Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Разнообразные виды проверки домашнего задания

Романовская Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №147 Красногвардейского района

 

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний.

Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки. Новые подходы к современному уроку  вопрос об организации проверки домашней работы ставят одним из главенствующих в методике преподавания

Основная задача  учителя на этапе всесторонней проверки домашнего задания заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы.             Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом и это обязательный элемент каждого школьного урока. Простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием.

Именно поэтому сейчас учителя приходят к инновационным методам проверки.  К таким методам относятся :

Постановка неожиданных вопросов. Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.

Рецензирование устного ответа. Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

Диктант на основе домашнего упражнения. На уроках русского языка учитель может подготовить выборочный диктант, графический диктант, диктант с группировкой по орфограммам. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты.

Краткий письменный ответ на вопрос. Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.

Проверка с помощью новых компьютерных технологий. Текст заданного упражнения, примера или задачи проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.

 

Как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания, способствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу.

 

Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего

задания.

«Блиц - опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ - несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право

отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами : «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.

«Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо

(предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.

«Диктант для «шпиона». Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла, на уроках математики, географии.

Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его,запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть . Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок ( или сделает меньше других).

 

«Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить ребенка на работу.

Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.

«Найди ошибку». Вариант 1. Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.

Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.

«Пинг-понг». Вариант 1. К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.

«Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.

«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.

Вариант 1. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.

Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.

Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».

Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.

2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.

3-й ученик. Лоскутами, похожими на  прическу клоуна.

«Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор- это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой- зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую - будь добр, отвечай.

При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух - трех (не обязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.

«Тренировка памяти и внимательности». Это достаточно интересный прием, он особенно эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно читали домашний параграф. Учитель дает ученикам лист, на котором посередине расположен текст, часть стиха. Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно- что же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться.

«Узнай меня». На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.

Прием «Учебный диалог с автором учебника»- прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.

«Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам,  а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.

«Экипаж»- класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки.

Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

· Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;

· Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;

· Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;

· Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;

· Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).

И, наконец, самое важное - учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.

Необходимо отметить, что перечисленные выше способы проверки домашнего задания на школьном уроке будут эффективными, если будут применяться комплексно и систематически.

А это означает, что  и формы контроля домашнего задания могут быть различными

Ø   контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы учеников на уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;

Ø   косвенный контроль с помощью тестов,  диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включён материал, идентичный заданному на дом;

Ø   контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы одноклассников;

Ø   внеурочная проверка учителем тетрадей; только через проверку тетрадей учитель может сделать вывод об умении учениками оформлять задания, какие ошибки допускаются чаще всего и т.д.;

Ø   непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;

Ø   взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);

Ø   самоконтроль учащихся:  сверка выполненного домашнего задания с написанным на доске или с воспроизведённым с помощью  компьютера на  интерактивной доске;

Какую форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида домашнего задания и, с другой стороны, от отношения к ним учащихся.

 

Как же решать проблему контроля и оценки домашнего задания?

Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить.

Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма выполнения задания.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки – вместе с другими факторами педагогического процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Если мы отказываемся от контроля домашнего задания или относимся к нему недостаточно серьёзно, мы разочаровываем тем самым ученика, поскольку игнорируем его работу, его достижения. Негативные последствия такого рода следует ожидать особенно тогда, когда работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает внимания на выполнение домашнего задания.

Результат выполнения домашнего задания имеет  для учителя двойную функцию. Во-первых, он является объектом контроля деятельности учащихся, а во-вторых, что ещё более важно, – своей собственной деятельности на прошлом уроке.

И ещё несколько советов:

Ø   с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно домашнее задание;

Ø   используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания;

Ø   определите, что и как вы будете оценивать, будете ли за это ставить отметку, исходя из конкретных условий, а также учитывая воспитательное воздействие оценки;

Ø   если ученики не выполняют домашнее задание, ищите причины и затем решайте, как их устранить;

Ø   добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

Ø помните, что проверка домашнего задания является неизбежной частью и необходимым дополнением к хорошему уроку

Организуйте проверку так, чтобы ученики не сочли данный этап «самым скучным» на уроке.

Гармоничное сочетание различных видов, форм и методов подачи и проверки домашних заданий  повлияют на формирование самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной мотивации, формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом

классе.

Кроме образовательного , чрезвычайно велик воспитательный потенциал  домашних заданий. Ведь учитель даёт знания,  прежде всего для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом благородном деле домашние задания – незаменимый помощник. Главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно.

Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут ответственно подходить к выполнению домашнего задания

 

Список литературы

 

1. Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998.

2. Дейкина А.В. О домашних заданиях по русскому языку.- Журнал «Русский язык в школе». 1984, №6.

3. Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2004г.

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio