Система налогообложения муниципальных унитарных предприятий в РФ

 

Габдулхакова Дарья Фанисовна,
студентка 4 курса ФГБОУ ВО БГАУ, г. Уфа

Аннотация:В статье изучается система налогообложения муниципальных унитарных предприятий в РФ.

Ключевые слова:Налогообложение, муниципальные унитарные предприятия, коммерческие организации, упрощенная система налогообложения, налоговое планирование, налоговая нагрузка, налогоплательщики налога.

 

Унитарные предприятия выполняют важные государственные и муниципальные функции, поэтому налогообложение этих предприятий является очень актуальным вопросом на сегодняшний день. Налогообложение муниципальных унитарных предприятий является важным аспектом в деятельности унитарного предприятия.

На фоне различных налоговых направлений наблюдается и разный результат деятельности муниципальных унитарных предприятий. В связи с этим и цели государства в этих сферах будут различаться.

В данной статья важное внимание надо уделить таким моментам как:

- понять, что такое налогообложение унитарных предприятий;

- выявить особенности налогообложения муниципальных унитарных предприятий;

- пример системы налогообложения МУП в сфере ЖКХ.

Согласно Федеральному закону N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в статье 2, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию [1].

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [1].

Согласно пункту 2, статье 52 Гражданского кодекса РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях [2].

Говоря об муниципальных унитарных предприятиях нужно учесть то, что руководители и бухгалтеры таких предприятий должны уделять важное внимание исчислению налогов. Поскольку МУП - это коммерческие организации, они обязаны по общим правилам правильно исчислять налоги.

Согласно главе 26.2 Налогового Кодекса РФ МУП могут применять упрощенную налоговую систему [3].

На основании пункта 1, статьи 346.11 Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой [3].

Согласно пункту 2 данной статьи 346.11 Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса [3].

Если же МУП не подавал уведомление о переходе на режим упрощенной налоговой системы, то муниципальные унитарное предприятие по умолчанию находится на общем режиме налогообложения.

Чтобы способствовать укреплению государства и экономики в целом, необходимо создать нормативную базу, касающуюся налогообложения МУП. Это позволит упорядочить и усовершенствовать налогообложение МУП.

Рассмотрим пример системы налогообложения МУП в сфере ЖКХ.

Проведенный анализ в этой сфере показывает, что есть ряд проблем, связанных с тем, что предприятие, выполняя социально ­- значимые функции действует на таких же условиях, как и коммерческие организации. Улучшение состояния предприятия должно осуществляться за счет высвобождения части финансовых ресурсов, поэтому надо рассчитывать только на мероприятия по налоговому планированию для того, чтобы снизить свою налоговую нагрузку. Налоговое планирование на предприятии возможно с привлечением сторонних организаций или с помощью собственных сил. Все это требует больших финансовых затрат и квалификации кадров. Поэтому возникает задача - разработать мероприятия по налоговому планированию, что очень сложно, так как предприятие может оказаться убыточным. Большинство предложений было отвергнуто представителями Минфина России.

Предприятие не располагает льготами по данным налогам, но есть возможность их снизить или точнее заменить налогом, исчисленным при использовании упрощенной системы налогообложения (УНС), предусмотренной главой 26.2 Налогового кодекса РФ. Об эффективности УСН свидетельствует и тот факт, что, по заявлению Минфина России, на предприятия, работающие по УСН приходиться всего 6% налоговой нагрузки страны.

По мнению Минеевой В. М., в сфере ЖКХ требуют решения вопросы наличия высокого уровня изношенности основных фондов и низкого качества их обслуживания [4]. Чтобы решить эти вопросы на правительственном уровне была разработана и утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010 - 2020 годы» (Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 102-р) [5].

         Помимо этого, необходимо отметить растущую потребность пересмотра отношения самого общества к ЖКХ. На наш взгляд, было достаточно привлекательным ввести в действие систему государственных заказов, которая ранее уже подтверждала свою эффективность, обеспечивая, с одной стороны, потребности населения в жилье, а с другой - занятость трудоспособного населения. Для этого возможно привлечение инвестиционных влияний на уровне инфраструктуры муниципальных образований и межмуниципальных инфраструктурных проектов [4].

Изучением данной проблемы занимался ряд российских ученых [4-21].

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что, применяя УСН в соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового Кодекса РФ, данное предприятие освободится от уплаты налога на прибыль организации, налога на имущество организации и единого социального налога, что позволит устранить выше сказанные проблемы, снизить налоговую нагрузку и облегчить систему налогообложения МУП ЖКХ, при этом затраты данного предприятия станут минимальными, упроститься система налогового учета предприятия.

 

Список использованной литературы:

1.                О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Электронный ресурс] : Закон РФ от 14 ноября 2002 г. № 161 – ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2.                Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] :  Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г.:  (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3.                Налоговый кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 г. [Электронный ресурс]: (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

4.                Минеева Вера Михайловна СФЕРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. №1 (7). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sfera-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva-osnovnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 26.11.2015).

5.                Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 102-р об утверждении концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно – коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

6.                ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ» Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.

7.                ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2014. № 2. С. 183-189.

8.                УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ КАК МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Камалова Р.Р., Ханнанова Т.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 22. С. 9-12.

9.                РАЗМЕЩЕНИЕ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 3. С. 541-554.

10.           КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 5. С. 842-866.

11.           СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.

12.           К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЧЕЛОВОДСТВА Ханнанова Т.Р., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 445-447.

13.           К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.

14.           К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Андриянова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 17-19.

15.           КОРРУПЦИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ЕГО ПРЕСЕЧЕНИЯ Гарифуллина А.Ф., Гильмутдинова И.Д. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 268-270.

16.           ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 33-35.

17.           ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 367-369.

18.           ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Валиева А.Р., Есина К.С. В сборнике: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович . Уфа, 2015. С. 187-190.

19.           РОЛЬ АТЭС В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ Нартдинова Э.Р., Валиева А.Р. В сборнике: ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 338-339.

20.           ЗНАЧЕНИЕ УЧАСТИЯ РОССИИ В ФОРУМЕ АТЭС Нартдинова Э.Р., Валиева А.Р. В сборнике: ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 339-341.

21.           СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Мусина А.Ф., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2015. С. 115-117.

22.           РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Толстыженко К.В., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 111-113.

23.           ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio