Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

   Проблема взаимоотношений учителя и ученика важна в современной школе. Каким должен быть учитель с точки зрения идеального учебного процесса описано во многих монографиях и методических пособиях. Но совершенно иным учитель предстает в школе. Не хочется описывать педагогические неудачи, заострять внимание на некомпетентности отдельно взятых учителей. Так каким же должен быть человек, именующий себя издревле почитаемым словом "учитель".

     Если обратиться к толковому словарю В.И. Даля, можно найти такое определение глаголу учить, от которого образовано существительное учитель: "...наставлять, обучать, научать, преподавать знания, уменье свое другому...". Словарь Д.Н. Ушакова указывает на такое лексическое значение слова "учитель": "... тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-нибудь..."Таковы значения этих слов в русском языке, но слово учитель присутствует во многих языках мира, как существует и человек, передающий свои знания другому, более молодому и менее опытному человеку.Весьма интересна роль учителя и понимание его функций на Востоке. Это уже не просто человек , обучающий школьным премудростям, но именно учитель жизни ( это понимание близко к религиозному). Так, в Японии и Китае учитель был во многом важнее родителей, ибо они только дали жизнь, а учитель наставляет на путь истинный, содействует формированию личности, способствует ее становлению. Это, прежде всего, учитель духовный. Нельзя отрицать того факта, что вся педагогическая наука стремится именно к такому идеалу. Однако существенное отличие двух систем Востока и Запада заключается в том, что восточный учитель имеет моральное право учить, не преподавать выученный им ранее предмет, а учить постижению жизненного пути, раскрывая ученику глаза на окружающий мир, опираясь на собственный богатый опыт.

     В эпоху первобытнообщинного строя учителей как таковых не было, ими были все взрослые люди племени, считавшие своим долгом показать что-то ребенку, рассказать что-либо о природе, охоте, передать свои навыки и знания. В тех условиях учебный процесс протекал естественно и спонтанно. Постепенно количество знаний увеличивалось, человечество развивалось, и для полноценной жизнедеятельности в таком обществе требовалось все больший объем знаний, тогда появилась необходимость в создании более сложной модели учебного процесса,  а период детства затягивался, ибо человек с малыми знаниями, не мог жить полноценной жизнью. Тогда и стали возникать первые учителя и школы.

    Это теория, но что же мы можем наблюдать сейчас на практике и не где - нибудь на Востоке, а в России, не в прошлом веке, а в настоящее время. С ужасом вспоминаются некомпетентные учителя, обличенные реальной властью над учеником. О каком педагогическом процессе, помощи в развитии и становлении личности может идти речь, когда учитель, увлеченный мыслью дать знания, в прямом смысле этого слова (как будто бы и не зная , что знания можно только взять ) вбивает их в голову ребенка , ни мало не заботясь о его психологическом благополучии.  К сожалению, в современных школах подобных преподавателей -"педагогов" не мало, а это уже государственная проблема, ибо речь идет о воспитании новых поколений.

    Проблема не состоятельных педагогов решаема: необходимо проводить психологическое тестирование потенциальных учителей не только на профессиональную пригодность, но на особенности личности того или иного претендента, ибо главная заповедь учителя звучит так: "Не навреди!".

Joomla SEF URLs by Artio