Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:

"В ШКОЛУ ЗА ЛЮБОВЬЮ , ПОНИМАНИЕМ И ОБЩЕНИЕМ"

 

Самохвалов Андрей Сергеевич ,

учитель химии , биологии , изо  ГБОУ СОШ №336  Невского района  Санкт-Петербурга

 

 

Так случилось , что несколько лет я не работал учителем в школе: после реорганизации школы ,  в которой я проработал несколько лет , к другой   школе , меня сократили. Мне пришлось идти работать преподавателем в систему НПО , так как свободных вакансий учителя в школах города не было.

После 4 лет работы преподавателем в профессиональном училище мне снова пришлось испытать систему реорганизации: училище , в котором я работал , присоединили к лицею. Меня в очередной раз сократили с работы. Пришлось снова искать работу. На этот раз мне повезло: я устроился наконец-то работать учителем в школу. И вот , вернувшись в прошлом учебном году к учительской деятельности , я столкнулся с новой , совсем не понятной мне , обстановкой: новые технологии , тесты , мониторинги , электронный журнал …   За всем этим , порой , не видно простых человеческих отношений между учителем и учеником. А они – я уверен – должны быть.

Школа , в которой я теперь работаю , небольшая , периферийная , всё здесь как на ладони. И вот мне стало интересно наблюдать , зачем дети ходят в школу. Вы можете подумать , что я ошибаюсь в написании слова "зачем".  Но это не так. Именно зачем дети ходят в школу я и хочу понять.

В наш динамичный век скоростных технологий и сама жизнь течёт невероятно быстро. Многие родители спешат заработать побольше денег , чтобы обеспечить достойную жизнь своему ребёнку и у них совершенно нет времени (зачастую и желания) поговорить с сыном или дочерью , обсудить прошедший день , события. Родителей волнуют материальные составляющие , что немаловажно в нашей жизни , а ребёнку остаётся раздражение , усталость , а порой и озлобленность.  А как же "другая сторона медали"?  Кто обеспечит ребёнку жизнь в любви и понимании , кто сможет выслушать его проблемы и помочь в трудной ситуации?  Кто в конце-концов , посмотрит и обсудит добрую семейную комедию или расскажет сказку на ночь?  Вот и получается , что дети ищут себе друзей , собеседников и наставников , увы , не дома. А где? В частности , в школе , среди учителей. Особенно нуждаются в общении ребята из неблагополучных семей , где не то , что поговорить с ребёнком , а вообще не интересуются жизнью своего чада. А зачастую дети из внешне весьма благополучных семей обделены вниманием. Вот и "виснут" такие ребята , как гроздья винограда , на учителе , идут к нему за советом , дарят подарки , угощают сладостями и готовы до самого вечера под любым предлогом находиться в школе  возле  педагога.   А как трудно ребятам-подросткам?  Иногда в семье и не замечают , что ребёнок уже вырос , что с ним надо обращаться иначе. Кому доверить свои тайны , переживания , первые чувства , если нет друзей?  А почему бы не учителю?  Вот и просят ребята своего учителя поделиться своими юношескими воспоминаниями , задают "сложные"   вопросы , благодарят за добрые советы.

Но ко всем ли учителям идут дети за любовью , пониманием и общением?    Нет , увы , и в школе не все могут заменить друзей и родителей.

На мой взгляд , учителя в школе очень часто забывают искренне выражать свои чувства , стесняются поделиться с учениками своими переживаниями. А я уверен , что учитель , прежде всего , должен быть настоящим "живым" человеком и подавать ребятам пример искренности , честности , понимания и сочувствия. Учитель не должен быть бесчувственной машиной для выдачи учебного материала! 

Я убеждён , что учителем может быть человек , который счастлив в семейной жизни и который считает себя хорошим родителем. Ведь именно тогда он будет обладать всем спектром человеческих качеств , именно тогда он сможет выражать всю радугу чувств и сумеет передать это своим ученикам.

А самое главное то , что дети должны любить своего учителя! Ведь любовь – это  взаимоуважение , взаимопонимание , взаимодоверие и взаимопомощь. А без этого трудно эффективно построить учебный процесс.

В. А. Сухомлинский когда-то утверждал , что "если ребёнок живёт во вражде , он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать , он учится ненависти; если ребёнка высмеивать , он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках , он учится жить с чувством вины , но в то же время , если ребёнок растёт в терпимости , он учится понимать других; если ребёнка подбадривают , он учится верить в себя; если ребёнка хвалят , он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности , он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии , он учится находить любовь в этом мире".  Эти слова стали главным постулатом в моей работе.

Дети (подростки) равны нам во всём. Они не глупее , не ленивее , не безжалостнее , чем мы с вами. Каждый учитель заслуживает своих детей , потому что дети – это отражение взрослого. Каждый раз , приходя на урок , я вижу: вон за третьей партой сидит моя лень , которая меня самого одолевала в своё время в школе. А за первой партой первого ряда сидит мой ум , моё творчество. А за последней партой последнего ряда сидит моя независимость , которая терпеть не может , чтобы кто-то ею управлял. Обвиняя детей в чём-либо , мы должны признаться самим   себе , что не смогли в жизни справиться с этим недостатком. Легче всего сбросить всю вину на несмышлёного ребёнка и государство , которое не позаботилось о нашем труде. Гораздо труднее перевоспитать свою собственную лень в образе какого-либо ученика. Зато , когда ты достигаешь положительного результата , то понимаешь , что в этой жизни человек может абсолютно всё.

Учителю как человеку прежде всего всегда нужно быть искренним с детьми. Они чувствуют тоньше ложь , чем мы с вами , потому что их мозг ещё не обременён масками и ролями , которые мы играем в жизни. Учитель – прежде всего друг , которому доверяют. Учитель обязан быть искренним. Любая ложь способна разочаровать , ранить юные души. "Для педагогической деятельности необходимо , чтобы , во-первых , учитель знал своего ученика вдоль и поперёк и чтобы , во-вторых , между учителем и учеником существовало полное доверие" (Д. И. Писарев).

Никогда не следует возвышаться над учениками , а нужно лишь идти рядом с ними и чуть  впереди , претворяя в жизнь принцип "Делай как я" , "Уважай , чтобы тебя уважали".  Ничто так не унижает ребёнка (подростка) , как покровительственное , снисходительное отношение к нему взрослых. Он – личность , его нужно уважать , считаться с его мнением , пусть и небольшим , но имеющимся у него жизненным опытом. Но в то же время не занимайся панибратством: да – ты товарищ , но старший товарищ , может быть , – вторая мама или второй папа , который старше возрастом , больше знает и умеет , и , следовательно , имеет право вести за собой.

Поэтому в своей работе на первое место я ставлю воспитательные задачи. Доброта , милосердие , честность , порядочность , любовь к Родине – вот те качества , которые я стараюсь воспитать в своих детях. Я хочу научить своих ребят счастью человеческого общения , из которого складывается наша жизнь , взаимопонимание. Моя цель – найти тот "золотой ключик" , который откроет внутренний мир ребёнка , позволит увидеть лучшее , что в нём есть , и дать импульс к самосовершенствованию. Моя задача – научить детей верить в себя , делать правильный выбор , увлечь их процессом познания , развить самостоятельность , инициативу , творческий потенциал , помочь им определиться в жизни , направить их по верному пути. Это требует от меня знаний , навыков , педагогического мастерства. Я стараюсь сделать свои уроки интересными , увлекательными и познавательными. Но уважение учеников нельзя заслужить , вооружившись современными методиками , новыми технологиями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное – понять , что ребёнок – Человек , у которого собственное представление о мире и свои чувства. Мы часто снисходительно относимся к детским проблемам , считая их незначительными , забываем , что ребёнок острее чувствует одиночество , непонимание. Доброе слово , ласковый взгляд , улыбка – этого бывает достаточно , чтобы появилась уверенность , желание познавать и творить. И я уверен , что когда ребёнок видит в тебе слушающего , понимающего , искреннего собеседника и друга , то и как учителя он будет уважать тебя , доверять каждому твоему слову , выполнять любое твоё задание.

Я принимаю детей такими , какие они есть , стараюсь быть терпимее к ошибкам. Делаю акцент на успехах , пусть даже небольших , мало заметных , а у ребёнка возникает вера в свои возможности и желание учиться. Я пытаюсь поднять их до своего нравственного уровня , не боясь , что они чего-то не поймут. Я радуюсь , когда после звонка ученики не выбегают из класса , а задерживаются , чтобы получить ответ на волнующий вопрос , продолжить разговор , начатый на уроке , просто постоять рядом. Значит я всё сделал правильно , урок получился. Я счастлив , когда дети спрашивают , а будет ли дополнительное занятие или консультация , не забыл ли я , что обещал им помочь выполнить домашнее задание , создать презентацию к уроку , найти вместе интересный материал о каком-нибудь учёном или веществе. Значит , я им нужен , они нуждаются во мне. И ребята тянутся ко мне.

Очень хорошие слова есть в одной известной песне про учителей: "Добрые , строгие , милые ваши глаза … ".  Глаза учителя должны быть разными , по ситуации , но всегда родными и понимающими своих учеников.

Я стремлюсь быть настоящим учителем-наставником , учителем-помощником , учителем-другом , и , может быть , в чём-то учителем-папой. Я думаю , что учитель , работающий с детьми , должен быть сам , в первую очередь , Человеком. И тогда учительский труд будет педагогу не в тягость , а в радость , и на закате жизни он будет вспоминать не те отрицательные нюансы , "издержки" профессии , а счастливые , светящиеся , улыбающиеся , благодарные глаза детей , с которыми прошёл по жизни рядом и чуть-чуть впереди.  Надеюсь , у меня всё получится!  Главное не забывать: зачем дети ходят в школу!

Joomla SEF URLs by Artio