Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Работая в классах с полиэтническим составом, мы стараемся организовывать обучение с учётом особенностей детей разных культур. Для того, чтобы выявить особенности и уровень владения языком учащихся, мы провели несколько тестов для русскоязычных и нерусскоязычных детей. Сравнив оибки тех и других учеников, мы согли выделить типичные ошибки по русскому языку, характерные для детей, для которых русский язык не является родным.

Особую значимость приобретает проблема непонимания учащимися лексического значения слов. Например, из 11 учеников начальной школы 9 учащихся в качестве однокоренных слов выделяют слова: рис, рисунок, ирис, рисовать. 

Анализируя ошибки учеников старшей школы, мы отметили, что большинство ошибок было допущено в следующих заданиях:

- по теме "Лексика" дети не смогли правильно ответить на следующие вопросы:

а) В каком из примеров прилагательное употреблено не в том значении, что в других?

- горячая батарея,

- горячий чай,

- горячая плита,

- горячее сердце.

б)В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении? 

- ледяная сосулька, широкая натура,

- широкая улица, ледяной тон,

- широкая натура, ледяной тон,

- широкая улица, ледяная сосулька.

в) подберите синоним к слову "заманчивый".

- заманчиво,

- красивый,

- мужественный,

- храбрый,

г) соедините слова так, чтобы получились правильные словосочетания:

магазин                                               цветной

карандаш                                            цветочный

телевизор

мед

Учащиеся не смогли правильно ответить на вопросы, так как не понимают лексического значения слов, но и особенностей образования новых слов. Для устранения этой проблемы учащимся предлагается перед выполнением любого задания выписывать те слова, которые им непонятны. Затем обсуждаем эти слова, говорим об их лексическом значении. Количество ошибок значительно сокращаетс, когда ученикам становится понятен смысл слов. 

Затруднительным также стало для детей расстановка ударений в различных словах. Мы поняли, что эта работа должна быть на каждом уроке и с каждым текстом. Для решения этой проблемы, на консультациях мы используем задания из учебников по русскому языку для национальных школ, где в каждом слове расставлены ударения.

Затем на уроках используем обычный учебник, в заданиях которого учащиеся самостоятельно расставляют в словах ударения.

Ученики, для которых русский язык не является родным, допускают также орфографические и морфологические ошибки.

Выяснилось, что ученики не могут правильно написать слова с разделительным мягким знаком, путаются в написании окончаний - ый, - ий у прилагательных и причастий, делают ошибки в сочетаниях жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн.

Неправильные ответы были отмечены и в употреблении рода имён существительных. Неумение употреблять нужный род влечёт за собой ошибки в построении словосочетаний с согласованием и предложений.

Выделив типичные ошибки учащихся, нам стали более понятны первостепенные задачи в обучении детей, которые не владеют русским языком с детства:

1) ЛЗ

2) отрабатывать правильное произношение слов

3) особое внимание уделять темам: род имён существительных, разделительный мягкий знак, сочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк,чн, склонение прилагательных и причастий по падежам.

Joomla SEF URLs by Artio