Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Совершенствование контрактной системы в сфере публичных закупок

Закиров Денис Данилович,
студент 4 курса,
факультет информационных технологий и управления
Башкирский государственный аграрный университет
г. Уфа, Российская Федерация 

Контрактная система - это совокупность мер правового, организационного и экономического характера, сосредоточенное на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством осуществления взаимосвязанных этапов: прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществления закупок товаров, работ и услуг.
Контрактная система в сфере закупок основывается на открытости (прозрачность) федеральной контрактной системы, конкуренции в федеральной контрактной системе, профессионализме заказчика, образование контрактной службы заказчика, единство федеральной контрактной системы, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.
Построение, контрактной системы зависит от какого – либо подхода.
В зарубежных экономическо – развитых странах такая система есть и уже многие десятилетия функционирует.
Их опыт подтверждает,  что  переход  к  системе  контрактных  отношений  может  иметь  серьезно  положительные экономические и  бюджетные эффекты,  если  существует  реальная  конкуренция. Главным требованием является, что отбор поставщиков обязан реализовываться на конкурсной основе. Значимым  условием  эффективной  системы  контрактных  отношений  является  способность  публичного  заказчика  четко  зафиксировать  в  контракте  требования,  относящиеся к  объему  работ, услуг и  качеству  предлагаемых  результатов.
В России контрактная система находится ещё не на высоком уровне.
Более существенным событием  в  России  в  сфере  развития  контрактных  отношений  является принятие Федерального закона №94 от 21.07.2005 «О  размещении  заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для  государственных  и  муниципальных  нужд».
В  связи  с  необходимостью  повышения  качества  выполнения  публичных  заказов был принят ФЗ №44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
По сравнению с ФЗ №94, в ФЗ №44 можно выделить следующие преимущества государственных закупок:
Во-первых, ее внедрение позволит оптимизировать структуру распределения закупок по способам размещения заказа без явного перевеса отдельных способов, таких как закупка у единственного поставщика и запрос котировок цен.
 Во-вторых, вступление единой общедоступной информационной системы, которая включает план закупок, исполнение контрактов, реестр контрактов, библиотеку типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, существенно расширит область регламентации процессов и их контроля, как ведомственного, так и общественного.
В-третьих, охват всего жизненного цикла заказа будет содействовать повышению эффективности (бюджетной и производственной) системы управления закупками, включению большего числа поставщиков товаров, работ и услуг.
В-четвертых, вступление комплекса антидемпинговых мер даст вероятность проведения предквалификации участников размещения заказа, повышения удельного веса критериев качества продукции, что приведет к ограничению возможности манипуляции ценой контракта.
Среди  основных  новаций  закона  предусматривается  проведение  мониторинга  в  целях  оценки  степени  достижения  целей  и  осуществления  мероприятий,  предусмотренных  государственными  и  муниципальными  программами,  функций  и  полномочий  органов  государственной  власти,  органов  управления  внебюджетными  фондами  и  муниципальных  органов,  оценки  обоснованности  закупок  и  совершенствования  нормативных  правовых  актов  в  сфере  закупок.  По  результатам  такого  мониторинга  конкретная  закупка  может  быть  признана  необоснованной.  При  этом  лица,  виновные  в  нарушениях  требований  закона,  привлекаются  к  административной  ответственности.  Таким  образом,  вводимая  система  мониторинга  предназначена  не  столько  для  улучшения  качества  поставляемой  продукции,  сколько  для  применения  к  заказчику  санкций  за  необеспечение  необходимой  эффективности  проведенной  закупки.
С  учетом  изложенного  можно  сделать вывод,  что  в  настоящее  время  в  России  развитие  конкуренции  в  частном  секторе  за  поставку  продукции  для  публичных  нужд  обеспечивается  за  счет  сокращения  ограничений  в  допуске  потенциальных  поставщиков  на  основе  минимальных  характеристик  продукции,  указанных  заказчиками.  Такая  система  за  7  лет  функционирования  показала  свою  несостоятельность  в  связи  с  неспособностью  заказчиков  определять  весь  перечень  характеристик  необходимой  продукции.  В  связи  с  изложенным,  нам  представляется  целесообразным  отказ  от  требований  установления  заказчиками  характеристик  закупаемой  исключительно  по  ценовому  критерию  (аукционы,  запросы  котировок)  продукции  и  переход  к  нормативно  установленному  перечню  товаров,  работ  и  услуг,  соответствующих  потребностям  общественного  сектора.  При  этом  возможно  практически  полное  снятие  ограничений  в  допуске  потенциальных  поставщиков  (рассмотрение  их  предложений  в  части  характеристик  продукции  не  требуется),  а,  следовательно,  и  исключение  коррупционных  проявлений,  которые  в  настоящее  время  присущи  процедуре  такого  допуска.

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio