Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Реализация информационных УУД в начальной школедля организации процесса электронного образования

Мустафина Разима Исмагилевна

Электронное обучение на современном этапе развития общества рассматривается как одно из направлений интеллектуального развития обучающегося.

Именно в начальной школе закладываются основы интеллектуальной культуры, формируются азы информационной и компьютерной грамотности, демонстрируются пути самостоятельного получения необходимых знаний, формируется умение творчески работать с информацией. Наиболее целесообразным решением в российской начальной школе сегодня является электронное обучение, скомбинированное с другими обучающими методами.

Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер - это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач. Более того, большинство вводимых понятий (объект, управление, исполнитель и пр.) являются именно теми понятиями, с помощью которых формулируются и решаются информационные и не только информационные задачи.

Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров, обучающих и контролирующих программ.

В процессе работы с такими программными средствами учащиеся, с одной стороны, отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой - повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.

Новые информационные технологии в образовании в органическом сочетании с традиционными методами обучения и воспитания повышают качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности.

Следует разбираться в таких понятиях, как компьютерное обучение (КО) и электронное обучение (ЭО). Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерное обучение — такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер. Однако современные разнообразные ТСО все больше развиваются на основе последних достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать более общий термин — электронное обучение, т.е. обучение с помощью систем и устройств современной электроники. Различают два основных вида ЭО:

-рецептивное — восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения " ДР-);

-интерактивное — обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме.

В 2013-2014 учебном году на базе МБОУ СОШ №1 с.Чекмагуш открылась инновационная площадка при ГАОУ ДПО Института развития образования Республики Башкортостан по теме «Повышение качества образования в условиях внедрения электронного обучения».

Электронное обучение невозможно без материально-технической базы. Каждый год ведётся активная работа по её улучшению. На данный момент информационно-образовательная среда МБОУ СОШ №1 соответствует требованиям ФГОС:

•          компьютерные классы -2

•          интерактивные доски-6

•          персональные компьютеры ( вкл. ноутбуки) -54

•          проекторы-15

•          программа интерактивного тестирования       VOTUM-1

•          документ –камеры-8

•          цифровые лаборатории по химии, биологии, физике-3

•          электронный журнал-100%

•          имеется выход в Интернет и локальная компьютерная сеть в 26 учебных кабинетах, в актовом зале, в библиотеке, в учительской, в кабинетах директора, завучей,  секретаря.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами как умение читать и писать.

Новые квалификационные характеристики должностей работников образования требуют от учителя владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями, владение и информационными и коммуникативными компетентностями. В свете этих требований в МБОУ СОШ №1 заместителем директора по ИТ ведется большая работа по обучению педагогов использованию ИКТ в образовательной деятельности.

Обучение учителей проходит как внутри, так и вне учреждения, также используются дистанционные формы обучения. В 2013-2014 учебном году весь педагогический состав школы прошли курсы при ГАОУ ДПО Института образования Республики Башкортостан c получением удостоверений  о дополнительной профессиональной подготовке по следующим темам: «Методика эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий в свете реализации ФГОС и концепции электронного обучения»,  «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Информационные и коммуникационные технологии в начальной школе», «Методика эффективного использования интерактивной доски в образовательной деятельности», и др. Также оказывалась помощь в виде обучающих семинаров-практикумов, которые проводили собственными силами и методическая поддержка учителям, активно использующим новые информационные технологии в учебном процессе. Учителя принимают активное участие в вебинарах, Межрегиональных Интернет-педсоветах «Электронное обучение: состояние, проблемы, обучение».

В течение года ведется административный контроль по использованию ИКТ на уроках по темам: «Применение информационных технологий в работе с одаренными детьми», «Использование Интернет-ресурсов», «Использование информационных технологий в начальных классах», «Интерактивные доски в образовательном процессе».

На сегодняшний день внедрение электронного обучения в начальное звено осуществляется по следующим направлениям:

1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.

2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки TMaker.

3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями.

4. Обработка результатов эксперимента.

5. Разработка методических программных средств.

6. Использование ресурсов Интернет.

7. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение, видеотрансляция.

8. Работа с электронным журналом (ufanet.ru).

МБОУ СОШ №1 одна из первых опробовала и запустила в районе проект «ufanet.ru». Сегодня преподаватели, ученики и их родители активно пользуются электронным журналом и дневником «ufanet.ru».  Введение электронного дневника даёт возможность контролировать качество обучения, общаться с родителями, с коллегами и администрацией школы напрямую. Очень удобно при заполнении тем уроков, выполнении отчётов, ведения классной документации. Можно прослеживать посещение дневника родителями и учащимися, отправлять задания  и принимать выполненные работы учащихся.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие  пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает  искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя. Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся младших классов является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.

В своей деятельности я рассматриваю ИКТ как способ постижения мира, как возможность личностно-ориентированного подхода к ученику, как источник дополнительной информации, как способ раскрытия индивидуальной активности учащегося и учителя. С использованием информационных технологий провожу и математику, и русский язык, и технологию, и рисование, и окружающий мир, но особенно удаются занятия во внеурочной деятельности, так как на занятиях можно выявить творчески способных и любознательных детей. Открыть небольшую завесу тайны, заинтересовать и попросить найти ответы на многие волнующие вопросы. Приобщение школьников к новым информационным технологиям я начала путем использования демонстрационных возможностей компьютера (электронный учебник «Мир информатики» (1-2 год обучения), электронной презентации Power Point, графического редактора Paint, Перво-Лого 3.0). Занятия с применением компьютерных технологий не только оживили занятия во внеурочное время, но и повысили мотивацию обучения, самооценку учащихся, снизили уровень тревожности по классу. Компьютер является очень сильным стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить свои фантазии и творческие идеи. Это не только расширяет и закрепляет  полученные знания, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника исключительно велика, стоит учить его как можно чаще излагать с помощью ИКТ. Использование информационных технологий, позволяют мне сделать занятие более содержательным, динамичным, познавательным, подталкивающим учащихся к поиску интересных фактов, материалов. К каждому занятию учащиеся видя, что учитель готовит большой дополнительный материал, стараются удивить его своими находками. С каждым занятием, применение ИКТ имеет изюминку новшества. Занятия по ИКТ провожу по своей авторской программе разработанной на основе программно- методического комплекса «Мир информатики», разработанная специалистами компании «Кирилл и Мефодий», наряду с печатным учебником и учебной тетрадью. Он предназначен для обучающихся младшей школы. Программное обеспечение, содержащее инструментарий для моделирования учебно-познавательной деятельности учащегося с использованием компьютера и средств мониторинга этой деятельности учителем с помощью локальной сети. Оно соответствует инструктивным письмам Министерства образования Российской Федерации о преподавании информатики в начальной школе, обязательному минимуму содержания образования по информатике в общеобразовательной школе, Федеральному государственному образовательному стандарту.

Главная цель курса — дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

При изучении курса ставятся следующие задачи:

         Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;

         Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;

         Формирование алгоритмического подхода к решению задач;

         Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;

         Пропедевтика таких понятий, как множества;

         Формирование навыков работы с различными исполнителями;

         Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности;

         Развитие творческого подхода к деятельности;

         Практико-ориентированность, формирование навыков самостоятельной работы, направленных на решение простейших практических задач при использовании основных пользовательских возможностей информационных технологий и процессов;

         Умение применять программы;

 

Программа базируется на современных принципах и подходах к преподаванию информатики в школе, адекватна концепции школы и отвечает требованиям к уровню подготовки учащихся, заложенным в ФГОС (2011г.). Пропедевтический курс «Мир информатики» можно условно разбить на 2 модуля: подготовительный (1-2класс), прикладной (3-4класс).

С 1 по 4 годы обучения программа “ Мир информатики” представляет собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

         системность;

         гуманизация;

         междисциплинарная интеграция;

         дифференциация;

         дополнительная мотивация через игру;

         творчество;

         поисковая деятельность;

         самореализация.

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

Примерная структура занятия

1.         Организационный момент (1-2 мин)

2.         Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)

3.         Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (10 мин)

4.         Физкультминутка (1 мин)

5.         Работа за компьютером (10-15 мин)

6.         Релаксация (1 мин)

7.         Подведение итогов (2 мин)

По каждой теме с учащимися  проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся проводится диагностические тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.

Организация деятельности обучающихся по данной программе позволило моим ученикам участвовать в творческих проектах, конкурсах различного уровня. Ежегодно принимаем участие в муниципальном и республиканском конкурсе работ по информационным технологиям среди школьников «КРИТ». Имеются победители и призёры конкурса 2012год- 1место(Гайнанов А.), 3 место (Юсупов А.), 2013год-1место(Саидов Н.), 2014год-1 место(Мустафина Н.) в номинациях «Компьютерная презентация», «Power Point-анимация», видеоролик.

Описанная  программа дает возможность помочь младшему школьнику безболезненно перейти к электронному обучению. На уроке учитель не теряет время на изучение устройств компьютера, наоборот  дает возможность разнообразить урок и сделать их более эффективным в развитии УУД обучающихся благодаря внеурочной деятельности по курсу «Мир информатики».

Таким образом, электронное обучение в начальной школе помогает учителю осуществлять  процесс обучения младших школьников, тем самым формируя информационную активность ребёнка в учении.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio