Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Проблема конфликтов в психолого-педагогической литературе

Практические рекомендации по профилактике и разрешению конфликтов в образовательной организации.

Лысенко Мария Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №392
с углублённым изучением французского языка

       Не секрет, что жизнедеятельность любого социума невозможна без каких - либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. А их выявление и разрешение – необходимое условие нормального развития общественной жизни. Не стоит вводить друг друга в заблуждение мифами о всеобщей гармонии интересов, поскольку, хотим мы того или нет – конфликты в нашей жизни неизбежны. С ними мы встречаемся ежедневно и ежеминутно: будь то конфликт с окружающими нас людьми на улице, в магазине, в общественном транспорте, либо с родственниками и близкими нам людьми и даже самим собой. Вот почему необходимо находить пути и средства выхода из тупиковых ситуаций, добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте. Общество и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если перестанут закрывать глаза на конфликты и направят силы, нацеленные на регулирование конфликтной ситуации.  Можно утверждать, что в науке сложились определённые теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблем конфликтов.
«Святая наука – расслышать друг друга».
Булат Окуджава
       Современная конфликтология возникла во многом как ответ на запрос практики о необходимости разрешения конфликтов и направления их по конструктивному пути развития.
       Что же такое конфликт? Существуют различные определения конфликта:
• Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение, противоречие)
- процесс возникновения, развития. Кульминации и разрешения противоречия во внутренней (психологической) или внешней (социально- психологической, социальной) реальности человека либо группы людей.
- сложное социальное и психологическое явление, возникающие между отдельными людьми и группами людей, основной источник развития, изменения отношений и систем.
- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
- борьба за ценности и претензии на определённый статус, власть, ресурсы в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. (Сатикова С. В.) [9]
• Конфликт - (от лат. сonflictus – столкновение, противоречие) – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества. Отсутствия взаимопонимания по различным вопросам. Связанным с острыми эмоциональными переживаниями. (Вишнякова Н. Ф.) [1,9]
       Другие учёные, такие как: Э. Гидденс [7,125], Светлов В. А., Семёнов В. А.[2,325], Н. В. Гришина Л. Козер, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов [8,54-55], тоже давали определение конфликту.
      Мы видим, что существуют различные определения конфликта, и все они подчёркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Если речь идёт о взаимодействии людей. Таким образом, можно отметить, что конфликт – проявление объективных и субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. [7,125-126]
      Обратимся к истории развития отечественной конфликтологии. В Советском Союзе конфликтология долгое время не развивалась. Под прикрытием «теории бесконфликтности» реально существующие в стране острые конфликты утаивались, загонялись внутрь.  Однако скрывать множество социальных конфликтов, существовавших в советском обществе, было всё труднее, поскольку со временем они становились всё многообразнее и острее. Различного рада коллизии возникали и в политике, и в экономике, и в быту.
      Всё же с середины 50 – х годов в советской литературе стали появляться первые исследования по проблемам социального конфликта. Это были исследования о конфликтах в международных отношениях в семье и на производстве.  Но всё же в целом западная теория конфликта в советской литературе оценивалась резко негативно.
      Но в 80 – е годы некоторые советские социологи стали уже признавать определённые достижения западной конфликтологии. Однако вплоть до начала 90 – х годов в советском обществознании существовал явный недостаток научных знаний о конфликте.
      В постсоветский период вирусом конфликтности оказалось охваченным всё наше общество. Многообразные столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая вооружённые столкновения, повлёкшие за собой многочисленные человеческие жертвы, как это имело место в Приднестровье. Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Чечне. Конфликтуют регионы с центром, администрация предприятий – с трудовыми коллективами, этнические общности и социально – профессиональные группы.
       В этих условиях и возникла настоящая потребность в разработке отечественной конфликтологии в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Этот процесс стал особенно активным с начала 90 – х годов.
       Возникла и стала постепенно расширяться и практика посреднической деятельности по разрешению конфликтов.  Созданы специальные центры по разрешению конфликтных ситуаций в Москве и Санкт – Петербурге, Калуге и Белгороде, Новосибирске и Красноярске. [4,25-26]
      По мнению Мокшанцева Р. И., конфликты многообразны по источникам происхождения, движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.
     В конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположной стороной. Конфликт будет полным и развёрнутым, когда он основан на одновременном включении в мотивацию всех уровней мотивации: потребностей, ценностей и интересов.
     Мотивация – система побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих её направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определённых действий, а также совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности. [7,191-193]
     Ратников В. П.  и его со авторы раскрывают такой уровень мотивации как потребность. В общем смысле причина конфликта – это то явление, которое его предопределяет. Однако зададимся вопросом, почему одно и то же явление взывает конфликт   у одних людей или социальных групп и не вызывает у других? Почему одни борются за должность бригадира, директора фирмы или место в Государственной Думе, а другим нет до этого никакого дела? Ответ заключается в том, что для одних людей это явление выступает как потребность, а для других – нет. Следовательно, вне потребностей конфликта не существует. [4, 86]
     Таким образом, то или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов как потребность.  Потребность – это нужда или недостаток в чём-  либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы или всего общества.  Именно потребность является внутренним побудителем активности субъекта. По мнению В. А. Светлова и В. В. Семёнова, потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и являющиеся источником его активности. [2,330]
      Различия в этических ценностях людей также могут стать причиной конфликта. Это происходит, когда нравственные нормы поведения одних вступают в противоречие с нормами других. Несовместимость моральных принципов встречается в различных сферах жизнедеятельности людей и разного рода конфликтах. [4,103]
      Однако оказывается, что наличие потребности недостаточно для возникновения конфликта. Причиной конфликта служит только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворением дефицитных потребностей, из – за овладения которыми и возникает противоречие и происходит столкновение сторон. [4,86] По мнению В. А. Светлова и В. В. Семёнова, интересы -  то, что люди считают для себя желательным; их ценности и потребности. [2,324]
      Таким образом, конечная причина всякого социального конфликта – это противоречия интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.   Любой конфликт есть форма выражения этого противоречия интересов.   
      Обратимся к структурно – динамическим особенностям конфликта.  Общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт, представляющий собой процесс, состоящий из определённых этапов. Динамика конфликта- это и есть процесс его изменения. [4,114]
       Структура конфликта – совокупность элементов, выступающих в качестве необходимых сущностных параметров этого явления. [2,332]
       Обратимся к авторам А. М. Руденко и С. И. Самыгина.  Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:
1)первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путём физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;
2)второй участник осознаёт, что эти действия направлены против него;
3)второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.
       Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны станут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт начинается всегда как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
     Начавшийся конфликт выражается в действиях, направленных на оппонента с целью добиться своего или заставить другого изменить или отказаться от своих целей. Выделяют три стадии в развитии конфликта:
1.На первой стадии конфликт становится открытым противоборством сторон, которое ведётся ограниченными ресурсами и может быть прекращено.
2.На второй стадии в конфликт вводятся новые ресурсы, теряются возможности найти компромисс, положение становится более непредсказуемым.
3.На третьей стадии конфликт достигает апогея, в ход идут все силы и средства, а главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.
      Если конфликт начинает наносить ущерб совместному делу, то наступает кульминация. Происходит один или несколько взрывных эпизодов и становится ясно, что продолжать конфликт больше не следует, что нужно искать выход из положения иным способом. Однако кульминация наступает не всегда. Иногда участники просто устают от противоборства, и у них возникает желание как – то уладить разногласия.
      На стадии разрешения конфликта возможны различные варианты развития событий.  Стороны могут пойти на взаимные уступки. Сильная сторона может навязать более слабой свои условия прекращения конфликта. Конфликт может принять затяжной характер, закончиться под давлением внешних обстоятельств. Он может обернуться полным поражением одного из участников.
      Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает переговоры. Для этого нужно хоты бы временное перемирие. Однако во время переговоров конфликт может обостриться, когда кто – либо из его участников захочет упрочить свои позиции. В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса (взаимные уступки сторон) или консенсуса (совместное решение проблемы).
       Постконфликтная стадия вносит новую расстановку сил, новые отношения и оценку своих сил и возможностей. Она характеризуется тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться как в итоге изменения объективной ситуации. Так и в результате психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений. Становится возможным полное или частичное разрешение конфликта. Напряжённость ситуации спадает, причины, вызвавшие противостояние и обострённую борьбу, сглаживаются или устраняются.  Всё возвращается или «на круги своя», или наступает пора установления новых форм взаимодействия, возможного согласия и сотрудничества бывших оппонентов. Заключительной фазой постконфликтной стадии являются подведение итогов и оценка результатов. [8,110-116]
      Мы разработали практические рекомендации по профилактике и разрешению конфликтов в образовательной организации.  «Кодекс поведения в конфликтной ситуации преподавателей».
       Для того, чтобы грамотно управлять конфликтами, чрезвычайно важно овладеть в своей работе основными закономерностями аргументации при урегулировании конфликтных ситуаций. С ними мы ознакомились в трудах Руденко А. М., Самыгина С. И., 2008. С. 114 – 115. Познакомились с правилами ведения деловых переговоров как способа разрешения конфликта[8,269-277], [3,10-15], [5]       Нам показался интересным 4 – шаговый метод Д. Дэна [6, 221 – 241]. В его основу легла стратегия разрешения конфликтов К. У. Томаса и Р. Х. Килменна, разработанная в 1972 году.
1. Дайте партнёру «выпустить пар». Приём – представь, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии.
2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Приём – то, что вы говорите относится к фактам или мнению, догадке?
3.Сбивайте агрессию неожиданными приёмами. Приём – сделайте комплимент: «В гневе вы ещё красивее…Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации. Выразите сочувствие, например, тому, что он потерял слишком много.
4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Приём – «Я чувствую, что вы меня обманываете», Я очень огорчён тем, как вы со мной разговариваете».
5.Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема – то, что нужно решать. Отношение к человеку – это условия, фон, в которых приходится решать.
6. Предложите высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Приём – искать взаимоприемлемые варианты.
7. В любом случае дайте партнёру «сохранить своё лицо». Приём – давать оценку его поступкам и действиям. «Вы уже дважды не выполнили своё обещание».
8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий.  Приём –«Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать?», «Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет?».
9. Держитесь на острие ножа в позиции «на равных» - взрослая позиция.
10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
11. Ничего не надо доказывать.
12. Замолчите первым. Ваше молчание позволить выйти из ссоры и прекратить её.
13. Не характеризуйте состояние оппонента. Нельзя: «А чего ты нервничаешь, чего злишься?», «Чего ты бесишься?»
14. Говори, когда партнёр остыл.
15. Уходя, не хлопайте дверью.
16. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.
      Итак, тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Для эффективного урегулирования конфликта важно знать механизмы межличностного взаимодействия, учитывать позиции оппонентов, знать и своевременно применять способы предупреждения конфликтного поведения. Для этого важно проводить для преподавателей тематические консультации, тренинги по данной теме. [5,104]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы
1.Вишнякова Н. Ф. Конфликтология: Учебное пособие. 3 – е изд. – Мн.:Университетское, 2002.- 318 с.
2.В. А. Светлов, В. А. Семёнов Конфликтология: Учебное пособие. СПб.:Питер, 2011. – 352 с.
3. Конфликтология: Хрестоматия/Составитель: Н. И. Леонов. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО ДЭК», 2002. – 304 с. (Серия «Библиотека психолога»)
4.Конфликтология: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям экономики и управления  и гуманитарно – социальным специальностям/ [В. П. Ратников и др.] под ред.проф. В. П. Ратникова. 2- е изд.., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2008. – 511 с.
5. Конфликтология для педагогов/И. А. Рудакова, С. В. Жильцова, Е. А. Филипенко. – Ростов – на- Дону: «Феникс», 2005. – 155 с.
6. Прикладная конфликтология: Хрестоматия/ Сост. К. В. Сельчёнок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 624 с.
7. Мокшанцев Р. И. Конфликтология в социальной работе: учеб пособие/Р. И. Мокшанцев. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 314 с.
8. Руденко А. М. Конфликтология: учеб. пособие для бакалавров/ А. М. Руденко, С. И. Самыгин. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2013. – 316 с.

9. Сатикова С. Управление конфликтами/ С. Сатикова. – СПб: НИУ ВШЭ – Санкт – Петербург, 2011. – 23 с.

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio