СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

Особенности государственной службы в США

Юсупова Гульшат Ямиловна

Аннотация.В статье рассматриваются некоторые особенности государственной службы в США. Проводится описание данных особенностей, а также сравнительный анализ и аналогии с другими странами. Затрагивается некоторые проблемы государственной службы в США и другие вопросы.

Ключевые слова.Государственная служба, зарубежный опыт государственной службы, государственный служащий, «патронажная система», «система заслуг».

Также как и Россия США имеет свою своеобразную историю становления государства, также как и историю становления системы государственной службы. История американской государственной службы заметно отличается от истории аналогичной государственной службы в другой стране. [1] Ведь известно, что американская цивилизация сложилась в результате достаточно необычного сочетания географических, историко-культурных, политических и идеологических факторов. В США, всегда, доминировал принцип, живущий в каждом из его основателей: «свободные люди на свободной земле», который и положил основу будущей системы государственной службы США. [2]

В американской литературе государственным служащим или, как его обычно называют, «служащий общественного сектора», является лицо, работа которого оплачивается из бюджета государства, штата или местного органа самоуправления.

На протяжении всей истории становления системы государственной службы в США важное внимание уделялось сокращению численности государственных служащих, при том, что количество государственных служащих с 1900 года увеличилось почти в 20 раз.

Перечислим особенности современной государственной службы в США, которые отличают её от других стран:

- существуют специально-созданные федеральные органы, которые регламентируют трудовую деятельность государственных служащих, выполняя такие функции, как управление набором государственных служащих, обучение и продвижение служащих, расследование случаев нарушений законодательства, вынесение решений по наказанию за подобные нарушения;

- государственная служба опирается прежде всего на конечного потребителя государственных услуг, стремится увеличивать сотрудников, которые непосредственно производят услуги, сокращая количество руководителей;

- в государственной службе высших руководителей введены 4 типа назначений: карьерные (предполагает наличие соответствующей квалификации у государственного служащего, находящегося в числе кадровых служащих ведомства, для его продвижения по службе); некарьерные (предполагает назначение на должность, связанную с политическим управлением и исполнением стратегического курса); чрезвычайные (предполагает назначение на должность на срок не более 18 месяцев); временные (предполагает назначение на должность на срок не более 3 лет);

- организация государственной службы делится на две категории: конкурсная и патронажная. По конкурсной категории проходят служащие, которые соответствуют требованиям, так называемой «системы заслуг», которая представляет собой повышенные требования к кандидату на должность государственному служащему. По патронажной категории проходят служащие, назначаемые президентом, либо по совету и с согласия сената. Патронажная «традиция» набора на государственную службу берет своё начало ещё со времен Джорджа Вашингтона, который на важные государственные должности назначал лишь «проверенных» и приближенных «коллег». Также к числу патронажных должностей относятся советники, секретари и другие;

- должности государственных служащих делятся на 18 категорий – первые 8 являются аналогией российских обеспечивающих специалистов, с 9 по 15 – средний руководящий состав и вспомогательный персонал высшей квалификации и с 16 по 18 – высший руководящий состав;

- государство ставит высшую границу численности государственных служащих, которая не должна превышать 10777 человек, также есть ограничения численности некарьерных служащих, которое составляет 10%;

- государственная служба США трепетно относится к правам государственного служащего, в том числе его права на труд, таким образом уволить государственного служащего практически невозможно, единственной причиной для этого может послужить неисполнение или плохое исполнение своих должностных обязанностей. Однако и в этом случае факт неисполнения должен быть доказан документально и официально рассмотрен специальным государственным органом;

- на государственной службе США чтятся традиции, одной из которых является, так называемое, «правило сенаторской вежливости». Так если президент выдвигает кандидатуру на должность сенатора одновременно с выдвижением предыдущего сенатора на эту должность все сенаторы будут голосовать за старого сенатора. [3]

Таким образом можно отметить, что государственная служба в США имеет ряд особенностей, которые формируют специфическую систему государственной службы этой страны. Подобная система доказывает, как свою эффективность, так и некоторые недостатки, появление которых обусловлено историческими традициями на государственной службе, излишней сложностью данной системы, а также трепетное отношение к элементам системы [4-21].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.                Пермяков, А.И. Принципы государственной службы как структурный элемент государственной службы [Текст] / А. И. Пермяков // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2013. –№ 5 (94). – С. 179–183.

2.                Филиппов, В. В. Правовое регулирование конфликта интересов в системе государственной службы США / В. В. Филиппов // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2010. – № 3. – С. 50-60.

3.                Гончарова, Е. В. Сравнительно-правовой анализ организации государственной службы в России и США [Текст] / Е. В. Гончарова // Апробация. – 2014. – № 9. – С. 62-63.

4.                СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 3. С. 282-293.

5.                ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). С. 184-190.

6.                НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.

7.                КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 12. С. 2214-2222.

8.                НОВАЯ ПАРАДИГМА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАСТЕНИЕВОДСТВА Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 1. С. 109-132.

9.                УСТОЙЧИВОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 11. С. 1828-1854.

10.           ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В ДЕЛАХ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) Валиева А.Р. В сборнике: Научное обеспечение устойчивого функционирования и развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках XIX Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2009". ответственные за выпуск: Р.С. Гизатуллин, Г.Х. Ибрагимова. 2009. С. 315-317.

11.           ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.

12.           СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007

13.           ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221.

14.           К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.

15.           ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 37-38.

16.           РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.

17.           СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.

18.           ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Гарифуллина А.Ф. Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 3. С. 790-792.

19.           ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАХОВОГО МЕХАНИЗМА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПК Бакиров А.Ф., Ханнанова Л.Р. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2007". 2007. С. 158-160.

20.           ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Хайретдинова Ю.С., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «АЭТЕРНА». г.Уфа, Россия, 2014. С. 263-265.

21.           ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВАматериалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.

Joomla SEF URLs by Artio