Применение технологии педагогических мастерских
в образовательном процессе

Петухова Наталия Григорьевна,
учитель  русского  языка и литературы
ГБОУ СОШ №158
Санкт-Петербурга

 

 «Школа - это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее».   

А.Барбюс

Наиболее актуальными в современном мире становятся такие формы организации учебной деятельности, которые способствуют формированию универсальных умений, свободному самовыражению, способности по-новому реагировать на происходящее и созданию собственного продукта творчества.

Реализовать эти идеи во многом помогает современная образовательная технология педагогических мастерских, где на первое место выдвинута содержательная задача построения целостной картины мира, а на второе поиск места своего «Я» в этом мире. Данная технология предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала, способа предъявления результата и т.д.

Педагогическая мастерская появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования», которые начались в 1989г. Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребёнка, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.

Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Поэтому и процесс образования должен строиться по-другому. Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Важнейшие принципы «Я ищу – значит, я учусь, я ищу – значит, я обучаю», и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в  технологии педагогической мастерской.

Что такое  педагогическая мастерская? Это событие в жизни мастера и учеников, где в организованном пространстве и времени они мастерят: конструируют, строят свои знания, цель данной педагогической технологии - введение преподавателем учащихся в процесс познания, поиск знаний, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему. Труднейшая  задача мастера - подобрать такой индуктор, который наведет в умах учеников мотивационный запрос. С помощью индуктора (им может быть слово, предмет, рисунок, графический знак, музыка, действие, текст. загадка, шум, запах, т.д.), он включает подсознание, сферу эмоций зная, что заинтересованность, вопросы, возникают тогда приходит чувство Проблема ставится учащимися как их собственная необходимость, а преподаватель помогает выйти им из хаоса к гармонии, участвуя в процессе познания в роли организатора совместного поиска.Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знаниюи новому опытупутем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс – творческий продукт – осознание егозакономерностей – соотнесение полученного с достижениями культуры – коррекция своей деятельности – новый продукт и т. д.

В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого учащегося. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

Урок  по данной технологии строится по следующей схеме:

1. «Индукция» (создание эмоционального настроя, формирование личного отношения к обсуждаемой проблеме).

2. Индуктор – это  слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок  и т.д.- всё, что может помочь учащимся разбудить чувства, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. «Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» – построение этих элементов группой.

4. «Социализация» – всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть представлено , обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» – это вывешивание «произведений» – работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все участники образовательного процесса при обсуждении двигаются по пространству кабинета, читают, высказывают мнения по изучаемому материалу или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

6. «Разрыв» – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

7. «Рефлексия» – отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской всегда детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» – информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

Специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») новых знаний.

Петербургские педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от: 

-       состава участников;

-       целей и способов деятельности;

-       временной продолжительности процесса.

По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся; только для педагогов; мастерские, которые могут быть (при известной коррекции) проведены и со взрослыми, и с детьми. Главное различие заключается в том, что мастерские для взрослых подчинены законам андрогогики– науки об обучении взрослых, и, следовательно, главное внимание в них уделяется изначально сообщаемым целям и задачам.

В случае необходимости в мастерскую для взрослых включается игровой элемент: например, предлагается представить себя в роли школьника, родителя, директора и т. п.

По целям и способу деятельности мастерские можно подразделять на:

               мастерские творческого письма;

-       мастерские построения знаний;

-       мастерские по самопознанию;

-       мастерские отношений и ценностных ориентации и ряд других.

Отметка при использовании технологии педагогических мастерских отсутствует как инструмент давления на ребенка, не желающего учить, запоминать, решать, как этого хочет учитель. Она отражает лишь уровень знания основных вопросов курса в конце временного промежутка. Она не отражает ни быстроты усвоения, ни отношения ребенка к предмету, ни того, как он выполняет домашние задания. Сам процесс обучения, его темп, ритм не оцениваются. Ребенку дается возможность работать спокойно, самостоятельно воевать со своим непониманием, незнанием, ошибками.

Мастерская учит ставить вопросы и стимулирует поиск ответов на них. В мастерской ученики занимаются самостоятельной исследовательской работой. Учитель  не знает, какие вопросы возникнут у детей в ходе исследования. Даже после того, как проблема решена, остается масса вопросов, ответы на которые надо найти самостоятельно - размышляя, читая учебник, дополнительную литературу.

Задача педагога убежать от схем, шаблонов, идеалов. Учитель-профессионал, знающий свой предмет, владеющий основами педагогики, психологии, дидактики, - он же и хороший, а часто лучший ученик в классе.

В центре учебного процесса - ученик, а не программа. Школа создана ради ребенка. Если же заставить работать принцип «ученик, а не программа», произойдет смена акцентов. На сцену выйдет «свобода выбора». Самостоятельный выбор позволит ребенку определить задание интересное, полезное, соответствующее его уровню знаний и способностей.

Отношения учителя и ученика являются подлинными, честными, теплыми, открытыми.

Через задания, логическую структуру мастерской мастер осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя индивидуальную, парную и групповую работу по схеме: учащийся - пара учащихся - группа - класс - учащийся - пара учащихся - группа - класс и т. д. Группы, выполняя разные элементы задания, объединены общей целью коллективной деятельности,  ответственностью за качество своей деятельности.

Мастер, работая то в одной, то в другой группе, стремится, чтобы в поле зрения ребят попали находки, открытия каждого. Значительную смысловую нагрузку, значимую для эффективного протекания всей последующей работы на мастерской несут первые задания, способствуя позитивному восприятию, выбору адекватного поведения, созданию целостной, благоприятной картины психологического окружения каждого ребенка.

Задания мастерской направлены на обнаружение многочисленных связей отдельной личности и человечества в целом, на создание единой картины мира, поэтому самостоятельно выстроенные на мастерской знания - лишь один из ее важнейших этапов. Реальный опыт школьников, полученный на мастерской, внесет изменения не только в те знания, которыми они обладают, но и в их понимание самих себя.

Школьник, свободный от прессинга авторитетного мнения учителя, поставленный самой структурой мастерской в центр творческого процесса, вынужден выстраивать свой способ познания с опорой на собственное «Я».

Система заданий – это альтернатива простой передаче информации. При этом учителю не нужно использовать традиционные методы принуждения, следить за каждым шагом ребенка.

Как пишет А. А. Окунев, на мастерской знания «выстраиваются», но не даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний учениками возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. У учеников исчезает страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие научные знания.

Педагогическая мастерская, как форма работы, дает детям возможность самореализовываться в творческом аспекте (продукт творчества в результате урока). Мастерская позволяет учителю индивидуализировать образовательный процесс. Мастерская стимулирует процесс самоактуализации, рефлексии, учит осознавать свои психические, эмоциональные состояния и управлять ими. Такая форма работы может быть использована и в учебной, и во внеучебной деятельности. Мастерская совмещает, интегрирует обучение и воспитание.

Педагогические мастерские – уникальная технология, раскрывающая потенциал детей, их возможности путём индивидуальной и коллективной работы приходить к новым знаниям и активно пользоваться ими.

Литература:

1.     Зенкина С.В.Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. – 2008. – № 6.

2.     Харламов И.Ф.Педагогика. – М.: Гардарики, 2000.

3.     Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? “Педагогические мастерские”, издательство « Корифей», 2000.

4.     Окунев А.А. Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – (Новое образование).

5.     Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 .Сост. И.А.Мухина. – СПб.: СПбГУПМ, 1995.

6.     Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, Т. Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014.

7.     Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. / Т. Я. Еремина. – СПб.: «Корифей», 2000.

8.     Педагогические мастерские по литературе. / под ред. А. Н. Сиваковой. – СПб.: «Корифей», 2000.

9.     Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О.Н.Крылова, М.Н.Тимофеева, О.Ю.Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002.

Joomla SEF URLs by Artio