Кадровая коррупция как объект административной реформы

Ибрагимова Мария Ильдаровна

Проблема коррупции бюрократического аппарата остается одной из главных системных проблем государственного управления всех стран мира. Под коррупцией понимается взяточничество, нецелевое исполь­зование бюджетных средств, присвоение государственного имущества. Этот перечень, думается, может быть расширен за счет незаконной практики государственной кадровой политики, проводящейся в ущерб интересам государства и гражданского общества, попирающей или превратно толкующей нормы действующего законодательства.

По мнению Дж. Сентурия, «кор­рупция — это злоупотребление влас­тью ради частной выгоды».[7]

Второе определение корруп­ции содержится в Кодексе поведе­ния должностного лица по поддер­жанию правопорядка (принят Резо­люцией 34/169 Генеральной ассам­блеи ООН 17 декабря 1979 г.): «…злоупотребление служебным по­ложением для достижения личной или групповой выгоды, а также не­законное получение государствен­ным служащим выгоды в связи с за­нимаемым служебным положением».[5]

В этом аспекте под опре­деление коррупции должны подпа­дать не только финансово-экономи­ческие злоупотребления служебным положением, но и факты наруше­ния законодательства в подборе, расстановке и продвижении кадров государственной гражданской и му­ниципальной службы. Мы именуем данную управленческую аномалию в кадровой политике как кадровую коррупцию , которая представляет, по нашему мнению, не меньшую опасность, чем коррупция экономи­ческая. Сегодня на формирование состава гражданских служащих не­гативно влияют «факты нарушения принципа открытости и справедли­вости при решении кадровых вопро­сов, что порождает у многих чинов­ников неуверенность в будущем, снижает их служебную активность, самостоятельность и заинтересован­ность в труде, не создает условий для эффективного использования способностей, роста профессиона­лизма».[3]

Кадровая коррупция не только способствует снижению профессио­нализма аппарата, катализирует традиционные формы коррупции, но и разрушает легитимность госу­дарственной власти в глазах населе­ния. Более того, кадровая корруп­ция может считаться одной из форм нарушения прав человека.[4] Так, со­гласно Постановлению о деклара­ции прав и свобод человека и граж­данина» граждане России «имеют равное право доступа к любым должностям в государственных ор­ганах в соответствии со своей про­фессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации».

Помимо всего прочего существует также такое понятие как « иная личная заинтересованность». Она может быть вызвана желанием извлечь вы­году для себя лично или для другого лица, в судьбе которого должност­ное лицо было заинтересовано. Су­ды под иной личной заинтересован­ностью обычно понимают желание должностного лица незаконно полу­чить льготы и услуги не только для себя, но и для других лиц, в отноше­ниях с которыми оно заинтересова­но. «Стремление «сделать карье­ру»», получить повышение по служ­бе, показать себя способным, хоро­шим работником при отсутствии для такого вывода объективных дан­ных, нежелание нести ответствен­ность, месть, зависть — все это сле­дует рассматривать как иную лич­ную заинтересованность в составе злоупотребления должностными полномочиями».[1]

Насколько актуальна данная проблема для современной России? Некоторые авторы считают, что социаль­ными предпосылками места в аппа­рате являются такие факторы, как уровень и тип образования, стаж работы, личные связи.[2] Также говорят о сложившихся нефор­мальных практиках при отборе и продвижении кадров высшей регио­нальной элиты России.

Также одним из важных источников кадровой коррупции являются родст­венные и этнические кланы, став­шие влиятельными субъектами региональной кадровой политики Российской Федерации.

В качестве источника нефор­мальной практики российской кад­ровой политики можно назвать социально-корпоративный отбор. Большое значение имеет опят совместной деятельности с первыми лицами ре­гиона, истоки которого уходят в со­ветское время (Кировская, Астра­ханская, Ростовская, Липецкая об­ласти). Например, в Ростовской об­ласти наибольшее влияние имеет так называемая старопролетарская группа во главе с губернатором В.Ф. Чубом, объединяющая быв­ших партийных и советских функ­ционеров Пролетарского района Ростова-на-Дону, работавших вмес­те с губернатором.[5]

Несмотря на всю очевидную мас­штабность данного явления для Рос­сийской Федерации, наблюдается явное нежелание административ­ных, политических элит и научного сообщества рассматривать его как самостоятельную научно практиче­скую проблему. В действующем за­конодательстве о государственной гражданской и муниципальной службе вопросы установления ква­лификационных требований к ли­цам, замещающим государственные гражданские должности, отданы на откуп региональному законодатель­ству.[1] Можно говорить о фактичес­ком отсутствии правового регулиро­вания в этой области, а значит, на­лицо неограниченный простор для субъективного произвола высших должностных лиц во всех его фор­мах.[6]Например, достаточно типовой для российских регионов Закон от 18 июля 2005 г. N 206-3 «О госу­дарственной гражданской службе Республики Башкортостан» предус­матривает в качестве требований к категориям «руководители», «по­мощники (советники)», «специали­сты» всех групп должностей наличие высшего профессионального обра­зования и общего стажа по специ­альности от двух до шести лет. Однако этим требованиям в полной мере отвечает не менее трети эконо­мически активного населения Баш­кортостана, и совершенно неясно, как эти граждане могут помочь в ор­ганизации конкурсных процедур. Федеральный закон «О государст­венной гражданской службе Рос­сийской Федерации» выдвигает в качестве первого принципа форми­рования кадрового состава граж­данской службы «назначение на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служеб­ной деятельности и деловых ка­честв».[3] Ввиду логической неопреде­ленности таких предельно абстракт­ных понятий, как «деловые качест­ва» и «заслуги в профессиональной и служебной деятельности», этот «принцип» на практике приобретает характер ни к чему не обязывающе­го благого пожелания.

В этих условиях необходимо при­слушаться к словам В.В. Путина, еще в 2000 г. предупреждавшего, что «государственные функции и го­сударственные институты тем и от­личаются от предпринимательских, что не должны быть куплены или проданы, приватизированы или пе­реданы в пользование, в лизинг. На государственной службе нужны профессионалы, для которых един­ственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И мо­жет наступить момент, когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим».[4]

Не признав нарушения кадрово­го законодательства в качестве од­ной из форм коррупционной прак­тики со всеми вытекающими юри­дическими последствиями и санкци­ями, мы не можем говорить о внятной кадровой государственной политике. Необходима не только дальнейшая оптимизация законода­тельства о государственной граж­данской и муниципальной службе, но и организация особых институ­тов по контролю за соблюдением норм и принципов государственной кадровой политики. Целесообразно изучить опыт США, в структуре го­сударственных органов которых действуют «Комитет по защите «ме­рит систем»», «Комиссии по защите равенства возможностей работни­ков», «Комитет по правительствен­ной этике». В ходе проведения ад­министративной реформы следует использовать также опыт государст­венной кадровой политики Израи­ля, где каждое кадровое назначение утверждается Комитетом по кон­тролю за кадровой политикой госу­дарства. Все это должно войти в число наиболее приоритетных задач административной реформы.[3]

Библиографический список:

1. Латыпов Р.Ф. Кадровая коррупция как объект административной реформы - Государственная служба. 2008. № 3. С. 20-24.

2. Латыпов Р.Ф. Политологический анализ кадровых процессов: теория и практика - монография / Р. Ф. Латыпов ; Башкирская акад. гос. службы и упр. при Президенте Республики Башкортостан, Акад. наук Республики Башкортостан, Отд-ние социально-экономических наук. Уфа, 2009.

3. Гаврилов В. Коррупция и ее развитие в России / В. Гаврилов // Федерализм. – 2008. – №2. – июнь. – С.143-164.

4. Соколов А. Коррупция, гражданское общество и правовое государство (сравнительно-правовой анализ) / А. Соколов // журнал российского права. – 2008. - №8. – авг. – С.32-41.

5. Бондарь В. Препятствуя разрушению: Противодействие коррупции на муниципальном уровне / В. Бондарь // Муниципальная власть. - 2008.-№3.-июнь.- С.46-65.

6.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ Ханнанова Т.Р. Мир и политика. 2013. № 2 (77). С. 4

7.РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Гарифуллина А.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.

8.РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.

9.РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.

10.ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСТУПКИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А. Академия наук Российской Федерации; Уфимский научный центр; Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2007.

11.АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.

12.ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Научное обеспечение инновационного развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". 2010. С. 220-222.

13.ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Гарифуллина А.Ф. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

14.ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ Гарифуллина А.Ф. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

15.К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЧЕЛОВОДСТВА Ханнанова Т.Р., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 445-447.

16.ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.

17.ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ НОРМ ГТО Погорелова Д.С., Шапошникова Р.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 26. С. 200-201.

Joomla SEF URLs by Artio