Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

ХИМИЯ  КАК  ПРЕДМЕТ  И  КАК  НАУКА  ДЛЯ  БУДУЩЕГО  ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ  ЛИЧНОСТИ

 

 

Химическое образование является фундаментом научного мировоззрения , обеспечивает знания основных методов изучения природы , фундаментальных научных теорий и закономерностей , умения исследовать и объяснять  явления природы и техники , необходимо при изучении валеологических и экологических проблем. Химия как школьный предмет участвует в формировании интеллектуального понятийного аспекта мировоззрения , современной научной картины мира.

Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире: связь между структурой и свойствами сложной системы; вероятностные представления и представления о симметрии , хаосе и упорядоченности; законы сохранения; единство дискретного и непрерывного; эволюцию вещества. Всё это на фактическом материале химии находит наглядное выражение , даёт тему для размышлений об окружающем мире , для гармоничного развития личности.

С начала XXI века наметилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся , вызванная возрастающей учебной нагрузкой. Сокращение количества учебных часов по ряду предметов при сохранении прежнего объёма учебного материала привело к увеличению домашних заданий и соответственно к переутомлению учащихся. Перегруженность учебных планов образовательных учреждений не позволяет учителям варьировать обучение , учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Я считаю , что властям , если они хотят получить в будущем достойных , грамотных , трезво и логически мыслящих граждан нашей страны , способных адекватно оценивать и решать вопросы в любой ситуации , следует уже сейчас снижать еженедельную учебную нагрузку путём рационального использования появившихся резервов времени , сокращения учебного материала , использования здоровье сберегающих технологий , исключить из изучения в курсе средней и старшей школы второстепенных предметов , которых не было в советское время и в 90-е годы XX века в общей основной школьной учебной нагрузке. Я думаю , что если власти воплотят эти позиции в жизнь , то российская школа постепенно станет повышать свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.

Сводные данные по России показывают , что среди предметов по выбору естественного цикла химию выбирает значительно меньшее число учащихся , чем , например , физику или биологию. В среднем по России результаты ЕГЭ по химии самые низкие среди всех предметов. Таким образом , необходимы не только дальнейшее совершенствование ЕГЭ и его текстового обеспечения , утверждение стандарта общего образования , стабилизация федерального перечня учебников , обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами , но и коррекция содержания , форм и методов профильного обучения с ориентацией их на продуктивное , личностно ориентированное , развивающее обучение , усиление в содержании профильного обучения практико-ориентированной составляющей.

Закончив весь курс обучения средней школы , учащиеся понимают , что ни одна наука не может похвастаться настолько широким обхватом изучаемых веществ , явлений и процессов. Абсолютно всё , что нас окружает , связано с химией: одежда , обувь , продукты питания , предметы обихода , лекарства , косметика , дома , машины , мебель , человеческие тела – все они состоят из химических веществ. Очень многие явления , происходящие вокруг нас , являются химическими. В каждом доме , например на кухне , человек зажигает газовую плиту (протекает реакция сгорания метана) , гасит соду уксусом перед добавлением в тесто (протекает реакция вытеснения слабой угольной кислоты более сильной уксусной   кислотой) , приготавливает чай с лимоном (цвет чая становится менее насыщенным , так как протекает химическая реакция) , то есть химия присутствует повсюду.

Химическая наука создаёт новые материалы , лекарства , одежду , средства защиты  растений , продуктов питания и многое другое; она является основой большинства технологических процессов во всех областях промышленности. Более 80 %  современных технологий энергетики , электроники , металлургии , пищевой , текстильной и лёгкой промышленности , сельского хозяйства , переработка нефти – это почти "чистая" химия. 

Таким образом , химизация , как процесс внедрения химических методов в общественное производство и быт , позволила человеку решить многие технические , технологические , экономические и социальные проблемы. Однако масштабность , а иногда и неуправляемость этого процесса обернулась второй стороной медали. Химия прямо или опосредованно затронула практически все компоненты окружающей среды: сушу , атмосферу , Мировой океан , то есть внедрилась в природные круговороты веществ. В результате этого нарушилось сложившееся в течение миллионов лет равновесие природных процессов на планете , химизация стала заметно отражаться на здоровье самого человека. Возникла "химическая война" против населения Земли.  За последние 30 – 40 лет от этой войны пострадало огромное количество жителей планеты. В связи с этим возникла наука "химическая экология".

Человечество , пройдя ряд этапов развития – от огня до термоядерной бомбы – в начале XXI века , оказалось в условиях , когда в очередной раз встал вопрос о его выживании , так как возникла экологическая катастрофа.

Задача химии , на мой взгляд , в том , чтобы через новые технологии гармонизировать отношения "общество – природа" так , чтобы компенсаторных возможностей окружающей природной среды было достаточно для нейтрализации антропогенных воздействий на неё (новые технологии по своим параметрам должны приближаться к природным процессам и отличаться от промышленных своей малоотходностью).

Из вышесказанного следует , что место и роль химии в современном мире должны рассматриваться  во всём многообразии отношений между обществом и природой в рамках критерия экологической безопасности. При этом химию нужно представлять как систему со своей структурой и взаимообменом между веществом , энергией и информацией.

Знания химии не только полезны , они также могут нанести вред по причине химической неграмотности людей. Имея хорошее школьное базовое образование по химии , можно объяснить протекающие вокруг процессы и явления , использовать знания на практике.

Я считаю , что важным механизмом , затрагивающим реформирование системы образования в России , является её информатизация , отражающаяся низкой учебной мотивацией школьников при изучении химии. По моим представлениям современный курс химии в средней школе перегружен большим количеством новых понятий , требующих не только простого запоминания , но и понимания взаимосвязи между ними. Пробел в знаниях школьников даже одного из этих понятий приводит порой к полной невозможности восприятия и осмысления последующего материала. Специфика химической дисциплины состоит в том , что на её изучение предусмотрено огромное количество часов , но при этом насыщенность материалом очень высокая , так как практически на каждом уроке приходиться изучать новую тему. Для успешного усвоения программы , на мой взгляд , необходимо внедрение новых образовательных технологий , поскольку именно технология обеспечивает максимальную интенсивность обучения.

Я считаю , что в настоящее время при изучении предметов естественно-научного цикла  учителями-предметниками должно проводиться исследовательское обучение , придающее  познавательной деятельности учащихся творческий характер и являющееся одним из факторов индивидуализации обучения. Я думаю , что исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к химии. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся , делают восприятие учебной информации более активным , целостным , эмоциональным , творческим.

Я , как учитель химии , вовлекаю своих учащихся в исследовательскую деятельность следующим образом: я организую эту работу , комбинируя объяснительно-иллюстративный метод обучения с эвристическим , провожу лабораторные опыты и практические работы исследовательского характера , развиваю навыки творческой работы с литературными источниками , создаю методические пособия с расчётными задачами разного уровня сложности и алгоритмами их решения и снабжаю учащихся этими пособиями , обеспечиваю  самостоятельность и активность учащихся через систематическое включение в учебный процесс расчётных задач.

Я думаю , что внедрение исследовательского метода в обучение химии способствует усилению мотивации учебной деятельности , формированию и развитию творческого химического мышления , овладению доступными для учащихся научными методами исследования химических процессов  и явлений.

К сожалению , в российском обществе сейчас происходит негативное отношение к химии как к науке. Обывателю она кажется невостребованной и ненужной для дальнейшей профессиональной деятельности в современном мире. Химия превратилась в науку для избранных , для тех , кто обладает силой воли , интересом к её изучению. Снижение уровня химических знаний отрывает от важных научных представлений , формирующих единую научную картину мира , то есть можно сказать , что  в нашем обществе существует массовая химическая безграмотность.

В российской школе обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: "русский язык" , "литература" , "иностранный язык" , "математика" , "история" , "физическая культура" , "обществознание" (включая "экономику" и "право") , "естествознание" , "история мировой культуры". Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору. Возникает вопрос: "Почему власти лишают молодое поколение радости познания огромного мира веществ , их особенностей , свойств , превращений и тому подобного"?

Подводя итог вышесказанному , можно отметить следующую особенность развития химических знаний на современном этапе: бурный рост объёма химической информации и создание новых направлений и технологий находятся в противоречии со всё более жёстким ограничением по базовому школьному химическому образованию. Всё это приводит к постепенному ослаблению позиций российской химической науки в мировой науке. Ситуация такова , что нельзя не обратить внимание российского читателя на огромное значение химии для жизни современного общества. Во-первых , химия является научной основой для многих технологий. Во-вторых , химические знания необходимы для понимания процессов , происходящих в природе и обществе. В-третьих , знания в области химии необходимы для обеспечения безопасности современного общества , насыщенном потенциально опасными технологиями и веществами. В-четвёртых , высокий уровень научного и технического образования является необходимым условием как для обеспечения независимости государства , так и для повышения благосостояния всего населения страны.

На мой взгляд , российская химическая наука в настоящее время достигла критического рубежа , за которым распад общества становится лавинообразным и больше не контролируется государством. И всё это происходит в тот период , когда потребность в хороших химиках есть. Может быть , подготовка специалистов-химиков не отвечает задачам развития страны или власти не понимают огромную роль науки и образования в современном обществе?!

В 1998 году правительство России объявило о реформе системы образования. Поскольку ранее объявленные реформы военно-промышленного комплекса ("конверсия" ВПК) и науки привели к тяжёлым последствиям , то оснований для оптимизма нет. Я только надеюсь , что создание хороших учебных пособий как-то ослабит вред от предстоящих экспериментов в системе образования , пока лучшей в мире , если говорить о математике , физике и химии.

Joomla SEF URLs by Artio