ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 571

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

АДМИНИСТРАЦИИ НЕВСКОГО РАЙОНА

 

 

 «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ»

 

 

Копылова Лариса Александровна,

учитель высшей категории

 

 

Санкт-Петербург

2014


 

Вопрос о самостоятельной работе учащихся исследуется многими отечественными и зарубежными психологами и педагогами, утверждающими, что осознание материала происходит через разные виды самостоятельной деятельности. Научные исследования показывают, что ученики сохраняют в памяти примерно: 10 % из того, что читали, 20 % из того, что слушали, 30 % из того, что наблюдали, 50 % из того, что видели и слышали, 70 % из того, что высказывали и обсуждали, 90 % из того, что высказывали и практически выполняли. Наиболее эффективным видом деятельности школьников является исследовательская деятельность. Она связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, максимальное раскрытие творческого потенциала.

В этом году состоялась очередная школьная научно-студенческая конференция. Группа учащихся 8-9 классов (Дедова Карина, Рожкова Арина, Кузминская Маргарита) изъявили желание принять участие в ней с темой «Лимирики – как жанр литературного искусства». Ребята совершили небольшой обзор литературных источников по теме, создали несколько собственных лимириков, а также (согласно особенностям жанра) художественно оформили их, сопровождая рисунками, поясняющими мысль автора. К сожалению, мы не заняли призового места, а были отмечены всего лишь дипломами участников. Но, на мой взгляд, несомненно, ценным моментом нашей совместной работы был факт возникновения у школьников интереса к  исследовательской деятельности, а также  формирование и развитие информационной культуры.

Полученный результат подтолкнул меня на более тщательное изучение особенностей организации исследовательской деятельности учащихся, следствием чего и является данная работа в рамках самообразования.

Между научно-исследовательской деятельностью ученых и учебно-исследовательской деятельностью учащихся существуют общие и отличительные черты.

Научно-исследовательская деятельность определяется предметом и объектом исследования определенной области знаний. Она может осуществляться только высококвалифицированными кадрами, прошедшими длительную специальную подготовку. Для научной деятельности требуется совершенное оборудование, специальная лаборатория. Над многими мировыми проблемами науки трудятся большие коллективы ученых, целые научно-исследовательские институты.

Школьники не могут организовать научную деятельность, но они могут приобщиться к миру научного познания через те виды учебной деятельности, которые возможно осуществить в рамках школы и научных учреждений. Поэтому, правомерно использовать понятие не научно-исследовательская, а учебно-исследовательская деятельность учащихся. Учебно-исследовательская деятельность - это инструмент развития личности, средство обогащения новыми знаниями, способ формирования мировоззрения через сотрудничество учителя и учащегося.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Роль учителя в исследовательской деятельности учащегося – это  организатор деятельности, консультант и коллега по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Что же должно присутствовать в исследовательской работе?

  • Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования. Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений.
  • В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута.
  • После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели - не одно и то же. Задачи показывают, что планируется сделать.
  • В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре необходимо показать, что учащийся знаком с областью исследований по разным источникам, что он ставит новую задачу, а не делает то, что давно уже было сделано. Написание литературного обзора поможет школьнику более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на возникающие вопросы.
  • Далее необходимо описать исследуемый объект, раскрыть сущность методик исследования, применяемых в ходе постановки эксперимента.
  • Затем представляются собственные результаты. Существует разница между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, который обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления результатов являются графики, разного вида диаграммы, фотографии. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками, проанализировать и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
  • И завершается работа выводами, в которых излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований.

Учебно-исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

На урочных занятиях многие школы, в том числе и наша, используют метод проектов, так как проект как форма индивидуальной или коллективной познавательной деятельности предполагает планирование и осуществление практической деятельности проблемного характера, обогащающей опыт школьников.

Обучение навыкам и умениям исследовательской деятельности целесообразно проводить поэтапно, согласно возрастным особенностям учащихся.

1 этап –это работа с учащимися 5-6 классов, во время которой учащиеся знакомятся с отдельными элементами исследовательской деятельности: умение наблюдать (как вести наблюдение), анализировать и сравнивать.

2 этап –работа с учащимися 7-8 классов, во время которой они знакомятся с исследованием как одним из видов учебно-познавательной деятельности.
3 этап – работа с учащимися 9 классов, во время которой они знакомятся со структурой исследования (постановка целей, задач и пути их реализации).
4 этап – работа с учащимися 10-11 классов, которые выполняют исследовательскую работу с соблюдением особенностей исследовательской технологии в более расширенном варианте (постановка целей, задач, методика исследования, обработка материала,

анализ, сравнение и вывод).

Творческая деятельность в образователь­ных учреждениях организована, как правило, в форме факультативных курсов и программ дополнительного образования. Главным фор­мальным результатом творческой деятельнос­ти являются итоговые работы, представлен­ные учащимися на конкурсы и научно-практи­ческие конференции, завершающие соответ­ствующие курсы.

Существуют пять основных видов творческих работ школьников.

Информационно реферативные — твор­ческие работы, написанные на основе несколь­ких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.

Проблемно-реферативные — творческие работы, предполагающие сопоставление дан­ных разных литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка постав­ленной проблемы (хорошая работа этого жанра, при наличии общепринятой структуры, вполне может считаться исследовательской).

Экспериментальные — описывают науч­ный эксперимент, имеющий известный резуль­тат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от измене­ния исходных условий.

Натуралистические и описательные — направлены на наблюдение и  качественное опи­сание какого-либо явления. Отличительная осо­бенность —отсутствие количественной методи­ки исследования.

Одной из разновидностей натуралистичес­ких работ являются работы общественно-эко­логической направленности. В последнее вре­мя, по-видимому, появилось еще одно лекси­ческое значение термина «экология», обозна­чающее общественное движение, направлен­ное на борьбу с антропогенными загрязнения­ми окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием науч­ного подхода.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены как на материале естественных, так и на материале гуманитарных: наук. В случае гуманитарных наук объектом исследований являются, как правило, тексты, (собранные у информантов, архивы, первоис­точники и т.д.).

Перечисленные виды имеют общие элемен­ты. Это, прежде всего компиляция литературных данных. В случае реферативных работ она явля­ется основным содержанием работы, в случае трех последних видов выступает в качестве литобзора данных об исследуемом явлении.

К сожалению не все руководители понимают важность правильного оформления исследования, и ценность работ учащихся по этой причине снижается.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся подразумевает создание новой модели школы, где творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования.

Исследовательская деятельность в данном случае выступает, как механизм формирования мотивационной сферы учащегося, коррекции его самооценки, как элемент профориентационной работы.

Joomla SEF URLs by Artio