Социальная политика по защите материнства и детства
в Республике Башкортостан

Бикбаева Миляуша Мингажовна

Социальная защита населения в Республике Башкортостан становится все более актуальной в наше время. Сотни людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите. Ухудшение положения слабозащищенных категорий населения в последнее время вызывает необходимость принятия экстренных мер по усилению социально-правовой защиты населения.
Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного опыта, будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства.
В Башкортостане одним из главных приоритетов социальной политики была и остается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, которая включает в себя целый комплекс экономических, социальных и правовых мер, направленных на укрепление института семьи, создание условий для воспитания, развития, образования детей в семье, повышение уровня рождаемости и улучшение демографической ситуации.
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
Система социальной защиты детства и материнства — система осуществляемых обществом и его официальными структурами различных мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.
Согласно закону Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан» он устанавливает основы политики Республики Башкортостан в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства, регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением мер по обеспечению прав и законных интересов семьи и всех ее членов.
В республике ведется всесторонняя работа, направленная на защиту материнства и детства. Именно поэтому в последнее время в республике наблюдается тенденция к улучшению демографической ситуации. Количество детей, родившихся в республике за 2010 год, составило 57093 человек, в 2014г. – 60239 человек. За последние пять лет в республике вдвое сократилось количество отказов от детей. Если в 2008 году таковых было 4,4 на 1000 родившихся, то сегодня эта цифра составляет 2,2.
Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.24 закона РБ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан» женщина вправе по своему усмотрению решать вопрос о материнстве. Государство поощряет рождение ребенка, создает женщине необходимые условия по оказанию ей специализированной помощи, направленной на благополучное течение беременности и нормальные роды ожидаемого ребенка. Каждая женщина имеет право выбора места родов: государственное или муниципальное родовспомогательное учреждение, частную клинику.
В Республике Башкортостан обеспечивается охрана трудовых прав и создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, в том числе путем развития системы дошкольных образовательных учреждений.
Независимо от формы собственности предприятия беременной женщине и женщине-матери гарантируется создание необходимых условий для воспитания и содержания детей путем оказания ей социальной помощи и поддержки через систему льгот и пособий, выплачиваемых за счет государственных фондов и средств предприятий.
Институт социальной защиты детства имеет богатую отечественную историю своего становления и развития. В течение многих веков становления российского государства он видоизменялся и приобретал новое значение как проявление сострадания к детям. На протяжении всей истории явно прослеживалось расширение субъектов социальной защиты детства и функциональное перераспределение ролей. Достаточно широк был диапазон форм социальной защиты детства — основными формами выступали различные учреждения, которые носили дифференцированный характер и предоставляли широкий спектр услуг. Для того чтобы современная система социальной защиты детства была действенной и становилась все более эффективной, необходимо соблюдать одно важное условие — правильное применение методов и форм социальной защиты детства. А чтобы выполнить это условие, необходимо четкое определение объектов социальной защиты детства.
Законодательная база охраны материнства и детства в Башкортостане достаточно основательна и охватывает все слои населения. В завершение хотелось бы сказать, что любой закон должен иметь “человеческое лицо”. Только в этом случае наше государство действительно будет социальным.

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio