Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Анализ проблем преподавания уголовного права в школе

Романова Ирина Геннадьевна

Сегодня образование в жизни человека играет очень важную роль. Первоначально человек развивается, воспитывается и социализируется в семье, но с определенного возраста (как правило это 3-4 года) на него начинает оказывать влияние и институт образование. Общество и государство в любые времена заботились о том, чтобы у человека были возможности к развитию и процессу обучения.

Система образования не является абсолютно независимой, она регулируется посредством издаваемых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Сегодня в России действуют два образовательных стандарта. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования от 17.12.2010 года, который начал действовать с 01.09.2011 и распространяет свое действие только на программы тех классов, которые начали заниматься с 01.09.2011 года. Все остальные классы начальной, основной и старшей школы продолжают пока обучаться по программам, установленным государственным стандартом 2004 года.

Однако как и старый, так и новый стандарты устанавливают необходимость правового обучения в основной и старшей школе. Это значит, что сегодня приблизительно с 6 класса учащиеся должны познавать в рамках курса обществознания блок «Права».

Вообще, преподавание права, и в частности уголовного права, на уроках обществознания в школе очень важно. Вообще, правовое обучение и правовая культура важны для любого человека. Давно установлено, что человек, который хоть немного знаком с сферой юриспруденции, имеет минимальные знания норм права, норм законодательства, хорошо знаком с типичными моделями поведения в экстремальных ситуациях, в меньшей степени нарушает закон и подлежит ответственности за свои действия, а также способен защитить себя и своих близких.

Но не все так гладко, как может казаться. И в сфере преподавания права есть ряд проблем. В частности, это установления того минимума уголовно-правовых знаний, которые необходимо преподавать на уроках обществознания. Ведь ученики определенного возраста способны усвоить лишь определенный объем знаний. Также темы по уголовному праву представлены в учебниках разных классов. И поэтому очень важно разобраться, с чего необходимо начинать и как продолжать обучать уголовному праву, то есть очень важно установление внутрикурсовых связей в блоке права в рамках курса обществознания. Не менее важно также актуальность изучаемых уголовно-правовых норм нынешнему времени, то есть ученикам необходимо преподавать только на основе тех норм уголовного права, которые действуют на момент преподавания урока. Еще одна проблема изучения уголовного права на уроках обществознания это необходимость, целесообразность и выборность наглядных средств обучения.

Решение этих проблем позволит улучшить процесс преподавания уголовного права в основной и старшей школе и процесс усвоения учащимися полученных знаний.

Но обо всем по порядку.

Юридические знания, а, прежде всего, правовое воспитание человек получает в процессе правового обучения. Обучение основам права начинается в основной школе, далее более углубленное изучение права продолжается в старшей школе. Ну, а на профессиональном уровне право, юриспруденцию изучают в колледжах, лицеях, ВУЗах и иных учреждениях.

На сегодняшний день правовое образование является составной частью программы обучения в основной и старшей школе. Особенно после того, как было изменено законодательство Российской Федерации, а сегодня очень активно вносятся изменения и поправки во многие нормативно-правовые акты, правовое обучение стало играть важную роль в социализации подрастающего поколения.

Итак, правовое обучение – это процесс целенаправленной передачи знаний,  умений, значимых для правовой сферы, формирование правомерного поведения на основе юридических норм жизни, законодательстве и правовых принципах.

Основные цели, задачи, направления и содержание правового обучения устанавливаются в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации. Так в государственном стандарте основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право), утвержденный приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089, устанавливает следующие цели правового обучения: развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет); развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Кроме того, в данном стандарте устанавливается тот минимум правовой информации, который должны знать учащиеся при окончании школы. Это: Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

Это положения стандарта основного общего образования по обществознанию, который сейчас уже постепенно прекращает действовать, так как на смену ему был принят новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  от 17 декабря 2010 года №1897. Он начинает действовать с 1 сентября 2015 года для тех первых классов, которые начали учиться в сентября 2011 г.

Новый государственный образовательный стандарт устанавливает следующие цели и задачи правового обучения: формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;  формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Кроме стандартов основного общего образования Минобрнауки РФ принял и стандарты старшей школы, которые устанавливают иные цели и задачи правового образования, которые соответствуют познавательным потребностям старшеклассников.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089, устанавливаются следующие цели и задачи правового обучения: развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;  овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 года №413, правовое обучение должно включать: сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Однако для того, чтобы реализовать те цели и задачи правового обучения, которые заложены в государственных образовательных стандартах, необходимо понимать, как учить детей праву, чему их вообще стоит учить и зачем это нужно. В педагогических ВУЗах преподаватели изучают  совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Совокупность этих приемов и средств образуют предмет науки методики правового обучения. Данная дисциплина осуществляет отбор юридического материала для изучения основ права на уроках обществознания и разрабатывает на основе обще дидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе.

Преподавание уголовного права в школе, как в основной, так и в старшей в рамках курса обществознания является частью правового обучения. Ученикам предлагается в школе изучить основы уголовного права, ну а потом по желанию они могут углубить свои знания в высших учебных заведениях. Согласно все тем же государственным образовательным стандартам ученикам предлагается изучить понятие правонарушения, преступления, уголовной ответственности, возраст, с которого привлекают к уголовной ответственности, отдельные виды преступлений, особенности ответственности несовершеннолетних по уголовному кодексу и другое.

Уголовное право – это самостоятельная отрасль российской системы права, представляющая собой основанную на идеях законности, равенства, вины, справедливости и гуманизма систему правовых норм, принятых высшим органом федеральной представительной власти, определяющих преступность и наказуемость общественно опасных деяний, регулирующих по средством запрета, обвязывания, дозволения или поощрения, возникающие на их основе с момента совершения преступления правоотношения между лицом, совершившим преступление, и государством в лице его компетентных органов.

Кроме того, при преподавании уголовного права на уроках обществознания необходимо использовать не только текстовую информацию, но и визуальную информацию. Для этого хорошо подходит просмотр документальных и учебных фильмов, изучение различных художественных изображений, карикатур, схем, таблиц и так далее. Но в этом случает необходимо фильтровать те наглядности, которые нужно показать детям. Особенно в зависимости от их возраста. Например, о смертной казни не стоит разговаривать с детьми в 6 или 7 классе, а тем более им это показывать. Хоть это понятие и связано с официальными источниками, но все же оно близко к понятия насилия, жестокости. Лучше о таких исключениях говорить в более старших классах (9-11 класс). В возрасте 15-17 лет ребята больше способны понимать, что существуют обстоятельства, при которых необходимо применение жестокости и насилия, но исключительно по отношению к лицам, нарушившим закон.

Итак, исходя из выше сказанного, можно выделить следующие проблемы преподавания уголовного права в школе. Во-первых, это определение того минимума уголовно-правовой информации, которую необходимо преподавать учащимся в основной и старшей школе. Данную проблему стараются решить Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования, но учитель, в конечном итоге, основываясь на данных стандартах, сам определяет, какие именно положения в рамках определенной темы необходимо изучить учащимся для более лучшего овладения и усвоения знаний. Во-вторых, те уголовно-правовые знания, которые преподаются на уроках обществознания, и те нормативно-правовые акты, с которыми работают учащиеся, должны быть актуальны в настоящее время, когда учитель непосредственно ведет урок. Это значит, что на уроках должна преподаваться лишь та правовая информация, которая соответствует нынешнему положению законодательства РФ. Нельзя давать учащимся знания, которые базируются на устаревшей информации, не соответствуют действительности. Эту проблему решить достаточно легко. Просто каждый педагог, работающий с правовой информацией, обязан перед уроком проверить ее актуальность. Для этого существуют правовые базы Консультант Плюс, Гарант. В-третьих, необходимо грамотно подходить к процессу распределения тем между классами основной и старшей школы. Нужно, чтобы учащиеся шли при изучении уголовного права от простых и доступных тем к более сложным, где необходимо уже все чаще обращаться к первоисточникам. В-четвертых, целесообразность и качество использования наглядных средств обучения на уроках обществознания при изучении тем по уголовному праву. К сожалению, на уроках права в основной и старшей школе некоторые изображения, карикатуры, зарисовки и другие наглядности показывать учащимся нецелесообразно, так как у них еще в полной мере не сформировалась психика, необходимо поддерживать уважительное отношение к обществу, государству и другим сферам общественной жизни. Учитель всячески должен ограждать своих учеников от насилия; навязывать им уважительное отношение к окружающим людям и их правам; прививать любовь к жизни и многое другое. Этому непосредственно способствуют и наглядные средства обучения.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, уголовное право в основной и средней школе можно и нужно преподавать. Учащиеся с 13 лет должны соприкасаться со сферой права, а особенно уголовной сферой. Они должны понимать, что через год или два года за свои неправомерные поступки их смогут привлечь к ответственности, причем крайне серьезной. Уже не родители будут за них отвечать, а они сами. Все это и многое другое объясняется на уроках обществознания. И именно учитель, основываясь на положениях федерального государственного образовательного стандарта должен определять объем информации, передаваемой учащимся и необходимой для формирования полноценного члена современно социума.

Источники:

1.      Конституция Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 39.

2.      Малинин В. Б. Лучший учебник уголвного права (Общая часть)./ Под ред. Малинина В. Б. – СПб.: Издание профессора Малинина – СПб ГКА. – 2011 г.

3.      Морозова С. А. Методика преподавания права в школе. / С. А. Морозова. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002.

4.      Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: Учебник для студентов высших учебных заведений./Певцова Е. А. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5.      Стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  от 5 марта 2004 г. № 1089.// Преподавание истории в школе. – 2004. - №7.

6.      Уголовный кодекс РФ. - М.: Проспект, КноРус, 2012. - С. 208.

7.      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  от 5 марта 2004 г. № 1089

8.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  от 17.12.2010 г. № 1897.

 

9.      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва.

Joomla SEF URLs by Artio