Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Романова Екатерина Леонидовна,

воспитатель ГБДОУ д\с №72

Калининского района Санкт-Петербурга.

Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.

Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.

Нравственные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди.

На четвертом - пятом году жизни у ребенка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.

Характер развития высших человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других - они остаются только знанием, не побуждающим к действию.

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что,  во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.

Русские психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) считают, что мотивы и эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов.

- Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих  эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций ребенка, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических  ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.

 

Дружные пары

Игра проводится зимой с использованием санок. Команды строятся парами в колонны. У первой пары санки. По команде «Внимание!» пары готовятся к старту: один садится в санки, другой берет веревку и, натянув ее, ждет команды «Марш!». По этой команде первые игроки везут своих на санках партнеров до стойки (флажка), расположенной на расстоянии 10-15 м от старта. У стойки партнеры быстро меняются местами и возвращаются к линии старта. Там они передают санки второй паре, которая выполняет такое же задание и т. д. Команда, закончившая эстафету первой, становится победителем. Учитель дол жен проследить за тем, чтобы пары в командах составлялись с учетом физической подготовленности, роста и веса игроков.

Беги-толкай

Организация игры та же, но пары выполняют другое задание: один садится на санки, упираясь ногами и придерживаясь руками, а другой встает сзади и по команде «Марш!» толкает его за плечи вперед до флажка. У флажка партнеры меняются местами и возвращаются к линии старта. Вторая и последующие пары выполняют то же задание.

Челночная эстафета в тройках

Дистанция для бега, 10 м, обозначена флажками. Команды делятся на тройки (тройка на одни санки) и строятся так, чтобы на старте и финише было по две-три тройки, т. е. одна половина команды стоит напротив другой половины у флажков. По команде «Внимание» первые тройки на линии старта готовятся к старту: один на санках, второй спереди, третий сзади. По коман де «Марш!» они бегут к флажку, там игроки меняются местами и возвращаются назад, снова меняются местами и бегут к фи нишу. Получается челночный бег 3х10 м. Закончив бег, тройка отдает санки второй тройке и беговое упражнение повторяется. Учитель следит за тем, чтобы дети в тройках правильно менялись местами, для этого целесообразно дать им номера и сказать, что в первом забеге первый везет сайки за веревку, третий толкает сзади, а второй сидит. У флажка на санки садится третий, а второй везет и т. д. Эстафета трудная, дает большую на грузку. Игра продолжается до возвращения троек на свои первоначальные места.

Игры в помещении

Кто скорее

На полу протягивается бечевка длиной 2 метра. Двое играющих, повернувшись спиной  друг к другу, встают так, чтобы концы бечевки находились у них между ступнями и выходили несколько вперед (ноги на ширине плеч, руки подняты вверх). Один из играющих громко считает до трех, после чего оба игрока быстро наклоняются и каждый из них старается первым схватить за конец бечевки и выдернуть ее из-под ног. Кому это удастся сделать — тот считается победителем.

Проворные мотальщики

Для игры необходимо иметь две пустые катушки. К ним привязывают прочную нитку длиной 3—4 метра. Середину нитки отмечают цветной ленточкой или бумажкой. Двое играющих берут катушки и отходят друг от друга, насколько позволяет длина нитки. По сигналу участники игры начина ют быстро наматывать на катушку нитку и продвигаться вперед. Задача каждого игрока заключается в том, чтобы первым намотать нитку до середины.

Хлопушка

Для игры надо иметь бумажные пакеты (их столько, сколь ко человек одновременно принимают участие в игре). Пакет надувается, завязывается и привязывается к палке, наклонно укрепленной на стуле. Пакет должен висеть на уровне груди играющего. Играющий становится к пакету спиной. Ему закрывают глаза, после чего он должен пройти 3 или 4 шага вперед, повернуться кругом и сделать столько же шагов обратно (идет с разведенными руками). Отсчитав положенное число шагов, играющий останавливается и хлопает руками, стараясь поймать пакет. Если пакет попадет между ладонями, то он, разрываясь, хлопнет. Это и является целью игры. Однако очень немногие достигают этой цели.

Joomla SEF URLs by Artio