Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

УДК 336

 

Региональные проблемы развития малого агробизнеса

Хузина Мария Ринатовна,
Студент 4 курса факультета информационных
технологий и управления, Башкирский
государственный аграрный университет

Производство сельскохозяйственной продукции является материальной основой для развития всех отраслей народного хозяйства, в то же время — это первое условие жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще. По оценкам многих видных экономистов, доля сельскохозяйственной продукции в розничном товарообороте страны составляет 65—70 %.

В современных условиях проблемы развития сельского хозяйства для всего человечества обретают чрезвычайную актуальность в связи с обострением так называемой продовольственной проблемы. Данной проблемой занимались российские ученые [2-19].

В силу исторической ориентации российской экономики на поддержку крупного бизнеса текущий уровень развития малого и среднего предпринимательства остается низким по сравнению со многими зарубежными странами. В последние годы динамика числа малых предприятий была отрицательной, как в целом по России, так и в отдельных ее регионах.

На низком уровне остается эффективность малого и среднего бизнеса. Текущая рентабельность продаж (6,1% – для средних, 3,5% – для малых предприятий) ниже темпов инфляции и не обеспечивает даже простоговоспроизводства [1].

При низкомуровне развития малого и среднего бизнеса в России, именномалые предприятия в условиях очередного кризиса демонстрируютустойчивость, мобильность и позволяют оперативно решать проблемыимпортозамещения, как в регионах, так и в целом по стране.

Исходя из значимости малого и среднего бизнеса для России Государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля2014 г.  № 316, предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на:

- совершенствование нормативного и правового регулирования малого и среднего предпринимательства;

– расширение направлений поддержки и спектра программ и проектов в области развития малого и среднего предпринимательства, формирование инфраструктуры поддержки;

– обеспечение роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства к 2020 году до 7 млн.субъектов или на 25%.  При этом количество занятых в этом секторе составит 19,7 млн. человек[1].

При успешной реализации программных мероприятий по итогам2020 года будет достигнут ряд количественных и качественных результатов:

- упрощение процедур ведения предпринимательской деятельности;

-  повышение доступности финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства;

-  формирование системы организаций инфраструктуры поддержки

субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность которых основывается на единых принципах и требованиях;

-  увеличение до 44,5 единиц в 2020 году количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс.  человек населения Российской Федерации;

- поддержка не менее 1 650 000 малых и средних предприятий;

-  рост общего количества вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированныхиндивидуальных предпринимателей) на малых и средних предприятиях к 2020 году до 980 000[4].

В целях эффективного развития малого бизнеса со стороны государства необходима организационная поддержка, материально-техническая, социальная, информационная, консультативная, а также финансовая.  Специалисты разрабатывают рядмер и программ для облегчения открытия новых предприятий и поддержки имеющихся.

Финансирование субъектов предпринимательства предполагается из бюджета страны согласно федеральной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика».  Российский предприниматель с цельюполучить финансовую поддержку имеет право обратиться к государству заматериальной помощью – субсидией.  Главное условие для получения субсидии малому бизнесу –регистрация физического/юридического лицапроизошла не ранее чем два года назад: в этом случае предпринимательсчитается начинающим и подпадает под программу.  Размер финансовойпомощи зависит от многих факторов и в том числе от региона, в которомзарегистрирован бизнес [4].

Для решения всех вышеперечисленных проблем, требуется комплексный подход.  Динамическое развитие предпринимательского сектора для стабилизации экономики страны очень важно.  Если субъектам малое и среднее предприниматель будет уделено должное внимание, если и дальше укреплять взаимоотношения государства смалым бизнесом, то мы сможем не толькоукрепить нашу экономику, но и выйти на новый уровень развития ипостроить новую модель экономики, которая позволит быть нашей странеболее конкурентоспособной.

По мнению Куликова И.  [3], академикаРоссельхоз академии, малый бизнес в российском сельском хозяйстве представлен, в основном, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (К(Ф)Х), а также товарными приусадебными семейными хозяйствами (ПСХ).  Куликов И.выделяет ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться субъектам малого аграрного бизнеса:

·                   отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и механизмов страхования рисков;

·                   затрудненный доступ к финансовым ресурсам;

·                   отсутствие надежной системы гарантирования кредитов для малых форм хозяйства;

·                   трудности в осуществлении инновационных программ и проектов предпринимателей;

·                   повышенный риск инновационных проектов, неразвитость гарантирования и системы страхования в реализации подобных проектов, тормозят развитие малых производств;

·                   неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

·                   недостаточная профессиональная подготовка владельцев малых форм хозяйствования для работы в условиях конкуренции;

·                   несовершенна государственная инфраструктура поддержки сельского аграрного бизнеса;

·                   высокий уровень монополизации рынков;

·                   ни один из действующих законодательных и нормативных актов в области малого бизнеса, в том числе в сельском хозяйстве, не имеет четких механизмов реализации;

·                   невыполнение государством принятых решений о приоритетной поддержке сельского развития малых форм хозяйства, порождает неуверенность в завтрашнем дне, ведет к снижению деловой активности субъектов малого предпринимательства на аграрном рынке [3].

Реализация данных задач способствует определению значения предпринимательства в повышении экономического потенциала региона, а также выявлению направлений для повышения эффективности функционирования малого и среднего бизнеса, как локомотивов роста региональной экономики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.              Об Утверждении Государственной Программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"[Электронный ресурс]: утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.  № 316 (ред. от 26.12.2015) // СПС «Консультант Плюс».

2.              ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ»Ханнанова Т.Р.Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.

3.              ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИХаннанова Т.Р.Политика и общество. 2014. № 2. С. 183-189.

4.              УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ КАК МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКАКамалова Р.Р., Ханнанова Т.Р.NovaInfo.Ru. 2014. № 22. С. 9-12.

5.              РАЗМЕЩЕНИЕ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫХаннанов Р.А.Право и политика. 2012. № 3. С. 541-554.

6.              КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВАХаннанов Р.А.Право и политика. 2012. № 5. С. 842-866.

7.              СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.

8.              К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЧЕЛОВОДСТВАХаннанова Т.Р., Шапошникова Р.Р.В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 445-447.

9.              К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИХаннанов Р.А., Шапошникова Р.Р.В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.

10.         К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАНАндриянова А.А., Шапошникова Р.Р.В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 17-19.

11.         КОРРУПЦИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ЕГО ПРЕСЕЧЕНИЯГарифуллина А.Ф., Гильмутдинова И.Д.NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 268-270.

12.         ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В.NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 33-35.

13.         ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В.NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 367-369.

14.         ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВАВалиева А.Р., Есина К.С.В сборнике: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Ответственный редактор СукиасянАсатурАльбертович . Уфа, 2015. С. 187-190.

15.         РОЛЬ АТЭС В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕНартдинова Э.Р., Валиева А.Р.В сборнике: ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: СукиасянАсатур Альбертович. 2015. С. 338-339.

16.         ЗНАЧЕНИЕ УЧАСТИЯ РОССИИ В ФОРУМЕ АТЭСНартдинова Э.Р., Валиева А.Р.В сборнике: ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: СукиасянАсатур Альбертович. 2015. С. 339-341.

17.         СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯМусина А.Ф., Хатмуллина Л.Р.В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор СукиасянА.А.. 2015. С. 115-117.

18.         РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАНТолстыженко К.В., Хатмуллина Л.Р.В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 111-113.

19. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯМуллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р.В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.

Joomla SEF URLs by Artio