Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Борьба с наркоманией за рубежом и в России

Петров Денис Рустемович,
студент 4 курса ФГБОУ ВО Башкирский
государственный аграрный университет

 
Актуальность и проблемы
Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и злоупотребление ими является актуальной темой на сегодняшний день, поскольку незаконный оборот наркотиков становится одной из наиболее серьезных угроз для безопасности государств, оказывает разрушительное воздействие на развитие мирового сообщества, стимулирует рост преступности, коррупции, насилия. В XX-XXI веке происходит широкое распространение наркотических средств во всем мире и в каждой конкретной стране. Это является болезнью современного общества, и побороться с ней довольно тяжело, не прилагая совместные усилия для борьбы. [5]
Проблемы
По статистике, в мире более 100 млн человек употребляют наркотики: в России наркоманов около 2,5 млн человек; 70% - молодые люди до 30 лет; за последние пять лет появилась тенденция к принятию наркотиков подростками в возрасте 11-12 лет. Поэтому необходимость борьбы с наркоманией стоит очень остро. [3]
Известный террорист заявил, что не нужно воевать с Россией – необходимо привить русской молодежи культуру потребления наркотиков. И, судя по приведенным ниже данным, этот план – не бред сумасшедшего. 2014 год, В.П.Иванов, руководитель ФСКН: «… у нас сегодня 8 млн. наркопотребителей, из них 3,5 млн. находятся в состоянии ярко выраженной зависимости» (TV «Центр», передача «Право знать», 04.10.2014). 2015 год, С.Яковлев, руководитель следственного департамента ФСКН: количество россиян, употребляющих наркотики, - 7,3 млн. (Первый канал TV, 26.06.2015). 
Основная часть
Сотрудничество государств в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков является важной составляющей противодействия наркобизнесу не только в определенном регионе, но и во всем мире.
Во многих странах ведется активная борьба с наркоманией. В первую очередь это законодательное запрещение производства, распространения и транспортировки наркотических средств. А за нарушение этих норм предусмотрено уголовное наказание.
В некоторых странах в борьбе с наркомафией задействована армия. Например, в США использовали армейские подразделения против партизанских отрядов, которые были вовлечены в производство наркотиков, в нескольких государствах в Латинской Америки. При лечении наркомании тяжелых форм (например, при употреблении героина) процент избавления от наркотической зависимости очень мал. Исцелить наркомана весьма непросто, и главным образом потому, что люди, употребляющие наркотики, не только больны, они ещё и зависимы от удовольствий, которые «дарят» им одурманивающие вещества. Важнейшие органы и системы организма подвергаются поражению при этой ужасной болезни. Применяемые в наркологических клиниках методики могут привести к ожидаемому результату только лишь при активном участии самого больного. Но зачастую после выздоровления больной вновь начинает употребление наркотиков.
Неоднозначна политика государств в отношении санкций к наркозависимым: в ряде стран закон признает лечебную программу альтернативой уголовному наказанию, в других странах, предусмотрено предварительное заключение в учреждения с принудительным терапевтическим лечением. Общий подход ряда государств (РФ, Испания, Италия, Германия, Франция) состоит в том, что наркотики должны быть объявлены запрещенными и акцент должен быть поставлен на пресечение незаконной торговли наркотическими средствами. Однако Нидерланды, Канада воспользовались другим подходом и частично декриминализировали некоторые «легкие» наркотики в небольших количествах. [4]
Для более эффективного сотрудничества государств в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств необходима выработка определенной политики и мер борьбы, предпринимаемых совместно всеми государства, а также создать единое правовое пространство в сфере регулирования данного вопроса. Сотрудничество государств СНГ основывается на международных принципах. Среди них можно выделить уважение суверенитета участников СНГ, национального законодательства данных государств, а также общепризнанных принципов и норм международного права, и создание наиболее благоприятных условий для государств-участников Содружества Независимых Государств для координации усилий в данном направлении. Нормативно-правовые акты Содружества Независимых Государств составляют правовую основу взаимодействия государств-участников в области незаконного оборота наркотических средств, на основе которых было создано данное образование. Ими являются Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 года и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года. [2]
Государством принимается ряд необходимых мер, которые способствуют борьбе с наркоманией и в дальнейшем обеспечат полное ее искоренение. Существующая на сегодняшний день в стране нормативно-правовая база позволяет достаточно эффективно принимать меры, направленные на борьбу с наркоманией, с незаконным оборотом психотропных веществ, прекурсоров и препятствовать распространению данных веществ.
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.
Предусмотренная «Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений» призвана обеспечить комплексный, дифференцированный и целенаправленный подход к организации и проведению профилактики наркомании и предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. [6]
В формировании системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также различные организации, включая государственные учреждения, общественные и религиозные объединения.
В государстве созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, обеспечивающие позитивное изменение наркоситуации. [6]
Проводимая профилактическая деятельность не имеет системных основ. Одной из основных проблем является то, что действия в области профилактики наркомании не имеют научно-практической базы. [7]
Поэтому Указом Президента РФ от 09.06.2010 N 690, была разработана Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Генеральная цель Стратегии - существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Основные направления реализации Стратегии: а) сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии; б) сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы; в) развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.[1]
Тема наркомании в обществе будучи актуальной, должна подниматься постоянно и находить свое должное решение на государственном уровне. Государство, общество и каждый человек в целом должны направить свои усилия на искоренение наркомании, тем самым обеспечить благополучное будущее нашим детям.
 
Библиографический список
 
1. Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
2. Постановление ВС РФ от 12.12.1991 N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (вместе с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», Протоколом от 21.12.1991, «Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств», «Протоколом совещания глав независимых государств», решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21.12.1991, «Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия», «Алма-Атинской декларацией»)
3. Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Незаконный оборот наркотиков в структуре организованной преступности: состояние, тенденции, перспективы // Право и политика. 2010. № 6. С. 4.
4. Сафонов О.А., Дмитриева Т.Б. История потребления, распространенность и контроль за незаконным оборотом опиатов по регионам мира // Наркология. 2011. № 4. С. 36-43
5. Торопыгина A.B. Социально-политические проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств //Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №4 . С. 89-96 (0,6 п.л.)
6. Ханнанова Т. Р.  Аюпова Э. И. Профилактика и борьба с наркоманией// Социологические науки.  2016. №43-1, 10.04.
7. Щелоков А.С. Правовое обеспечение деятельности государства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков как угрозой национальной безопасности России: дисс. ... к.ю.н. М., 2006. 187 с.

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio