Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Естественнонаучная интеграция в системе образовательного пространства
культуротворческой школы

Богомолова Юлия Викторовна,
учитель физики ;
Хозов Геннадий Васильевич,
учитель физики и астрономии
школы № 411 Санкт-Петербурга

 

 

Гуманизация и гуманитаризация обучения в современной школе, строящейся и функционирующей по культуротворческой модели, ставит перед педагогическим кол­лективом важные задачи, вытекающие из общих целей образования, воспитания и интел­лектуального развития учащихся:

· формирования целостного и ценностного представления о Природе в её земных и космических формах и масштабах, о месте и роли в ней Человека;

· формирования способности осознанного понимания глобальных экологических проблем, уже сегодня возникающих перед Человечеством, и комплексного подхода к их решению.

Решение задач по овладению научными знаниями о природных объектах, явлени­ях, процессах, их взаимосвязях и взаимообусловленностях, по формированию научно обоснованных шагов при взаимодействиях Человека с Природой, в условиях традицион­но сложившегося дифференцированного изучения естественных наук средствами от­дельных предметов, создаёт определенные затруднения. Это, прежде всего, связано с бо­лее или менее выраженной временной разобщённостью и разноценностью отражений тех или иных природных объектов и явлений при их изучении на различных предметных уроках.

Преодолеть возникающие затруднения, связанные с дифференцированным подхо­дом в изучении естественнонаучных дисциплин, с помощью межпредметных связей в полной мере не всегда удаётся. Реализация этих связей на уроках по отдельным предме­там в рамках стандартных программ, к сожалению, очень часто сводится к созданию «ре­жима наибольшего благоприятствования» и лучших условий для формирования у уча­щихся конкретных знаний по «предмету учителя». Межпредметные связи здесь служат хотя и важными средствами, в той или иной мере объединяющими знания школьников, но всё же остаются средствами лишь вспомогательного характера. Общий объект изуче­ния - Человек в Природе - оставаясь целью гуманитарного обучения, всё же оказывается рассредоточенным в содержаниях отдельных предметных дисциплин.

В этих условиях нам представлялось важным разработать и включить в образова­тельный процесс такую многоуровневую, сбалансированную по возрастным особенно­стям учащихся, интегрированную программу, которая бы объединяла разнопредметные обучения по естественнонаучному, экологическому, социо-гуманитарному и философско-мировоззренческому направлениям. При этом, безусловно, предполагается обяза­тельное выполнение базовых стандартов обучающего процесса при должном учете валеологических требований.

 

 

Образовательное пространство нашей школы, работающей по культуротворческой модели, как, впрочем, и любой другой школы, представлено тремя циклами учебных дис­циплин:

· естественнонаучный цикл;

· социо-гуманитарный цикл;

· художественно-эстетический цикл.

Различие представленности этих циклов в разных школах

заключается в:

· определении приоритетов;

· степени межпредметной согласованности;

· адекватности педагогических технологий.

 

На чём базируются наши подходы в естественнонаучном обучении в школе, ори­ентированной на культуротворчество?

На глубокой (по возрастным критериям) и широкой, всеохватывающей (по пред­метным критериям) интеграции смыслового содержания и используемых форм педагоги­ческих технологий.

Само понятие интеграции не является нашим изобретением. Оно не ново. О меж­предметной интеграции много говорилось и ранее. Но навряд ли можно было бы считать межпредметную интеграцию суперэффективным средством в культуротворческом про­цессе, если принимать её как простое сложение разнопредметных знаний о тех или иных природных объектах или явлениях.

Интеграция, по нашему мнению, должна быть взаимно проникающей, носить про­блемно-смысловой характер и быть направленной на творческое восприятие разнопред­метных знаний, на творческое созидание целостной и ценностной картины единства при­роды в многообразных проявлениях её земных и космических форм.

Почему мы подчёркиваем «космические формы»?

Мы считаем, что при этом более эффективно формируется у учащихся космиче­ское, то есть нетрадиционное, а значит творческое мышление. А именно формирование творческого мышления является важнейшим моментом в процессе культуротворчества.

Для нас интеграция - не самоцель. Поскольку она носит проблемно-смысловой характер, мы её рассматриваем и как эффективное средство согласования необходимости обязательной реализации базового стандарта естественнонаучных дисциплин, с одной стороны, и желание создать условия для развития творческого мышления учащихся, с другой стороны. И всё это, к сожалению, в условиях значительного дефицита учебного времени на естественнонаучные предметы.

Здесь уместным будет вспомнить высказывание академика А.Д.Александрова по поводу обучения студентов университета. Он сказал: «Студент - это не сосуд, который надо наполнить; студент - это факел, который надо зажечь!». Обращая это высказывание к учащимся школы, можно, безусловно, согласиться со второй частью сказанного акаде­миком, но заменить сказанное в первой части. Ведь факел вспыхнет ярче и будет гореть дольше, если сосуд, в который он помещен и из которого он подпитывается, будет мак­симально заполнен. Поэтому, переосмысливая и перефразируя выражение академика Александрова, наверное, лучше будет сказать: «Ученик - это сосуд, который надо запол­нить; ученик - это факел, который надо зажечь!».

В нашем случае «сосуд наполняется» в результате полной и качественной реали­зации базового стандарта естественнонаучного обучения, то есть на предметных уроках и внеклассных занятиях. А вот «зажечь факел» предоставляется возможным в основном и наиболее эффективно на уроках-событиях или при проведении других, специально спланированных и организованных занятий с применением нестандартных педагогиче­ских технологий в режиме объемной межпредметной интеграции на проблемно-смысловой основе.

Такие уроки-события играют важную роль в воспитании у школьников уважи­тельного отношения к мнению оппонента при возникающих дискуссиях; в процессе со­вместного обсуждения поставленной проблемы приобретаются навыки коммуникатив­ной культуры; проявляются возможности сотрудничества разновозрастных групп уча­щихся (от 5 до 11 классов) в решении совместно поставленных задач. Последнее особен­но важно, так как младшие по возрасту получают знания не только от учителя, но и учат­ся у старших товарищей. Участвуя в общих обсуждениях того или иного вопроса, всту­пая в общий диалог, школьники приобретают знания и умения, которые способствуют их более раннему интеллектуальному развитию и эффективному формированию у них представления о современной картине мира.

В нашей школе этими вопросами мы занимаемся уже в течение нескольких лет в рамках работы Школьного Центра Естественно Научного Развития учащихся (ЦЕНТР «КОСМОС»). Центр «КОСМОС» является структурным подразделением Школьной Ака­демии Наук (самоуправляемой) - ШАНс.

Работа эта находит своё отражение в самых разных формах. Конференции и сим­позиумы, семинары и коллоквиумы, круглые столы и дискуссионные вечера, показатель­ные мероприятия и самоотчеты «академиков и членов-корреспондентов», защиты экза­менационных и курсовых творческих проектов - всё это является эффективными спосо­бами влияния на развитие нестандартного мышления учащихся, заставляя их по новому взглянуть на процесс обучения в школе.

Примерами таких мероприятий, проведённых в школе в прошлые годы, явились:

1.Пленарное заседание ШАНс на тему «Проблемы устойчивого развития современной цивилизации», прошедшее под девизом «Прощай XX век! Здравствуй век двадцать пер­вый!»;

2.Научно-практическая конференция «Космос и Жизнь», девизом которой стали пророческие слова К.Э.Циолковского, а именно, «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...».

 

В заключение следует отметить, что интеграционные усилия группы учителей, со­стоящей из преподавателей естественных наук, не исчерпаны. Сложившийся творческий коллектив находится в постоянном поиске новых форм педагогических технологий, ста­вит всё новые и новые проблемно-смысловые вопросы перед учащимися, всемерно стре­мится к ещё более широкой и более глубокой интеграции, безусловно стремящейся орга­нично охватить по возможности все стороны взаимодействия Человека с Природой.

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio