Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка программы

Профилактика школьной тревожности

Соловьева Мария Сергеевна

В качестве коррекционного метода нами была разработана и проведена программа по профилактике школьной тревожности.

Цели данной программы:

1. Снижение уровня школьной тревожности;

2. Подготовка учащихся к новым формам взаимодействия с учителями;

3. Повысить уровень психологической компетентности учащихся с помощью расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

4. Развитие коммуникативных навыков;

 

Основными задачами программы являются:

1. Развить способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

2. Научить учащихся  принимать решения и делать выбор;

3. Сформировать умение брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки;

4. Научить учащихся понимать самих себя и относиться к себе, своей жизни, здоровью, окружающей среде с должным уважением;

5. Развить умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструк­тивными способами;

 

Принципы проведения занятий

1. Исходя из целей программы, главным принципом можно считать принцип развивающего обучения, который заключается в реализации всех поставленных целей данного курса.

2. Принцип самоопределения и самостоятельного принятия решений, который позволяет учащимся проявлять и не проявлять инициативу в ходе занятий, а также учит делать выбор решения, необходимого человеку и группе в данный момент.

3. Принцип воспитывающего обучения заключается в формировании навыков общения на основе уважения и интереса друг к другу участников занятий.

4. Принцип доступности и посильности, действие которого проявляется в том, что занятия строятся с учетом возрастных психологических особенностей  и способностей учащихся, а значит, подбирается материал, не вызывающий у учащихся больших трудностей, но вызывающий интерес, позволяющий думать над проблемой и после занятия.

Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков, рассчитанных на 32 учебных часа и проводится в течение года один раз в неделю в течении одного часа.

1. Мир эмоций и чувств.

2. Общение и его особенности.

3.Конфликт

В начальной части нашей программы акцент делается, на формирование навыков вербального и невербального общения как с одноклассниками, так и с учителяим, отработка способов распознания и противостояния своим страхам. Во второй части - занятия направленные на отработку уверенного поведения в конфликтной ситуации. И в третьей – на понимание и выражение эмоций, чувств.

В нашей программе используются интерактивные игры, групповые дискуссии, информационные блоки, творческие работы.

Таблица

 

 

Проект программы «Название программы »

№ урока

Название темы

Цель

Формы работы

1 блок – Эмоции и чувства

1.

Что такое психология?

Заинтересовать учащихся в изучении курса психологии

Знакомство

2.

Правила договора

Умение согласовывать свои позиции в общем деле, выработка правил договора

Игра на басне «Лебедь, рак и щука»; Работа в тетрадке

3.

Эмоции и чувства

Познакомить учащихся с понятиями чувства и эмоции, какое место в процессе общения занимают эмоции и чувства

Беседа.

4.

Положительные и отрицательные эмоции

Создание условий для осознания подростками амбивалентности эмоций

Работа в тетрадке. Упражнение «Польза и вред эмоций»

5.

Запретные чувства

Создание условий для углубленного самоисследования своей эмоциональной жизни, снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме

 

Упражнения: «Эксперимент», «Подвиг искренности», «Айсберг»

6.

Страх – что это такое

Создание условий для осознания своих страхов

Беседа. Обсуждение: что такое страх. Проговаривание ситуаций, в которых учащиеся.  Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу, страх.

7.

Страх и мы

Осознание проблем связанных со школьной тревожностью

Упражнения: «Новое, хорошее…», «Прогулка по сказочному лесу».

Обсуждение: чего боятся ученики, родители, учителя.

8.

Школьные страхи

Научиться осознавать и  регулировать свои страхи

Упражнения: «Поменяйтесь местами те, кто…»,  Рассказ о школьном страхе, Рисование школьных страхов

9.

Чтобы не бояться – надо рассмеяться

Научиться осознавать и  регулировать свои страхи

Упражнения: «Новое, хорошее…», Ролевая игра «Кошмарный учитель», «Любимый учитель». Обсуждение, что мешает нам при обучении, а что помогает. Медитация «Луч солнца» Игра « Волшебный магазинчик страхов»

10.

Как управлять эмоциями?

Управление собственными эмоциями

Осознание того, зачем надо управлять эмоциями

Познакомить детей с приемами регуляции своих эмоций, отработка приемов саморегуляции эмоционального состояния

Обсуждение; Проигрывание ситуаций; Методика «Незаконченное предложение»; Приемы регуляции сильных отрицательных эмоций

11.

Поговорим... рисунками!

Практическое использование знаний полученных на предыдущих уроках психологии

Рисуночная разминка «Достраивание композиции»; Групповой коллаж

 

 

 

 

2 блок – общение и его особенности

12.

Общаться это так легко…

Создание условий для обращения подростков к своему опыту общения на модели игровой ситуации

Игровая ситуация; Упражнение «Час общения»

13.

Первое впечатление от общения

Познакомить учащихся с «эффектом первого впечатления», дать представление о способах восприятия людей по внешнему виду

Дискуссия; Творческая работа; Практическая работа

14.

Изменяемые и не изменяемые внешние характеристики

Дать представления о изменениях и неизменяемых внешних характеристиках, нахождение путей эффективного воздействия на изменяемые черты внешности

Игры: «Что мне нравиться в тебе…», Мозговой штурм

15.

Барьеры в общении. Что мешает, а что помогает нам общаться с учителями.

Создание условий для анализа учащимися коммуникативных барьеров

Обсуждение; Игровая ситуация «Барьеры»; Индивидуальная работа в тетрадке

16.

Общение и умение слушать

Сформировать представление об общении как о психологическом явлении. Продемонстрировать искажение информации при ее передаче от человека человеку

Упражнение «Привет себе»; Игра «Испорченный телефон»

17.

Эффективное слушанье

Познакомить учащихся с понятиями эффективного и неэффективного слушанья. Создание условий для понимания учащимися разницы между эффективными и неэффективными моделями слушанья

Упражнения: «Интересная лекция», «Мудрый слушатель»

18.

Вербальное и невербальное общение

Сформировать у учащихся представления о соотношении вербальной и невербальной информации в общении. Создание условий для развития у учащихся навыка понимания невербальной информации

Игры: «Колпачок», «Таможня»; Индивидуальная работа в тетрадке

19.

О чем говорят наши жесты?

Создание условий для анализа учащимися их пантомимических проявлений. Ознакомление учащихся с основными закономерностями «языка жестов»

Упражнение «Крест-параллель»; Беседа о законах толкования «Языка телодвижений»; Игра «Продемонстрируй состояние»

20.

Средства вербального общения

Раскрыть значение интонации во общении, развить навыки распознания эмоционального состояния людей по интонации, а также навыки использования в общении различных речевых средств

1. Изучение интонации. Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие»; 2. Темп и громкость речи. 3. Форма изложения

21.

Каналы обработки информации

Познакомить учащихся с каналами приема и передачи информации. Создание условий для самодиагностики ведущего канала восприятия и тренировки навыка передачи информации в различных репрезентативных системах

 

Упражнения:  «Самодиагностика», «Догадайся по глазам», «Догадайся по словам». Индивидуальная работа в тетрадке

22.

Тренировка навыка передачи информации в различных модальных системах

Упражнения: «Что я вижу на картине», на закрепление в памяти материала об особенностях восприятия «аудиала», «визуала», «кинестетика»

23.

Зачем нужны вопросы

Осознание причин задавания вопросов, какую информацию могут нести вопросы

Упражнение «Критический анализ ситуации»; Индивидуальная работа в тетрадке; Беседа с учащимися – на сколько эффективность общения зависит от умения задавать вопросы

24.

Какие бывают вопросы

Познакомить участников с различными классификациями вопросов. Отработка техники постановки открытых и закрытых вопросов

Работа в подгруппах

25.

Дружба. Потрет идеального друга

Дружба как противостояние тревожности и страхам

Беседа

3  блок - Конфликт

26.

Конфликт

Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения

Упражнение «Встреча на узком мостике»; Беседа – Психология конфликта

27.

Осознание причин, приводящих или усугубляющих конфликт, или конфликтные ситуации

Практическая работа «Конфликтогенны»; Тест Самооценка конфликтности

28.

Стиль поведения в конфликте

Осознание стиля поведения в конфликтах

Беседа; Тест Томаса-Килмана «Определение стиля поведения в конфликте

29.

Чтобы не было конфликтов – надо сотрудничать

Отработка способов сотрудничества, отработка приёма «Я-сообщение»

Ролевая игра «Перед закрытием магазина»; Игра «Толкалки»

30.

Конфликты с родителями и учителяим

Осознание причин конфликтов с родителями

Упражнение «Глаза ребенка-глаза взрослого»; Дискуссия: «Нужны ли конфликты с родителями»; Упражнение закончи фразу

31.

Поведение подростков и учителей в конфликте

Осознание учащимися своих стилей поведения в конфликте, кто чаще является провокатором конфликта

Упражнения: «Встань на его место», «Письмо губернатору города»

32.

Умение прощать друг друга. Психологическая поддержка

Отработка навыков оказания психологической поддержки

Ситуационно-ролевая игра; Отработка приемов психологической поддержки Игра «телевизор»

33.

Подведение итогов

Создание условий для рефлексии подростками своих достижений на уроках психологии в 7 классе.

Обсуждение; Упражнения «Я желаю сам себе», «Комплемент» и «Чемодан»

         

 

 

Список литературы

1. Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено//Школьный психолог. — 2001. — № 33.

2. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе; диагностика, коррекция, педаго­гическая поддержка. — М., 1997.

3. Битянова М. Р. Проективная методика «Моя учительница» // Школьный пси­холог. — 1999а. — №6.

4. Битянова М. Р. Организация психологической работы я школе. — М., 1996.

5. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.-М.: Изд-во МГУ, 1990

6. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.

7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000

8. Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение 5-6 классов // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 3. — С. 57-59

9. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность:диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь,2006

10. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ под ред. Битяновой М.Р. – СПб.: ПИТЕР, 2002

11. Психогимнастика в  тренинге./ Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001, 256с

12. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. Дубровиной И.В.    Издательский центр «Академия»    – м. 1995

13. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… Психологический практикум М.: Феникс+., 2002,128с

14. Хухлаева О. В. Психологическая поддержка детей со страхами // Школьный психолог. — 2002. — № 6.

15. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе – М. : Генезис,2006

16. Цукерман Г А. Десяти - двенадцатилетние школьники: «ничья» земля в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 17-31.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio