Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

Учитель и ученик как речевые партнеры

Махмудова Яна Юрьевна, ГБОУ СОШ № 249 Кировского района Санкт – Петербурга, учитель английского языка.

 

Слово учителя, определяющее характер речевой деятельности,  чрезвычайно важно в процессе взаимодействия педагога и учащихся. Так, В.А. Сухомлинский писал: «Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слезы, породить веру в человека и заронить неверие...»

Профессия учителя  - сфера повышенной речевой ответственности. Учитель «прикасается» к личности воспитанника посредством речи. Это требует от него  исключительного внимания, осторожности, чуткости, «выверенности» каждого слова.  Учителю, работающему в русле педагогики поддержки, важно умело использовать речь как механизм личностного развития учащегося, формирования его позиции, смыслов, образов, опыта саморегуляции.

В речевой деятельности  учителя проявляются его профессионально-ценностные установки на создание благоприятных условий  для самостоятельного и осмысленного учения школьников, активизацию и стимулирование их любознательности и познавательных мотивов, поддержку стремления к сотрудничеству. Педагог использует речевые формулы, характеризующие его как фасилитатора  учения. При этом речь находится «в поле внимания» учителя, отслеживается им, выступает смыслообразующим фактором.

Когда учитель на уроке, разговаривая с учеником, прежде всего сознает, что перед ним ученик, а ученик ни на минуту не забывает, что перед ним учитель, их общение, по сути дела,- учебное. Они не видят друг в друге речевых партнеров, им неинтересно общаться друг с другом. В этом кроется существенный недостаток обучения говорению. Как от него избавиться?

Инициатива здесь несомненно принадлежит учителю. Чтобы найти в ученике собеседника, нужно прежде сего себя правильно вести.

Вот что имеется в виду: необходимо говорить естественно, а не механически, заученно, обращая внимание на реакцию собеседника, доводить прием до конца, не читать свои реплики по плану или по листочкам.

Представьте себе собеседника, который разговаривает с вами, постоянно читая свои слова по бумажке. Захочется вам с ним говорить? Конечно, запомнить все реплики трудно, особенно если предстоит много упражнений. Поэтому можно заготовить небольшие карточки с отдельными опорными словами и незаметно заглядывать в них, готовясь к новому вопросу, пока ученик реагирует на предыдущую реплику.

Необходимо также учитывать интересы собеседника. Если этого не делать, можно разрушить всякую речевую интенцию. Однажды в 10-м классе учитель вел беседу на тему « Мой рабочий день»: когда ученики встают, завтракают, идут в школу и т.д. А затем разделил класс на пары и предложил им самим поинтересоваться друг у друга тем же. Беседа получилась неинтересная.

А ведь можно было обсудить, правильно ли один из учеников проводит свой рабочий день, дать совет другому ученику, как организовать работу или попросить кого-либо объяснить, каким образом он успевает много сделать за день. Десятиклассники проявили бы больший интерес к теме и к словам своих собеседников.

Также необходимо быть искренним, даже тогда, когда субъективные причины мешают этому.

Нужно следить за выразительностью интонации, жестов, мимики, это дает возможность лучше воздействовать на собеседника и уметь во время общения двигаться, стоять, сидеть, так как даже от позы зависит речевая настроенность партнера.

И конечно, необходимо быть доброжелательным: ученик должен чувствовать, что его интересы - это и интересы учителя. Доброжелательность полностью исключает раздраженность, насмешку по поводу ошибки, а тем более грубость и крик. Очень точно охарактеризовала учителя с этой точки зрения Г. А. Китайгородская. Учитель, по ее мнению, является:

а) источником информации,

б) лидером коллектива и в то же время его членом, у которого особый авторитет,

в) образцом нравственно-этических норм поведения,

г) моделью будущей речевой деятельности,

д) организатором психологического климата,

е) руководителем межличностных отношений.

Но общение-процесс двусторонний. Какими бы умениями общения не обладал учитель, он не сможет добиться речевого партнерства, если ученики не будут обучены хотя бы элементарным правилам общения на уроке. Нельзя просто рассчитывать на то, что ученики увидят, поймут, привыкнут. Необходимо специально показывать приемы общения, объяснять их назначение, учить владению ими. И здесь снова могут помочь специальные памятки.

Список использованной литературы:

  1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988.
  2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991.
  3. Сухомлинский В. А. О поступках: часть неоконченной последней книги «Пособие по этике для учителя» / В.А. Сухомлинский // Советская педагогика. - 1970. - № 11.
  4. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. -М., 1982.-С. 34.

 

Joomla SEF URLs by Artio