверняка, можно это изменить, если очень захотеть!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОМЕТКИ:
 
 
 

-эта зеленая зона включает в себя объекты историко-культурного городского наследия (памятники, храмы, интересные архитектурные объекты и т.п.)
 
 
 

-зона включает в себя социально значимые объекты городской среды (учебное заведение, учреждение здравоохранения, музейный комплекс, библиотеку, кафе, парковку автомобилей и т.п.)
 
 
 
 

-зона находится рядом с остановками общественного транспорта и дорожными развязками
    !
 
-зона находится рядом с промышленными объектами или   экологически проблемными участками
Что вы хотели бы отразить в статье составляемого путеводителя

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio