Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе в Республике Башкортостан

Баркина Анастасия Евгеньевна, студентка 4курса
Факультета информационных технологий и управления
Направления «Государственное и муниципальное управление»
ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ», Россия, г.Уфа

Аннотация: В статье рассматривается понятие конфликта интересов на государственной службе и анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный институт.

Ключевые слова: конфликт интересов,  коррупция,  личная заинтересованность, государственная служба, противодействие коррупции.

Конфликт как разновидность социальных процессов и взаимодействий возникает и проявляется в различный сферах человеческой деятельности. В том числе в области государственного управления.

Термин «конфликт» (от лат. conflictus - столкновение) – определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п[4].

В соответствии счастью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58–ФЗ  «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий:

1.     Российской Федерации;

2.     Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

3.     Субъектов Российской Федерации;

4.   Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации:

5.    Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

6.   Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации[1].

Государственная гражданская служба Российской Федерации реализует потребности гражданского общества в управлении, оказывает влияние на политический процесс в основном опосредованно – через участие в политическом процессе самих государственных служащих – членов общества и граждан государства.

Государственная гражданская служба является специфической сферой профессиональной служебной деятельности по обеспечению функций органов государственной власти и управления. Это вносит предельную определенность в структуру приоритетов и ценностей в системе государственной службы.

Под конфликтом интересов в сфере государственной службы понимается конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами государственного должностного лица, при котором его частные интересы (вытекающие из положения государственного должностного лица как частного лица) способны неправомерным образом повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства[3].

Прохождение гражданской службы, естественно, связано с целым рядом служебных действий и процедур, которые обычно жестко регламентированы. Вместе с тем руководство данным процессом протекает с многочисленными сложностями и трудностями, которые на определенном этапе приводят к конфликту интересов и индивидуальным служебным спорам.

Гражданин, поступающий на государственную службу, в первую очередь определяет свое личное отношение к необходимости служения государству и обществу, добросовестному исполнению своего служебного долга. В данном случае личный интерес государственного гражданского служащего должен быть осознанно подчинен интересам государства, делегированным на уровень конкретной должности государственной гражданской службы.

Под личной заинтересованностью государственного служащего ситуация, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных(служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера. имущественных прав для себя или для третьих лиц. Так, на схеме 1 показан алгоритм служебного поведения государственного служащего в ситуации конфликта интересов.

Схема 1. Алгоритм служебного поведения государственного служащего в ситуации конфликта интересов

 

В органах федерального государственного контроля (надзора) проблема конфликта интересов, в силу положений ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», разрешается с участием комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Порядок формирования комиссии регламентирован в ст. 70 указанного выше Федерального закона[2].

Комиссии, которые создаются в государственных органах субъектов Российской Федерации, рассматривают вопросы связанные с соблюдение требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в государственном органе субъекта Российской Федерации. На таблице 1 представлены сведения о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Администрации Главы Республики Башкортостан и урегулированию конфликта интересов.

Год

Количество заседаний  Комиссии

Количество рассмотренных Комиссией материалов (обращений), касающихся

представления служащими недостоверных или неполных сведений
о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

несоблюдения служащими требований к служебному поведению

 и (или) требований об урегулировании конфликта интересов

дачи согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо

на выполнение работы на условиях
гражданско-правового договора

невозможности
по объективным
причинам
представить
сведения о
 доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

обеспечения
соблюдения
служащими
требований к служебному
поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления мер по предупреждению
коррупции

2012

1

 

 

 

1

 

2013

1

 

 

 

 

2

2014

1

 

 

 

 

1

2015

1

 

 

1

 

 

Таблица 1. Сведения о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Администрации Главы Республики Башкортостан и урегулированию конфликта интересов[6]

 

Основным признаком конфликта интересов выступает наличие или
возможность возникновения ситуации, в которой личные интересы
государственного служащего противоречат законным интересам граждан,
общества и государства в целом[5].

Общественная опасность, коррупциогенность ситуации конфликта интересов состоит в том, что личная заинтересованность государственного служащего может повлиять на объективное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, приведет к возникновению противоречия с интересами государственной службы. На схеме 2 представлены ситуации, при которых возможно возникновение конфликта интересов.

Схема 2. Ситуации, при которых  может возникнуть конфликт интересов

 

Таким образом, конфликт интересов на государственной гражданской службе – это ситуация, когда личная заинтересованность служащего – возможность получения  выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера — влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и причинить вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.   О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от  27  мая 2003 г. № 58 – ФЗ: принят Гос. Думой 25 апр. 2003 г.: одобр. Советом Федерации 14 мая 2003 г. : (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2.  О государственной гражданской службе  Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 27 мая 2003 г. № 79 – ФЗ: принят Гос. Думой 25 апр. 2003 г.: одобр. Советом Федерации 14 мая 2003 г. : (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3.  О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 25 декабря 2008г № 273 – ФЗ: принят Гос. Думой 19 декабря 2008 г.: Одобр. Советом Федерации 22 декабря 2008 г. (ред. от 15.02.2016) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

4.   Кабашов, С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика [Текст]: учеб. пособие./ С.Ю. Кабашов. – М.: ИНФРА–М, 2011. – 192 с.

5.  Ураев, Р.Р.Урегулирование конфликта интересов на государственнойгражданскойслужбе/ Б.К. Кульков, Р.Р. Ураев //  Экономика и социум. – 2015.  – № 2–2 (15). – С. 1357–1359.

6.   Официальный сайт Главы Республики Башкортостан [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://glavarb.ru/rus/

Joomla SEF URLs by Artio