Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Создание проблемных ситуаций  при  изучении металлов
в курсе химии и материаловедения

Пузикова Натаья Ивановна

Опыт обучения материаловедения и химии убеждает в целесообразности использования методов проблемного обучения, предусматривающих все уровни деятельности учащихся от репродуктивной до творческой. Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций.

Рассмотрим несколько типов учебных проблемных ситуаций.

Первый тип. Проблемная ситуация возникает в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.

Например, при изучении электрохимического ряда напряжений металлов преподаватель демонстрирует взаимодействие железа с раствором сульфата меди и меди с раствором сульфата железа. Во втором случае реакция не протекает. Следует вопрос преподавателя: может быть медь вообще не реагирует с растворами солей? Затем демонстрируется реакция меди с раствором нитрата ртути. Возникает проблемная ситуация: почему один и тот же металл в одних случаях взаимодействует с солями металлов, а в других нет? Как определить, будет ли взаимодействовать металл с раствором соли, не прибегая к эксперименту.

Второй тип. Проблемные ситуации возникают, когда учащимся необходимо использовать ранее усвоенные знания в новых ситуациях.

Так, при изучении железа можно поставить ряд проблемных вопросов: чем объясняется худшая тепло- и электропроводность железа по сравнению с алюминием, тогда как и у железа и у алюминия в образовании металлической связи принимают участие по три электрона от каждого атома? Чем объясняется высокая температура плавления и твердость железа?

Обоснованность ответов во многом будет зависеть от того, как учащимися усвоен материал о металлической связи и физические понятия, как природа электрического тока в металлах.

Третий тип. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеются противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. Например, при изучении алюминия учащиеся знакомятся со структурой атома алюминия и положением его в электрохимическом ряду напряжений металлов. Преподаватель обращается с вопросом: в какие химические реакции может вступать алюминий согласно его структуре и положению в электрохимическом ряду напряжений металлов? Учащиеся отвечают, что алюминий должен проявлять свойства типичные для щелочных и щелочно-земельных металлов. Он должен взаимодействовать с водой и кислотами.

Учащиеся приступают к выполнению лабораторных опытов. Проводят реакции алюминия с водой и концентрированной азотной кислотой. Выполнив работы, учащиеся обнаруживают, что алюминий при обыкновенной температуре не реагирует ни с водой, ни с концентрированной азотной кислотой. Объяснить это явление учащиеся не могут. Создается проблемная ситуация. Формулируется проблема: какова причина пассивности алюминия.

При изучении железа проблемные ситуации могут быть созданы в процессе ознакомления с его физическими свойствами, такими как тепло- и электропроводимость, твердость, прочность, зависящими главным образом от наличия металлической связи. При изучении коррозии проблемная ситуация может быть создана на основе межпредметных связей химии с производственным обучением. Вопрос: почему в ряде случаев цвет поверхности железа в процессе механической обработки меняется от желтого до сине- зеленого?

Проблемная ситуация разрешится в ходе рассмотрения понятия «химическая коррозия». Далее преподаватель знакомит учащихся с некоторыми фактами, например сообщает, что провода из меди и алюминия в нормальной атмосфере устойчивы к коррозии , однако алюминиевые провода в местах соединений с медными проводами разрушаются во влажной среде. Возникает вопрос: почему это происходит и почему стальные провода покрывают тонким слоем меди или цинка? Проблема разрешается в ходе рассмотрения понятия «электрохимическая коррозия».

Анализ выявленных проблемных ситуаций и опыт преподавания позволяет выделить следующие основные способы решения учебных проблем:

введение новых понятий;

использование ранее усвоенных знаний, знаний межпредметного характера, а также жизненного опыта в новой ситуации;

выполнение демонстрационного или лабораторного эксперимента;

решение в ходе эвристической беседы.

Итак, мы убедились, что при изучении темы «Металлы» предоставляется большая возможность постановки учебных проблем.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio