Роль полиции в обеспечении правопорядка в обществе

 
Каримзянова Лидия Фанусовна,
студентка 4 курса ФГБОУ ВО Башкирский
государственный аграрный университет
 
Атуальность. В настоящий период времени, несмотря на незначительный спад, уровень преступности в Российской Федерации остаётся достаточно высоким и продолжает представлять угрозу, как для всего  нашего государства, так и для отдельно взятой личности.
Деятельность правоохранительных органов в первую очередь направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве [3]. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных органов является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.[2]
Однако в современном обществе добиться строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми людьми, органами государства норм права достаточно сложно. Только в одной сфере - дорожном движении - ежегодно совершается около шестидесяти млн. административных правонарушений [4]
В ряде случаев обеспечить правопорядок возможно только путем применения государственного принуждения, как правило, большинство этих случаев находится в компетенции полиции. В качестве примеров можно привести привлечение к такому виду административного наказания, как «предупреждение», или вмешательство полиции в чью-либо деятельность с целью недопущения правонарушения. 
Правопорядок отражает не только степень упорядоченности общественных отношений, но и качество деятельности уполномоченных в той или иной сфере государственных органов. [5]
Для человека правопорядок прежде всего средство защиты его прав, свобод и законных интересов от противоправных действий других лиц. Полиция является государственным органом, осуществляющим обеспечение правопорядка в обществе. В статье 1 Федерального закона «О полиции» на это прямо указано: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности». [1]
Основные направления деятельности полиции:
  • защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; 
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • обеспечение безопасности дорожного движения; 
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Каждое из перечисленных направлений деятельности полиции является целью деятельности структурного образования системы МВД, которая в свою очередь конкретизируется задачами, определенными для этих подразделений в контексте перечисленных направлений деятельности полиции.
Анализ содержания основных направлений деятельности полиции дает нам право сделать вывод о том, что законодательно на полицию возложены функции обеспечения правопорядка путем защиты прав и свобод человека и гражданина в пределах своих полномочий; организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений; обеспечение безопасности дорожного движения; обеспечение охраны общественного порядка; осуществление государственного контроля за оборотом оружия; организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества граждан и организаций. Таким образом, роль полиции в обеспечении правопорядка не ограничивается «общественными местами» - она охватывает все социальное пространство.
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. О полиции [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 07 фев. 2011 г. № 3–ФЗ // принят Гос. Думой 28 янв. 2011 г.: одобр. Советом Федерации 02 февр.. 2011 г.: (ред. от 15.09.2015) // СПС «Консультант Плюс» Версия Проф.
  2. 10. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.
  3. 12. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ
  4. ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 7. С. 1234-1249
  5. 0 РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571
 

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio