Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

УДК 339.138

К вопросу об итогах реализации политики импортозамещения сельскохозяйственной продукции в РФ

Усов Александр Вячеславович,
г. Уфа, РФ

Импортозамещение в последние два года стало как основным фактором развития отечественной экономики, так и темой номер один, бля бурного обсуждения у населения страны. Несмотря на это, о реальных итогах процесса импортозамещения, рядовые россияне имеют довольно таки не полное, даже можно сказать размытое представление: новостные сводки не дают четкой картины того, насколько успешно удается реализовать программы и замещать иностранные товары, а представители власти, как правило, в своих речах и выступлениях делают акцент лишь на положительных итогах.

Понятно, что такой трудоемкий и сложный процесс, как импортозамещение, априори не может проходить совсем без сложностей. Сам по себе процесс носит характер крушения прежних производственных связей, выстроить заново которые в одночасье чаще всегда реально. Более того, свое влияние на его эффективность оказывают, помимо шоковых внешних условий, структурные проблемы российской экономики, значительное снижение покупательной способности российского населения и, как правило, следующее за ним снижение спроса на продукты промышленности и сельского хозяйства, а также нестабильность в финансовом секторе, влияющая на активность отечественных предпринимателей.

Однако с момента принятия Западом антироссийских санкций и последовавшего за этим введения Россией продовольственного эмбарго действительно сделано немало. Говорить здесь можно о поддержке государством предприятий реального сектора (только на АПК в 2015 году было выделено 256 млрд рублей из федерального и региональных бюджетов); о стимулировании промышленности путем финансирования индустриальных парков и технопарков в регионах, на что из бюджета в 2013-2015 годах поступило финансирование в размере 135,5 млрд рублей. Нужно отметить также и ряд структурных изменений: принятие госпрограммы «развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», направленного на увеличение конкурентоспособности российского сельского хозяйства и развитие импортозамещения; создание специального регулирующего органа - Правительственной комиссии по импортозамещению, в ведение которой переходят все связанные с процессом вопросы в гражданских отраслях экономики и вопросы оборонно-промышленного комплекса; уменьшение роли госкорпораций (путем изъятия части дополнительных доходов в пользу бюджета) и нефтяного сектора (путем отмены налоговых льгот) в экономике и многое другое. Но самым важным является то, что импортозамещение в целом, которое на протяжении 20 лет носило стихийный характер, наконец стало целенаправленной государственной политикой.

О реальных итогах этой политики логичнее всего судить по статистическим данным, которые помогают сформировать представление об эффективности процесса и результатах замещения иностранной продукции продукцией отечественной.

Так, по данным Центробанка России, экспорт и импорт РФ по методологии платежного баланса в млн долларов США за последние два года существенно сократились – на 35% и 43,2% соответственно.

По данным Росстата, в 2015 году значительнее всего уменьшился импорт машин, оборудования, сельскохозяйственных товаров (рис.1).

Рисунок 1 Показатель импорта России по отраслям.

 

Как видно, сокращение за два года в среднем, подтверждает общее падение импорта примерно на 40%. При этом при оценке данных показателей необходимо учитывать, как валютную переоценку курсов, так и факт падения экспорта и импорта в количественном выражении.

По данным Росстата, произошло существенное сокращение количества ряда импортируемых продовольственных товаров. Только в 2015 году на 198,6 тыс. тонн снизился ввоз мяса, на 111,8 тыс. тонн - мяса птицы, на 153,5 тыс. тонн - рыбы, на 73 тыс. тонн - сыра и творога, на 44 тыс. тонн - молока и сливок. Также упал импорт подсолнечного масла, соли, картофеля, помидоров, огурцов, других овощей и фруктов.

Перед российской экономикой появилась главная проблема: количество ввозимых товаров уменьшилось, но потребность в них никуда не делась. Для постепенного решения этой дилеммы правительством России и был взят курс на импортозамещение.

Согласно недавнему заявлению директора департамента стратегического развития и проектного управления Минпромторга РФ Василия Осьмакова, импортозамещение есть там - где для него создана база, а именно: в фармацевтике, сельском хозяйстве и пищевой промышленности. По его словам, существенных результатов принятой политики стоит ожидать через 5-7 лет.

По данным отчетов Министерства экономического развития и Минсельхоза за 2014 и за 2015 года, количество произведенного мяса увеличилось на 477,4 тыс. тонн; производство мяса птицы - на 653,5 тыс. тонн; сыра и творога - на 281,6 тыс. тонн. Такого роста удалось достичь за счет масштабного субсидирования сельского хозяйства и животноводства государством.

Таким образом, в сельском хозяйстве пищевой промышленности удалось «залатать дыры» после значительного снижения импорта по большинству групп товаров. Не удалось, однако, существенным образом нарастить производство молока и рыбы, что объясняется удорожанием материально технических ресурсов и заемных средств.

Вполне естественно, что этот процесс априори не может и не должен заместить все (это уж точно приведет к снижению конкурентоспособности предприятий и падению качества товаров), в современных условиях ни одна экономика не может обойтись без участия иностранного капитала. И уж точно укрепление рубля не должно обернуться возвратом импортозамещения вспять - сейчас лишь создается основа, которая при нужном рвении будет обеспечивать будущее экономики России.

Промежуточные итоги показывают, что по факту нам удалось завершить только первый этап импортозамещения - осознать проблему и начать ее решать с жизненно важных для страны отраслей: пищевой и оборонной. Переход же на новый этап будет открывать перед Россией новые горизонты со своими перспективами и трудностями, которые еще предстоит решить.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.                Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс]: (ред. от 08.09.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2.                Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3.                О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 14 июля 2012г. № 717 (ред. от 19.12.2014 N 1421) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

4.                Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Росстат [Электронный ресурс]: // Режим доступа: http://www.gks.ru

Joomla SEF URLs by Artio