Формы государственных и муниципальных расходов

Гайфутдинова Радмила Дамировна

Финансовую сторону деятельности всего государственного аппарата можно описать как общую совокупность доходов и расходов государства, по - другому бюджет.

Перечень расходов установлен в Бюджетном кодексе РФ, которая определяет единые для всей бюджетной системы РФ расходы бюджетной системы. Порядок формирования расходов, необходимых для деятельности органов государственной власти, которое устанавливается Министерством финансов РФ.

От объема расходов зависит финансовое состояние государства, ведь при несовпадении объема расходов с объемами доходов может привести к глубокому финансовому кризису, ярким примером которого является начавшийся в 2008 года в России кризис. В связи с этим, правильное планирование и распределение расходов по периодам обеспечивает устойчивость всей финансовой системы страны.

Государственные (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права, деятельность государства по расходованию разнообразных фондов, денежных средств, для реального обеспечения финансовыми ресурсами, выполнения задач и функций, стоящих перед государством и муниципальным образованием.

Государственные и муниципальные расходы представляют собой определенную систему и классифицируются по разным основаниям. Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, и их подразделяют на государственные и муниципальные.

Такую классификацию развивает подразделение расходов на три группы по соответствию уровням организации власти в Российской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации и региональные, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; и расходы местного уровня, т.е. муниципальные.

Грубо говоря, в бюджет России поступает значительное количество денежных средств, и можно сказать не маленьких, но и затрат на различные товары и услуги уходит значительно больше, это и закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, ремонт техники, социальное обеспечение и иные выплаты населению, стипендии, гранты, премии и т.д.

Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы бюджетов - это часть расходов, которая обеспечивает функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на их функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетом Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджетов - часть расхода бюджетов, которая обеспечивает инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта, также иные расходы, связанные с расширенным воспроизводства; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

На сегодняшний день, значительно часто вводятся поправки, решения и утверждения федерального законопроекта о федеральном бюджете. Все это говорит о том, что конечная цель рассмотрения и утверждения проектов бюджетов – это формирование реалистичных и хорошо структурированных бюджетов, исполнение которых представляется наиболее реальным, и оно приведет к определенным результатам.

Конечно, вопросы о формировании бюджета и на сегодняшний день вызывает большой интерес у общественности, средств массовой информации, финансовых рынков, также предприятий, организаций и конечно же со стороны политических партий, принимающих решение о бюджете.

Составление всех проектов бюджетов, также их рассмотрение и утверждение являются составными частями организации бюджетного процесса и она необходима для реализации важных решений в объеме, размере, распределения и использования государственных бюджетных ресурсов.

Министерство финансов и Министерство экономического развития РФ еще в 2011 году подготовили определенный перечень программ, на основе которого и был сформирован федеральный бюджет и все основные положения. На 2011 год программ было 39, а на сегодняшний день их значительно больше, сюда конечно же входит образование, здравоохранение, ЖКХ, различная социальная поддержка, промышленность, экономическое регулирование, обороны страны, регулирование государственных и муниципальных финансов и т.д.

Прогноз федерального бюджета на 2014 год и план на 2015-2016 гг. Были утверждены определенные характеристики федерального бюджета на 2014 год, на основе валового внутреннего продукта, в размере - 71 493,0 млрд. рублей и уровень инфляции не превысил 5,0%, и в Федеральном законе от 2.12.2013 г. № 349 – ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», вынесли на утверждение основные характеристики федерального бюджета, на основе ВВП в размере – 79 660,0 млрд. рублей. Значительно вырос контроль Министерства финансов РФ за расходованием федеральных бюджетных расходов.

И на сегодняшний день существует ряд проблем и задач, которые стоит еще решить в России, здесь слабый уровень реализации ревизий и проверок; слаба исполнительная дисциплина в отношении законов по контролю; маленькая наказуемость виновных лиц, за какое – либо правонарушение, здесь и коррупция. Конечно, существует ряд других нерешенных задач и проблем в организационной структуре и в силу это государственный (муниципальный) финансовый контроль в России не достаточно силен, существуют и пробелы в финансировании.

И наконец, перейдем к муниципальным финансам, в частности местного бюджета, в общей системе бюджетного процесса в РФ. На сегодняшний день имеются неразрешенные противоречия и проблемы, которые носят прежде всего законодательный характер. Их суть состоит в том, что местные бюджеты (муниципальных образований), это составляющие бюджетной системы страны, одновременно являются главной финансовой базой местного самоуправления. И для всех видов бюджетов, которое входит в состав бюджетной системы РФ, бюджетным законодательством, также Бюджетным кодексом РФ, установлены единые принципы и процедуры, с которыми осуществляется весь бюджетный процесс в стране, и конечно такая ситуация негативно влияет на организацию всего бюджетного процесса и качество управления государственными и муниципальными финансами.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.                Бюджетный кодекс РФ: от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. 25.11.2014 г.) //СПС «Консультант Плюс»;

2.                О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ (ред. 28 июня 2014 г.);

3.                Аветисян, И.А. Об эффективности государственного бюджета и бюджета расходов [Текст]: учебник / И.А. Аветисян. – 2013 г.;

4.                Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В., ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 388-391;

5.                Грачева, Е.Ю. Финансовое право [Текст]: учебник / Е.Ю. Грачева. – 2012 г.;

6.                Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р., РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ // Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77;

7.                Зингиреева Д.М., Балашов Е.В. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // В сборнике: Современные вопросы науки и образования - XXI век сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. 2012. С. 61;

8.                Кадомцева, С.В. Государственные финансы [Текст]: учебник / С.В. Кадомцева. – 2011 г.;

9.                Иксанов Р.А., Султанов Ю.М. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ // В сборнике: Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН; Ответственный редактор: Гайнанов Д.А. . 2013. С. 259-262;

10.           Родин, А.М. Бюджетная система РФ [Текст]: учебник / А.М. Родин. – 2013 г.;

11.           Свищева В.А. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник / В.А. Свищева. – 2013 г.;

12.           Ханнанова Т.Р., Мингазова З.Р., ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ // Министерство сельского хозяйства РФ; Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013.

 

Joomla SEF URLs by Artio