Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 Неналоговые доходы как источник бюджета
развития муниципальных образований

Узбеков Ильдар Мухаметович,
студент 6курса БГАУ


Для большей активизации всех имеющихся у государства ресурсов особое внимание, на мой взгляд, должно быть уделено именно управлению собственными источниками доходов государства, коими являются неналоговые доходы бюджета.
В данной статье предлагается использовать неналоговые доходы как основной источник пополнения местных бюджетов муниципальных образований. С этой целью предложено более детально изучить все возможности развития  бюджетов. С более эффективным использованием неналоговых доходов у муниципальных образований появляется источник софинансирования расходов для решения вопросов местного значения.
Итогами развития должны стать повышение качества жизни населения на территории  муниципальных образований, что должно привести к улучшению социально-экономической ситуации в стране в целом. Ответственность органов местного самоуправления за будущее развитие муниципальных образований приводит их к пониманию необходимости поиска новых способов воздействия на развитие муниципального образования и приводит к поиску новых решений, позволяющих разрабатывать планы с учетом текущего состояния, определять цели, приоритеты и задачи, задействовать новые более актуальные механизмы, позволяющие их внедрять и использовать.      
В условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого экономического развития становится степень развитости всей инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль вспомогательных производств, оценить их как «первичный» фактор экономического развития и залог процветания в будущем. К имеющимся факторам конкурентоспособности муниципального образования можно отнести географическое положение, демографические особенности, развитость инфраструктуры. Каждое муниципальное образование имеет свою специфику, но, как правило, деловая активность высока там, где имеются развитая инфраструктура, свободные территории для организации производства, квалифицированные кадры, наблюдается высокий уровень развитости. Среди конкурентных преимуществ, которые необходимо создавать, можно выделить следующие: развитая инфраструктура в целом, доступные земельные участки, наличие рыночной инфраструктуры, условия для развития малого и среднего бизнеса, благоприятные условия для налогообложения и поддержки предпринимательства, небольшая стоимость арендной платы за муниципальное имущество и т.д.
Основной доход местных бюджетов конечно формируется за счет налоговых доходов. Но и  неналоговые доходы играют также огромную роль в бюджетах муниципальных образований. Проанализировав неналоговые поступления в местные бюджеты, можно сделать вывод о том, насколько эффективно используется муниципальная собственность, насколько правильно муниципальное образование использует имеющиеся ресурсы, к каким именно видам неналоговых поступлений следует уделить пристальное внимание или что можно изменить для увеличения поступлений в местный бюджет. Муниципальным образованиям необходимо анализировать неналоговые платежи, потому что именно доходы способствуют улучшению качества жизни населения.
Неналоговые поступления имеют большое значение для государства и муниципальных образований, так как они являются одним из источников пополнения бюджетов. Хотя неналоговые поступления  и составляют небольшой процент по сравнению с налоговыми платежами, но, несмотря на это, государство и муниципальные образования должны способствовать увеличению неналоговых доходов в бюджеты, потому что именно увеличение неналоговых поступлений будет способствовать уменьшению дефицита в целом.
По отдельным федеральным программам софинансируется строительство городских дорог и объектов инженерной инфраструктуры. Все это позволило муниципальным образованиям решить ряд острых проблем. Положительные результаты этих мер бесспорны, однако системного решения по финансовому обеспечению местного самоуправления они не могут дать в принципе, по самой своей природе. По нашему мнению, для эффективного осуществления стратегического управления комплексным развитием муниципалитеты должны обладать собственной доходной базой на уровне не ниже 65% общей величины расходов бюджетов [1].. В условиях кризиса федеральный бюджет оказывает дополнительную финансовую поддержку бюджетам субъектов РФ в расчете на то, что часть этих средств будет перенаправлена в местные бюджеты. Действующая система оказания финансовой поддержки субъектам РФ допускает дублирование функций дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Если указанные дотации направлены на обеспечение сокращения дифференциации в уровне предоставления первоочередных бюджетных услуг в целом, то некоторые субсидии и иные межбюджетные трансферты предусматривают выравнивание уровня предоставления отдельных первоочередных бюджетных услуг, что создает предпосылки для их перекрестного финансирования и приводит к нерациональному и неэффективному использованию бюджетных средств. Для улучшения эффективности системы оказания финансовой помощи  муниципальным образованиям на реализацию первоочередных расходных обязательств следовало бы сократить дотации и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые для решения вопросов местного значения, при одновременном усилении роли фондов финансовой поддержки в данном направлении. Такой порядок потребует существенной корректировки методики расчета индекса бюджетных расходов, предусматривающей переход от оценки условий предоставления бюджетных услуг в целом в различных субъектах РФ, к оценке стоимости предоставления бюджетных услуг в разрезе отдельных разделов функциональной классификации, что позволит обеспечить существенное уточнение данного индекса [2]. Такая  мера, предусматривающая разделение форм финансовой поддержки на текущие и капитальные, будет способствовать расширению прав муниципалитетов по повышению эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых на реализацию бюджетных услуг. Потребности  местных бюджетов в капитальных расходах, в отличие от текущих, могут резко меняться год от года в зависимости от реализации тех или иных инвестиционных и инновационных мероприятий и проектов и не могут определяться нормативным методом..
Таким образом, финансирование инвестиционных расходов требует качественно иных источников и механизмов. Лишь немногие бездотационные муниципальные образования имеют собственные источники
для инвестиций. По данным Счетной палаты РФ, только 2,5% бюджетов местного самоуправления могут выполнять свои функции не только в части текущих расходов, но и иметь средства на развитие. Общий объем доходов местного самоуправления муниципальных образований в консолидированном бюджете – 16% в 2013 г. Более 40% доходов местных бюджетов поступают из вышестоящих бюджетов [3]. Как уже отмечалось, за последние годы существенно возросло государственное финансирование инвестиционных расходных полномочий муниципальных органов по линии приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ. Но здесь необходимо софинансирование из местных бюджетов. То же самое относится к инвестиционным мероприятиям, реализуемым по линии государственно - частного и муниципально - частного партнерства. Муниципальные образования  должны вносить свою долю в общую копилку. Механизм муниципальных займов, широко используемых в зарубежных муниципалитетах, для современных российских условий почти не применим. Предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ предполагает частичное вложение собственных средств местных бюджетов, которые надо изыскивать. Поэтому предлагается установить, что все неналоговые доходы местных бюджетов должны направляться исключительно на финансирование капитальных расходов, их использование на текущие нужды должно рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств. Для нормативного закрепления данного предложения, в виде правовой нормы необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс РФ. Часть налоговых доходов использовать на инвестиционные нужды, естественно, можно.[4]
Инвестиционное развитие территории. С одной стороны, у муниципалитетов возникнет интерес к реализации социально-экономической стратегии и будет присутствовать одновременно с интересом наличие финансовых возможностей в виде неналоговых доходов, с другой стороны, у субъектов появится возможность стимулирования территорий в виде экономического роста. Итогом станет целенаправленное развитие всей территории.
Библиографический список.
         1   Казаков В.В. Управление развитием муниципальных образований и пути укрепления финансовой базы местного самоуправления: канд. экон. наук. 2009.
2 Бежаев О.Г., Зарубин А.В. Резервы повышения эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 2009. № 10.
С. 12.
3  Межбюджетные отношения: перспективы развития // Финансы. 2008. № 11. С. 15–19.
4  "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (редакция от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015)
5 ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46
6 РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82
7 Современные проблемы правового регулирования аграрных отношений  Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.
Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
8 КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
9 ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
10  ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф.
В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы еждународной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.
 
 


You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio