Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

О сложном возрасте старшеклассников

Васильева Людмила Ивановна

Проблема. Сложности отношений родителей с детьми подросткового возраста.

 

Родителям о сложном периоде жизни подростка.

 

- Моему ребенку исполнилось 15 лет! Наконец-то он поумнеет, будет учиться решать  проблемы самостоятельно. Мне легче будет.

-Да, конечно! Или проблем у родителей прибавится!

- А мой  сын сегодня пришел домой  поздно, со мной не разговаривает, на вопросы не отвечает! А вид у него… В кармане  у него я сигарету электронную нашла. Ума не приложу, как быть? Совсем от рук отбился…

-Сегодня моя дочь сказала, что я не понимаю ничего в жизни, что я жила в эпоху динозавров…

- Если бы мой ребенок посмел  сделать нечто подобное, я бы его … Что вы позволяете своим детям? Они скоро на голову вам сядут!

 

Такой разговор можно услышать среди родителей современных подростков. Чем же особенный подростковый возраст? Попробуем разобраться вместе.

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психо­логическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Под­росток начинает быстро расти .

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эст­рогенов, у мальчиков — тестостерона. Гормональные из­менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая кон­центрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблем­ное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей дея­тельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продук­тивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, тео­ретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принима­ет постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на буду­щее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подрос­ток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, при­спосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадек­ватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда прохо­дит через отвержение ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негати­визм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возни­кающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порож­дает чувство одиночества и подавленности.

Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Важное значение имеет возни­кающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собст­венных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотно­шения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ре­бенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизнен­ный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уни­кальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

Если позволите, уважаемые родители, поделюсь с вами несколькими советами.

Не обвиняйте во всем подростка.

Для подростка очень важно быть принятым в среде сверстников, полноценное и доверительное общение. То, в каких красках будет воспринимать подросток в дальнейшем жизнь, зависит во многом от того, научится он доверять, дружить, любить и общаться в школьные годы.  Поэтому не удивительно, что в подростковый период, когда вообще все переживается очень остро, подросток тяжело реагирует на свои конфликты и отсутствие взаимопонимания со сверстниками.

Выясните, в чем причина.

В первую очередь нужно поговорить с самим подростком.  Узнайте у него, что произошло, как он сам видит причины ситуации. Если подросток замыкается в себе и не хочет общаться, то стоит узнать детали ситуации у классного руководителя учителей. При этом, как вы понимаете, учителя также не всегда справедливы и объективны по отношению к ребенку.

Взрослым не всегда нужно вмешиваться в конфликт между подростками.

Задача родителей - понять насколько серьезна проблема. Если речь идет просто о ссоре лучших друзей, то хотя такие конфликты у подростков протекают бурно, то прямое вмешательство взрослых, пытающихся мирить участников  – худшее, что можно предложить.  Лучшие друзья могут мириться и ссориться по несколько раз в день, у мальчиков нередко дело доходит до драки. Предоставьте подросткам самим договариваться и решать свои проблемы – у них это замечательно получается!

Самое полезное, что вы можете сделать – рассказать подростку о более «цивилизованных» способах решения конфликта, показать практическую пользу компромисса. Только делать это нужно не в форме нравоучений о примерном поведении, а в форме дружеского совета, примера из собственного опыта.

Ситуация, в которой обязательно требуется внимание и вмешательство взрослых.

Подросток-изгой.

Это совсем иная ситуация, здесь требуется внимание и вмешательство взрослых.

Подростковая среда довольно агрессивна, и, пожалуй, в каждой группе, в каждом классе есть свой «изгой» или «белая ворона». Это не значит, что в действительности этот ребенок «самый плохой».  Не такой как все – это не негативная характеристика, наоборот, ребенок может отличаться от других «со знаком плюс».

Проблемы в общении со сверстниками, непринятие со стороны группы, класса самим подростком воспринимаются очень тяжело – могут стать причиной для депрессии и даже суицида.

Если вы, как родитель, столкнулись с такой проблемой своего ребенка, то не пускайте все на самотек, не обвиняйте подростка. Это очень серьезная проблема, с которой сам подросток не справится. Вмешательство учителей в «классные конфликты» может только усугубить ситуацию – сверстники станут воспринимать подростка как «жалобщика», что приведет к еще большему отторжению и унижению. Будьте готовы, что, скорее всего, придется перевести ребенка в другую школу. Однако, чтобы на новом месте проблемы не повторились, а ребенок справился с последствиям серьезной психологической травмы «изгойства» необходима консультация с работа с хорошим психологом. И, конечно же, ваша поддержка как самых близких ребенку людей!


ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2001. 442 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 176 с.

 

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е изд., перераб. и доп. СПб., 2000.

Joomla SEF URLs by Artio