Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Государственная политика в отношении трудовой миграции россии

 Гильванов Филюз Вагизович,
студент 4 курса ФГБОУ ВО Башкирский
государственный аграрный университет

 

Актуальность и проблемы
Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 - 145,6 миллиона человек. [3]
Проблемы
Негативные последствия неконтролируемой миграции сегодня – это трудности с ассимиляцией, рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России в страны постоянного проживания (по данным международных экспертов, более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России), актуализация национального вопроса.
Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.
 
Основная часть
Миграционная политика является важной частью социальной политики и способствует достижению таких общественных целей, как развитие рыночных отношений, обеспечение демографическими ресурсами рынка труда, соблюдение прав и свобод человека. Однако миграционная политика в России обладает достаточно серьезными проблемами. На данный момент миграционные процессы носят стихийный характер. Это обуславливает возрастание диспропорции региональных рынков труда, увеличение социальной напряженности, формирование условий для распространения среди населения нашей страны идей национальной нетерпимости. [4]
Как правило, для мигрантов, прибывающих на территорию нашей страны из государств - участников Содружества Независимых Государств, характерен более низкий уровень образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки. Мигрантами все чаще становятся сельские жители, социально незащищенные слои населения.
Наличие большого числа незаконных мигрантов свидетельствует о несовершенстве функционирующей системы управления миграционными процессами в настоящее время. В соответствии с докладом департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, в 2013 году Россия занимала второе место в мире после США по числу мигрантов.
Причинами миграции является: перемещение людей в поисках лучшей жизни, бегство людей от мест ведения боевых действий, бегство от правосудия, политические взгляды и многое другое. То есть, другими словами, миграция – это стремление к благополучию и безопасности, что между собой.
Как показывает анализ текущей ситуации и обобщение опыта регулирования трудовой миграции в различных странах мира, фундаментальной основой для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе. Они должны быть основаны прежде всего на экономических и геополитических интересах России.
К приоритетным направлениям миграционной политики можно отнести: защита прав и интересов граждан, управление миграционными процессами, регулирование въезда и выезда мигрантов, стабилизация и минимизация миграционных потоков[5].
Одним из главных факторов несовершенства миграционного законодательства России было отсутствие основополагающего документа стратегического планирования в сфере миграции. С утверждением 13 июня 2012 года «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее Концепция) такой документ появился.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначила важнейшим направлением государственной политики «управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов», которое включает в себя как создание условий для повышения миграционной привлекательности нашей страны, так и противодействие нелегальной миграции, что способствует реализации стратегического курса Правительства Российской Федерации в части стабилизации общей численности населения и содействия становлению инновационной социально ориентированной экономики.[1]
Важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Решение этих проблем затрудняется неоправданной сложностью получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также неурегулированностью правового положения иностранных граждан. Прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. К организации программ интеграции и адаптации необходимо привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации.
Миграционная политика основывается на следующих принципах:
– стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;
– недопустимость дискриминации мигрантов;
 – личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке; – квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища;
 – запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ. [2]
Как показывает анализ текущей ситуации и обобщение опыта регулирования трудовой миграции в различных странах мира, фундаментальной основой для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе. Они должны быть основаны прежде всего на экономических и геополитических интересах России.
 
Библиографический список
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.)
2. Бутова Т.В., Смирнова А.А. «Утечка умов» как одна из главных проблем в современной России//В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2013 г.: в 14 частях. Тамбов, 2014. С. 23-25
3. Дорошина И.П., Ходжаева И.Г., Бутова Т.В. Нелегальные мигранты на российском рынке труда//В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции 30 июня 2014 г.: в 9 частях. Тамбов, 2014. С. 57-58.
4. Рязанцев С. В. России нужна новая миграционная политика// Международные процессы. Том 10, № 1(28). Январь-апрель 2012
5. Хафизова И. Ф. Государственная политика регулирования миграционных процессов в постсоветской России: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Хафизова Ильсияр Флюровна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т]. - Уфа, 2012. - 23 с
6. Чахкиев Г.Г., Мурар В.И. Современные проблемы миграционной политики России//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-1. С. 170-172.
7. Ханнанова Т.Р. Мигзянова Е.Р. Государственное регулирование миграционных процессов// Юридические науки. 2016. №43-2, 11.04

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio