Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Роль ученического самоуправления в формировании активной гражданской позиции школьника

Протасевич Екатерина Александровна

В настоящее время в школах не оказывается должного внимания развитию ученического самоуправления. Наличие детских общественных объединений считается необязательным, второстепенным. В то же время разнообразие нашей жизни, быстрота социальных перемен существенно усложняет процесс социализации современных детей и подростков. Процесс социальной адаптации как соблюдения законов, норм и правил жизни в обществе, принятия социальных требований теряет свою ведущую роль в процессе социализации, дополняется процессами социального творчества, самоопределения и самореализации. Важную роль играет воспитание в детях таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умение вести за собой, смелость, доброжелательность, креативность, целеустремленность. Данные качества в современной жизни становятся не менее ценными, чем овладение конкретной предметной областью.
Самоуправление обучающихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, выдвижении собственных идей, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. Самостоятельность лидера выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений, что способствует самовоспитанию и развитию их личных качеств, формированию активной гражданской позиции.
Актуальность развития ученического самоуправления в школе определяется необходимостью развития гражданского общества в России, повышения социальной активности граждан. В современной жизни все более востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность, то есть обладать позицией лидера. Гражданская позиция личности формируется еще в школьные годы, что определяет необходимость включения молодежи в социальное творчество, в управленческую деятельность. Ученическое самоуправление помогает обучающимся проявить самостоятельность и инициативу в деятельности коллектива. 
Будущему гражданину необходимо научиться предъявлять и отстаивать свое мнение, а так же нести ответственность за него. Школьное самоуправление предоставляет возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией.
Формирование социально активной личности, которая сочетает в себе высокие нравственные качества, деловитость, индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, творчеству есть цель ученического самоуправления как детского общественного объединения.
Основные задачи ученического самоуправления:

  1. Удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов;

  2. Участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения;

  3. Предоставить личности широкие возможности выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации;

Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Смысл ученического самоуправления заключается в обучении детей управлять собой, своей жизнью в коллективе. Главной целью школьного самоуправления является формирование высоконравственной, творческой, политически культурной, граждански сознательной личности. Задачи, которые решает ученическое самоуправление, самые разнообразные: дальнейшее развитие демократических начал в жизни школы, обеспечивающих гражданское становление учащихся; развитие их организаторского опыта, волевых и нравственных качеств, воспитание лидера; формирование товарищеской взаимопомощи; налаживание тесного взаимодействия между детьми и педагогами. А самая главная задача – это первичное вовлечение детей в деятельность общешкольного коллектива, а общешкольного коллектива в общественную жизнь микрорайона, района, области и страны.
Это возможно сделать, привлекая молодежь и, прежде всего, школьников к работе в различных общественных организациях, в том числе, в школьном ученическом самоуправлении. Управление классным и общешкольным коллективом поможет им понять всю сложность социальных отношений, сформировать активную социальную позицию, определить свое место в социальной структуре общества. Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющимися правами и обязанностями, формирование у школьников организаторских качеств, воспитание лидера. Ученическое самоуправление, являясь формой организации жизнедеятельности учащихся, обеспечивает развитие самостоятельности и активности школьников в решении управленческих задач школы, формирование социальной зрелости личности, ее общественной инициативы.
Первоначально органы ученического самоуправления занимаются лишь внеурочной деятельностью. Но постепенно права и обязанности расширяются, развиваются и углубляются задачи детского объединения. Начинают решаться вопросы учебной и общественной деятельности.
Проблема развития у учащихся потребности в постоянном умственном и нравственном самосовершенствовании в процессе социального творчества, в самоорганизации, подготовке к жизненному самоопределению, формированию социальной зрелости как условия успешной жизнедеятельности в современном обществе актуальна в социальном и научно-педагогическом плане.
 
 Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издательство ЭКСМО, 2014. 512 с.

  2. Е. А. Верменская. Педагогика ученического самоуправления: теория и опыт отечественной школы 1946 - 1991 гг. — ПГЛУ, 2007. — 156 с.

  3. Степанько С. Н. Формирование активной гражданской позиции через работу в школьной газете «Федералист» // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 484-486.

Интернет-ресурсы:

  1. Ващенко Н.М. Ученическое самоуправление как одна из форм организации гражданского участия школьников [Электронный ресурс] : информационно-аналитический портал SocPolitika.ru. – Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/9300/9301/9303/document9458.shtml

  2. Зотова О.Б. Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся [Электронный ресурс] : сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.ru – 2012. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/283-1-0-25851

  3. Калиш И. Типичные ошибки ученического самоуправления / Калиш И., Прутченков А., Солодова О. // Народное образование. – 2013, №7

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio