Образование как общественное благо.

Якшимбетова Алена Игоревна

Образование - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.

По законодательству РФ образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

В учебной литературе образование называют общественным благом. Под общественными благами принято считать благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Но на сегодняшний день, образование считается общественным благом только в теории. Система, действовавшая до перестройки, рухнула. В советские времена единственным заказчиком образовательных учреждений, начиная от детских садов и заканчивая университетами, было государство. Сейчас же коммерческие учреждения заполонили весь рынок. Причина тому - нехватка мест. Ведь на сегодня проблемным является элементарно устроить ребенка в детский сад. Эту ситуацию спасают коммерческие детские сады и ясли. Однако, не все могут себе это позволить.

Что касается начального общего и среднего образования в РФ – оно считается обязательным и общедоступным. Однако, к 2020 году в России планируется перейти к платному среднему образованию, то есть 90% образования будет платным. В то время, как в Германии к 2020 году 90% образования будет бесплатным, а в Японии вообще все высшее образование бесплатно[2]. Это говорит о том, что государство в будущем планирует сократить финансирование образовательной сферы. Однако, на сегодняшний день, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, государство гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые.

Новый закон существенно поменял не только понятийный аппарат, но и отношения между его участниками в сфере образования. В ФЗ № 273-ФЗ закреплены основы правового регулирования системы образования, исходя из приоритета прав и свобод человека, обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования. В соответствии со ст. 2 ФЗ № 273-ФЗ, образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[1].

Законодательство предусматривает также взимание платы с родителей за определенный спектр услуг. Так, например, ст. 65 ФЗ № 273-ФЗ регулируется порядок взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также ее размер (далее – родительская плата). Родительская плата устанавливается учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, которая может быть снижена или не взиматься с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

Государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родительскую плату не взимают за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией.

Государство вносит коррективы в процесс получения высшего образования. По планам, ВУЗы России будут значительно сокращены и реструктурированы. Некоторые учебные заведения будут объединены, а денежные средства, которые будут сэкономлены, пустят на заработную плату преподавателям. Это делается в целях сокращения количества неэффективных ВУЗов и повышения качества выпускающихся специалистов.

Сегодня основа современной экономики – это человеческий потенциал, превращающийся в человеческий капитал. Фактором этого развития и превращения человеческого потенциала является образование. Существует система правовых норм, которые устанавливают общеобязательные правила в области образования, с помощью которых государство регулирует образовательную сферу. От того, насколько они эффективны зависит уровень развития в стране человеческого капитала.Библиографический список

1. Об образовании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Хорошилова А.П., Валиева А.Р.
Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 1117-1120. 

3. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ
Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф.
NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 371-373.

4. К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ САЙТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Николаева И.О., Шапошникова Р.Р.
Экономика и социум. 2015. № 3-2 (16). С. 461-462

Joomla SEF URLs by Artio