Проектная деятельность пятиклассников в рамках проекта «Россия – страна мастеров»

 

Билькевич Анна Николаевна,
учитель Информатики и ИКТ;

Титова Анна Борисовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Интересно, какие народные промыслы известны вам, гражданам России, горячо любящим свою родину? Что вы знаете об истории их возникновения, их угасании и возрождении? О сегодняшнем дне артелей, объединений и музеев, пытающихся сохранить народные традиции? Постарайтесь честно ответить на этот вопрос. Не удивляйтесь, что перечень будет не так велик. Гжель, дымка, хохлома, матрёшка и сарафан известны всем… А чернение по серебру Великого Устюга, лаковая миниатюра Мстёры, каслинское чугунное литьё?.. А знаете ли вы, что федоскинская и палехская роспись имеют иконописные традиции? Что у ряда промыслов есть свои авторы? …Как жаль, что нет в российских школах отдельного предмета, изучающего народные промыслы, и всего, что таинственно скрывается за каждой крохотной частицей истории великого народа. А это огромный пласт жизни наших предков, их традиций, искусства, ценностей…

В начале учебного года мы приняли решение обратиться к методу проектов. Он помогает формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся. В основу метода проектов положена идея прагматической направленности на результат, который можно увидеть и применить на практике. Проектная деятельность интересна в любом школьном возрасте. Наиболее продуктивной она является в старших классах, но мы решили реализовать проект «Россия – страна мастеров» с нашими пятиклассниками.

Современный мыслящий учитель вынужден брать на себя трудную задачу: вернуть подростка в реальный мир из опасной виртуальной реальности, дать почувствовать почву под ногами, предоставить возможность оторваться от экранов, транслирующих чужое, и направить энергию нового поколения в созидательное русло, помочь сделать что-нибудь свое, полезное для окружающих и важное лично для него.

Реализации данных задач и призван служить метод проектов. Для проектной деятельности в современной школе не созданы специальные программы, не отведены часы урочной и внеурочной деятельности, поэтому и по сей день путь от рождения замысла до презентации продукта, прокладывает и помогает пройти педагог, благодаря личным способностям, идеям и ресурсам. Выпускники с удовольствием вспоминают (как показывает практика) созданные вместе сценарии, спектакли, интегрированные уроки, путешествия и экскурсии, школьные конференции, то есть, согласно теории, те оригинальные проекты, которые когда-то помогли им найти и показать себя с лучшей стороны.

При всём уважении к другим народам и национальностям, ремеслам и обычаям, огорчает тот факт, что любой российский школьник в состоянии назвать лишь два-три народных промысла, ничего не читал об их истории и причинах возникновения, территориальном расположении и технологии изготовления. Для ученика пятого класса (да и не только пятого) затруднительно найти отражение элементов промысла в других видах искусства и доказать, что промысел жив и поныне, непросто придумать викторину или кроссворд об изделиях, украшающих быт; сочинить (по выбору): сказку (кружевную, льняную, пуховую, костяную) о зарождении промысла, создать от первого лица рассказ мастера (передать технологию изготовления деревянной матрешки, чугунной вазы, чернения по серебру) или описание предмета (превратиться в красный сарафан, федоскинскую шкатулку, древние бусы, берестяной туесок, городецкую прялку). Эти проблемы решает вместе с детьми педагог по русскому языку. Техническую сторону и развитие вкуса при выборе фона, шрифта, эстетики подачи материала, проекции перечня информационных сайтов и книг, создание презентации учащиеся обсуждают и воплощают под руководством учителя информатики. Таким образом, мы, педагоги-предметники, реализуем несколько задач:

v образовательных (активизировать знания учащихся по истории происхождения, развития и роли народных промыслов в жизни древней и современной России, обогащение и усложнение словарного запаса, формирование овладения обучающимися художественными образами, выразительными средствами языка; приобщение учащихся к проектной деятельности);

v воспитательных: воспитание патриотизма и уважения к творческому наследию своего народа, вызвать заинтересованность народным искусством, получить эмоциональный отклик, воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории; воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке, систематизировать практические навыки в конкретном материале;

v развивающих: развивать творческую и познавательную деятельность учащихся через интеграцию предметов, развивать художественную фантазию и вкус; научить работать с дополнительной литературой, информационными технологиями и другими источниками информации; формировать умения работы с текстами, картами, таблицами, презентациями, фотоснимками, видеоматериалами, выступать перед аудиторией, коммуникативных способностей, побуждать учащихся к активному познанию окружающей действительности.

Обилие задач не умаляет их ценности, а реализация перечисленного в рамках проекта стала не только делом полезным, но еще и увлекательным.

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо осознать существующую проблему и решить её (незнание исконно русских промыслов), взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат (например, презентацию, состоящую из разнообразных по содержанию и сложности кадров).

Таким образом, в основу проекта «Россия – страна мастеров» была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Требования к презентации мы также считаем необходимым опубликовать, чтобы обозначить объем и направления работы пятиклассников:

Слайд 1. Тема презентации. Название промысла. Автор работы и руководители проекта.

Слайд 2,3,4. История промысла в датах, именах, фотографиях, картах, городах.

Слайд 5, 6.Образцы изделий.

Слайд 7. По выбору: создание сказки о возникновении промысла, рассказ мастера об изготовлении предмета (от первого лица), превращение в предмет (описание предмета (изделия) от лица самого предмета, например, я – «матрёшка, шкатулка, платок»), составленное с использованием художественных средств.

Слайд 8. Тест или викторина для учащихся.

Слайд 9. Проверь себя (ответы на тест или викторину)

Слайд 10,11. Народный промысел в других видах искусства (картинах, кинофильмах, стихах, прозе, музыке)

Слайд 12. Промысел сегодня (музеи, информация из различных источников)

Слайд 13. Моё отношение к промыслу или отзыв о работе (интересно ли было участвовать в проекте, что нового узнал (а), как относишься к промыслу, благодарность помощникам, пожелания остальным)

Слайд 14. Список книг, сайтов, перечень воспоминаний, наименование иллюстраций, личных предметов или фотографий, список музеев, которые использованы в работе.

Согласно книге А.Клиентова «Народные промыслы России» учащиеся получили возможность самостоятельно выбрать один из понравившихся промыслов и собрать ценную информацию о нем из различных источников (разнообразие которых не ограничивалось). Внешний результат (презентацию) можно увидеть, осмыслить, применить на практике, сравнить с презентацией ровесников. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

В ходе работы над проектом мы как его организаторы почувствовали неподдельный интерес и активное участие родителей (они посетили музеи, помогали искать информацию, съездили в лавки промыслов, нашли настоящие изделия, современные и старинные, посмотрели фильмы о промыслах, сходили на выставки). О такой помощи мы даже не мечтали, и это было приятно и полезно, прежде всего, детям. Вторая сила, которую всегда ощущают творческие люди: если идея проекта касается глубоких временных, национальных, культурных, общечеловеческих ценностей, то интерес, вызванный у учащихся на начальном этапе, не «угасает», информация сама «плывет» в руки, появляются новые идеи (идея организации выставки и праздника по окончании проекта).

Таким образом, проект - это условно шесть «П»:

v -проблема

v -проектирование (планирование)

v -поиск информации

v -продукт

v -презентация

v портфолио или публикация на сайте, т. е. «папка», в которой собраны все рабочие материалы (черновики, конспекты, отчеты, презентации, образцы работ, фотографии, видеоматериалы).

Наш проект зарождался как персональный. Хотя единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Как у персональных, так и у групповых проектов есть свои преимущества. Опыт проектной деятельности показывает, что навыки, полученные при реализации персональных проектов, затем помогают создать продуктивную творческую группу и организовать работу в ней.

Преимущества персональных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью, у учащегося формируется чувство личной ответственности, учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии, формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных).

Преимущества групповых проектов: формируются навыки сотрудничества, проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне, на каждом этапе работы над проектом есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Мы разработали следующие этапы проектной деятельности:

1. Зарождение замысла, обсуждение ролей педагогов и участников, оформление требований к презентации (сентябрь - ноябрь)

2. Распределение тем для участников по народным промыслам проекта «Россия – страна мастеров» в соответствии с книгой А. Клиентова «Народные промыслы», оформление стенда «Россия – страна мастеров» (декабрь).

3. Ознакомление участников проекта с требованиями к презентации (январь)

4. Подбор материалов совместно с учителями и родителями, самостоятельная работа с различными источниками (февраль)

5. Создание презентации по собственной теме в требуемом формате (март)

6. Предварительный отбор участников и отработка навыков защиты презентации (апрель)

7. Защита творческих работ в форме презентаций на уроке систематизации знаний (май)

8. Подведение итогов, представление информации на сайте школы, формирование отчета.

Известно, что по доминирующей деятельности учащихся проекты принято подразделять на исследовательские, информационные, творческие, ролевые. Полноценный проект, безусловно, разносторонен, поэтому, если обратиться к нашей идее, то наш проект «Россия – страна мастеров», скорее, комбинированный. В нем есть и элементы исследования (мы исследуем все, что связано с конкретным промыслом: от истории и идеи появления до современного производства, изучаем и выбираем лучшие образцы изделий, представление промысла в других видах искусства), информационная составляющая проекта предполагает обработку материалов и публикацию на сайте; хочется отметить творческий подход участников и их родителей (поиск изделий и прохождение мастер-классов, посещение выставок, изучение истории собственной семьи и роли народных промыслов в семейном быту), присуща проекту и ролевая составляющая (при защите презентации дети выполняли роль «юных» ученых, представляющих свое «исследование», оживающих предметов народного быта , сказочника, мастера-рассказчика, роль ведущих, роли исполнителей народных песен, игр, танцев, роли гостеприимных хозяев для гостей)

Классификация проектов (мини-проекты (до 20 минут одного урока), краткосрочные (4-6 уроков), недельные (в рамках проектной недели), долгосрочные (в рамках одного учебного года) по продолжительности различна, но, как показывает практика, с учетом современных реалий и стремления к более весомому и качественному результату, интереснее работать над долгосрочными (годичными) проектами. Это позволяет использовать все остальные классификации как вспомогательные, также предоставляется возможность детально проанализировать будущий «продукт» и предоставить время для доработки и внесения корректив.

Интересно придумать или выбрать формы продуктов проектной деятельности в зависимости от темы проектной деятельности: web-сайт, анализ данных социологического опроса; атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, действующая фирма, законопроект, игра, коллекция, костюм, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, праздник, прогноз, спектакль, справочник, сравнительно-сопоставительный анализ, учебное пособие, экскурсия и др.

В ходе работы над проектом «Россия – страна мастеров» (интеграция развития речи и информационных технологий) мы дополнили основной мультимедийный продукт (презентации) выставкой народных промыслов по трём направлениям народного творчества: «Русский народный костюм», «Русская игрушка», «Украшение бытовых предметов». Защиту презентаций превратили в праздник (сценарий, оркестр народных инструментов, исполнение песен и танцев, игра, народные костюмы для участников, приглашение коллег, родителей). Активные зрители, в свою очередь, сняли ряд эпизодов на видеокамеру и фотоаппарат, помогая организаторам и участникам проекта сохранить приятные моменты завершения учебного года.

После праздника мы объединили материалы в виде красочной карты России, на которой обозначены все представленные народные промыслы, разместили все презентации и конспект, содержащий этапы работы над проектом, распределение тем, сценарий на сайте школы (http://clpdospb.narod.ru/index/0-21). Зрителям и участникам настолько понравилась такая идея завершения учебного года, что они предложили годовые проекты в этой параллели классов сделать традиционными. Поскольку учителя-предметники (учитель русского языка и литературы и информационных технологий) намерены обучать детей с 5 по 11 класс, то семь полноценных разнообразных проектов, несомненно, помогут учащимся развить свои творческие способности, попробовать себя в различных областях деятельности, приобрести необходимые для вступления во взрослый мир навыки работы с информацией и навыки взаимодействия с ровесниками и взрослыми.

Система оценки проектных работ может быть оригинальной, как и сам проект. Мы проводили защиту презентаций не с целью выявления лучших, а для представления разнообразия по качеству содержания, исполнения и оригинальности замысла. Чтобы дети не чувствовали никакой градации, мы объединили презентации по секциям в соответствии со следующими темами: «Украшение бытовых предметов», «Игрушки», «Народный костюм», «Чудо-шкатулочки», «Белое и синее», «Злато-серебро», «Укрощение металла». Таким образом, каждый из двадцати участников мог порадовать своим выступлением присутствующих. Также при отборе мы учитывали качество и сроки выполнения работы, самостоятельность, полноту раскрытия темы, оригинальность, артистизм и выразительность выступления.

На нескольких страницах о проектной деятельности пятиклассников мы попытались поделиться важным опытом творческого сближения, оригинальной реализации задач, настоящего сотрудничества и, возможно, идеей зарождения новой традиции: провожать каждый учебный год, делясь с окружающими своими творческими открытиями. Но ни один материал не сможет передать эмоций, чувств, радости встреч и находок, открытий и приобретений. Всё это вместе с искренностью и «горящими глазами» участников и творческой смелостью авторов и называется методом проектов.

 

 

Список литературы:

· А.Клиентова «Народные промыслы России»

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri",sans-serif; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri",sans-serif; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

 

Joomla SEF URLs by Artio