Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Электронные образовательные ресурсы в образовательном пространстве, как инструмент реализации ИКТ

Полякова Аксана Владимировна

В современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права детей на образование. Школа – основной институт всеобщего обучения и воспитания. Содержание обучения и воспитания в школе зависят от экономического и культурного развития общества. Мы должны понимать – к развитию и созданию какой Школы в ближайшее десятилетие устремлены наши усилия? Школа – единственный институт, через который проходит вся нация. Это значит, что все и каждый заинтересованы в том, какой быть школе. Образование как часть культуры, безусловно, во многом испытывает на себе глобальный процесс информатизации.

В новой образовательной модели учащийся – не объект педагогического воздействия, а активный субъект познавательной деятельности, вовлеченный с помощью новых форм организации  учебного процесса в диалог с преподавателем, активную, творческую деятельность, далекую от простой репродукции. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать для этого разнообразные источники, непрерывно. Например, использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить эффективность преподавания, более рационально и экономно использовать собственное время и силы. ИКТ помогают в решении следующих вопросов: подбор иллюстративного материала к уроку, оформление стендов, подбор дополнительного познавательного материала к урокам, воспитательным мероприятиям, обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов ( в том числе размещение собственных учебных материалов в электронных СМИ). В настоящее время невозможно преподавать, пользуясь мелом и доской. Одни из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Необходимо учитывать, что к сожалению уходя от классического образования мы теряем, глубину изучаемого материала. Да несомненно, применение ЭОР наглядно и увлекательно, но чтобы качественно с ними работать необходимы подходящие технические характеристики кабинета и сети интернет. С применением ЭОР намного увеличивается объем информации, и так практически по каждому предмету, а есть ли в этом необходимость, качество к сожалению падает. Мы прекрасно знаем, что есть в каждом предмете темы, когда излишняя наглядность и потоки образов просто мешают сконцентрироваться. В математике – сколько не показывай, а решать научишься только тогда, когда будешь решать сам и часто. Чем отличается лекарство от яда? Дозировкой. Хороший опытный врач ее знает и не навредит. Так и учитель. Он поймет, почувствует и пропишет время, место и цель использования ЭОР для конкретного ученика, класса. А это возможно только после того, как учитель сам научится этому новому делу в деталях и тонкостях. Надо начать с самого малого, а дальше получится, понравится и не захочется останавливаться. Но придерживаться здравого смысла необходимо.

Сегодня каждый школьник должен обладать не только определенным запасом знаний в области информатики (работа с компьютером, базами данных, операционными системами, Интернетом и т.д.) , но также иметь представления о характере социума, процессах информатизации в обществе, происходящих в связи с этим изменениях в языке, культуре. Выпускники школы должны уметь самостоятельно ориентироваться в современном мире, уметь обращаться с потоками информации и т.д. Но общество испытывает потребность в специалистах, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы, способных к непрерывному образованию по роду совей деятельности имеющих для этого достаточный уровень знаний в области информационных технологий, средств массовой коммуникации.

И главные задачи современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Одним из мощных ресурсов преобразований в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях.

Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый материал, сделав его более личностным. Он может самостоятельно преобразовывать информацию, получаемую из сети, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли. В результате учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они активнее работают с учебной литературой. Повысить мотивацию школьников можно за счет внедрения ЭОР. Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к  уроку, делает уроки нетрадиционными,  запоминающимися, интересными, более динамичными. Использование ЭОР на современном уроке необходимо Их использование позволяет учителю расширить рамки программы, развивать основные компетенции школьников. Еще несколько лет назад проводила тест-опросы на листах бумаги, много времени тратила на создание тестов, распечатку их, обработку результатов. Благодаря интерактивным тестам (ЭОР различных образовательных порталов, интерактивным учебным пособиям различных издательств) результаты проверки знаний учащихся выставляю сразу на уроке. Ученики видят реальный результат, которой можно оценить . Использование ЭОР на уроках позволяет  очень быстро показать учащимся, что компьютер может быть не только другом в играх и развлечениях, но и незаменимым помощником в самых разных и серьезных делах. Без использования различных электронных и цифровых образовательных ресурсов невозможно современное преподавание не только истории и предметов естественно-математического цикла. Особенно удобно их использовать для организации проектной деятельности и учебно-исследовательской деятельности.

Использование ЭОР на уроках позволяет очень быстро показать учащимся, что компьютер может быть не только другом в играх и развлечениях, но и незаменимым помощником в самых разных и серьезных делах. Возникает новая, сточки зрения эргономики  ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Работа с компьютером развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Современные информационные технологии открывают новые возможности для  изучения эстетики. Психолого-педагогические исследования современных информационных технологий показывают, что компьютер, включенный в структуру интеллектуальной деятельности человека, активно стимулирует продуктивные, творчески функции мышления.

Некоторые особенности применения технических средств в образовательной среде можно вывести уже на основе самого понимания сущности электронных медиа, которую составляют  следующие качества:

v Интерактивность - это взаимодействие (поочередные высказывания, в широком смысле  от выдачи информации до произведенного действия);

v Мультимедийность - представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных формах;

v Способность к моделированию - прежде всего это моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования;

v Коммуникативность - это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состояниям процесса; все это достигается объединения компьютеров в глобальные и локальные сети;

v Производительность - автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени.

Практически весь учебный материал осваивается самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Обучающиеся дистанционно, становятся более самостоятельными и ответственными, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

 

Для каждого педагога должна  быть понятна цель-воспитать и обучить Человека. «Что находится в кувшине, то и льется из него», - сказал когда-то Шота Руставели. Пришло время пополнять кувшины, и от нас сейчас зависит, что выльется из него: живительная влага или отравляющая жидкость.

Joomla SEF URLs by Artio