Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Урок – семинар «Поэтическая астрономия»

Тип урока: урок – семинар

Цель урока:

показать связь астрономии с искусством. Роль астрономии в творчестве, вдохновении художников, поэтов, музыкантов.

Ход урока:

1.Орг. момент

2. Мотивация познавательной деятельности.

- музыкальное вступление ( группа «Зодиак»)

3. Этап систематизации знаний учащихся.

Доска:  «Наука и искусство так же

                Тесно связаны между собой,

                 Как лёгкие и сердце.»

                                          Л. Н. Толстой

Людей всегда манили дали;

Их вечно звали океаны….

А космос жил не торопясь,

Он был загадочен и страшен…

Несмотря на то , что обычными стали полёты космических кораблей и искусственных спутников , повседневная работа космонавтов, космос во многом остаётся загадкой , будит воображение не только учёных , но и писателей – фантастов . поэтов, художников.

Вспомните слова С. Есенина:

«звёздочки ясные , звёзды высокие,

Что вы храните в себе , что скрываете …

Звёзды , таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете…..»

Космонавта В. Севастьянова  во время одного из полётов поразили своей красотой космические зори. А побывав на выставке картин  Н. К. Рериха , он записал в книге отзывов: «Сегодня я увидел нашу голубую планету из космоса».

Н. К. Рериха – художника , археолога , исследователя курганов – очень привлекала тема « земли и неба».

- слово предоставляется ученикам  подготовившим  проект о Н. К. Рерихе.

Учитель : художник как бы подчёркивает то , что природа участвует в жизни людей, небо – в жизни Земли. Всё образует единый круговорот. Главная идея художника – неразрывность, слитность неба и земли.

Именно в искусстве  (сказках , мифах , рассказах, рисунках, стихах ,песнях) человек учится наблюдать природу, проявляя смелость и фантазию, чувствовать невидимые связи и превращения в окружающих его вещах).

Полёт человека в космос готовился давно физиками, математиками, авиаторами. Однако дерзкая мысль о путешествии к звёздам в ракетах воплотилась не сразу. Предчувствие такого события рождались в романах , сказках , стихах, фресках и полотнах. Человечество давно мечтало оторваться от Земли ( вспомните ковры-самолёты из русских сказок, Икара и Фаэтона – героев античных мифов). В комедии Аристофана «Птицы» её действующие лица создают город в небесах. В «Божественной комедии» Данте герои перемещаются , летят из земного рая в небесные сферы. Это их движение у поэта описано происходящим со скоростью, большей скорости света.

Идеи полёта к другим мирам пробивали себе дорогу и в России. В русской литературе неуклонно нарастало предощущение полёта, представление о бескрайности мира.

«открылась бездна, звёзд полна ,

Звёздам нет числа, а бездне – дна…»

                             М. В. Ломоносов

Ребята, вы подбирали отрывки из стихотворений поэтов, которые касались космической темы. 

- слово предоставляется ученикам для защиты проекта

 Учитель: много лет отделяет нас от 12 апреля 1961 года. Первые 108 космических минут человечества , звучащее на весь мир русское слово: «Га- га- рин!»…оранжевый скафандр , белый гермошлем , красные буквы СССР. И руки , поднятые в торжественно – прощальном жесте…

-музыкальная пауза

Учитель: хочу обратить ваше внимание , что космическая тема вдохновляла и привлекала не только художников, писателей и поэтов , но и композиторов. И сейчас звучит музыка в исполнении ансамбля «Зодиак» - музыка во Вселенной.

Напомню Вам , что путь солнца проходит через 12 созвездий , называемых зодиакальными, от греческого слова зоон - животное , а их совокупность называется поясом зодиака.

Учитель: обратите внимание на слова Л.Н. Толстого… Вывод: необходимо эстетическое образование . которое включало бы в себя : развитие органов чувств и творческих способностей ,ю что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать её. Радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель науки.

-защита проекта «авиаконструкторы и космонавты»

Учитель: спасибо за внимание!

Joomla SEF URLs by Artio